ЧЕЧНЯ. Имамат как государственное образование возник 7 марта 1840 года вследствие провозглашения в Урус-Мартане (город в ЧР) имамом Чеченского Мохка покинувшего Аварию после падения Ахульго Шамиля Гимринского. В скором времени масштаб деятельности вновь избранного имама распространился далеко за пределы собственно Мохка; как итог, Шамиль стал известен современникам как «Имам Чечни и Дагестана», хотя его влияние проникло и в пределы черкесских владений.
На раннем этапе деятельности в Мохке Шамиля окружили такие выдающиеся чеченские предводители, как Шуаиб Цонтароевский, известный как «маршал лесной войны»; Талхиг Бациев-Шалинский, разработчик артиллерийской тактики «кочующих батарей»; Байсангур Баршкиев-Беноевский, прозванный современниками и самим Шамилем «Биргез» и «Таш-адам» (Человек-камень); Юсуф-Хаджи Сафаров, получивший академическое военное образование в османской Турции, и многие другие.
Что касается Юсуфа Сафарова, то именно ему принадлежит заслуга введения в Имамате нормированного законодательства («Низама»), системы «муртазеков» (военная структура, введенная в Мохке как альтернатива регулярной армии; при этом остальные горцы выступали в походах как ополченцы), возведения ряда укреплений и разработки наградной системы, которая возникла не позднее 1841 года и угасла с падением столицы Имамата – Ведено (село и административный центр одноименного района в ЧР) – в 1859 году.
При ознакомлении с трудами, целиком или частично посвященными теме орденов Имамата, стало очевидным, что существует необходимость создания каталога известных на сегодняшний день наград, врученных чеченцам. При этом, отметим, что правом награждения обладал не только Шамиль, но и некоторые личности, наделенные им соответствующими полномочиями. Например, таковыми правами пользовались чеченцы Шуаиб-мулла, Уллуби-мулла, Талхиг и др.
Ценные, но, зачастую, противоречивые данные по особенностям наградной системы обнаруживаются в офицерских рапортах царского времени, мемуарах, записках и т. д. Особенно привлекает внимание свидетельство самого Шамиля, зафиксированное М. Казем-Беком в своем очерке. Впрочем, разнящиеся данные, приведенные в источниках, свидетельствуют о слабом понимании рассматриваемой наградной системы современниками.