ЧЕЧНЯ. Мало кто знает, что один из самых известных наибов Шамиля чеченец Юсуф-Хаджи Сафаров, который в 1840 году по личной просьбе Имама приехал из Египта в звании полковника египетской армии, был единственным профессионально подготовленным сподвижником в ближайшем окружении Шамиля и стал человеком, который практически заложил основы Имамата.
Справка: Уроженец с. Алды (родины шейха Мансура) Юсуф-Хаджи в пятилетнем возрасте был вывезен отцом на хадж в Мекку. Случилось так, что в Мекке отец умер, а мальчик остался жить в одной из знатных мекканских семей. Повзрослев Юсуф получил в Египте блестящее военное образование, стал инженером, занимался проектированием и строительством ирригационных сооружений и принимал участие в основании нескольких городов Египта. Помимо чеченского, арабского и турецкого владел еще десятью языками.
Имамат и Юсуф-хаджи Сафаров. Прибыв на Кавказ, Юсуф-Хаджи по поручению Шамиля первым делом разработал свод законов - Низам (от арабск., «дисциплина»), который регулировал все сферы общественной жизни имамата: военную, административную, судебную и финансовую. Занялся он и созданием государственной структуры Имамата: центрального органа управления (диван-хана), местных органов управления госказны, армии, и налоговой системы. Основным источником поступления в казну стал закят - подушная подать натурой и деньгами.
Армия Имамата. В 1841 году Юсуф-хаджи приступает к реорганизации армии Имамата. Им было разработано специальное положение, согласно которому все мужское население Имамата от 15 до 50 лет считалось военнообязанным. От каждой семьи выставлялся один человек. Армия состояла из регулярных войск и ополчения и делилась на три рода войск: кавалерия (феварис), пехота (мешшат) и артиллерия. Два начальника из трех родов войск были чеченцами - начальник артиллерии Талхиг Шалинский и кавалерии Гойтемир Ауховский. Была организована и гвардия - муртазеки. Муртазеки выставлялись по одному всаднику от каждых десяти хозяйств. Гвардия набиралась только в Чечне. При необходимости проводилась тотальная мобилизация всех способных носить оружие, при этом на позиции могли выйти и женщины (вспомогательные функции). Рядовые муртазеки в случае призыва ополчения становились десятниками над ополченцами. Тактической единицей боевой силы стал «альф» - полк из тысячи человек. Полк делился на два батальона («хамсамиа»). В каждом батальоне было по пять рот («миа») по сто человек. Рота состояла из двух взводов («хамсин»), а взвод из пяти капральств («амара»). Начальники подразделений назывались «раисульальф» (тысячник), «раису-хамса-миа» (пятисотенник), «раису-хамсин» (пятидесятник) и «раису-амара» (десятник). Каждый начальник имел свой особый значок, а полк свое знамя.
Post scriptum. Уже к концу 1841 года, судя по переписи населенияь в 1841 году, в армии насчитывалось 65 тысяч человек. Царские военачальники исчисляли силу Шамиля приблизительно в 5 тысяч муртазеков и 48 тысяч ополченцев.