ЧЕЧНЯ. Цитата Аль-Карахи о казнях соплеменников из Лезгистана, учрежденных Шамилем после объявления чеченского Имамата в Урус-Мартане, вызвали шквал негодования, будто бы это спекуляция, обусловленная недовольством Шамилем одними лишь итогами своей 6-летней проповеднической деятельности в Лезгистане (под Лезгистаном разумеются современные горные районы Республики Дагестан). Чтобы развеять эти мысли, приведем цитаты из знаменитой хроники Аль-Карахи о событиях 1837 года: «Шамиль подошел к селению Цекоб (цекал), но там с ним сразились гидатлинцы (хид). Они позволили ему переправиться через свой мост. Тогда Шамиль перешел в ущелье ратлубцев (рихик).
Большинство ратлубцев сразились с Шамилем, но некоторая часть их выразила тогда свое согласие с ним. Тут подошли карахцы и настелили там мост, после чего Шамиль вышел к ним из того ущелья». В другом месте: «Русские полностью блокировали мюридов. Вместе с русскими были тогда андалальские и куядинские мунапики и их вассалы, причем куядинцы оказались одними из наиболее зловредных по отношению к мюридам. Были с ними также Мухаммадмирза-хан Казикумухский и Ахматхан Равнинный со своими полками». В другом месте: «Когда, однако, он (Шамиль) прибыл с воинами к хуторам ассабцев (ис), те дали мюридам сильнейшее сражение. Войско Шамиля бежало. Ассабцы убили, захватили и разделили [многих] мюридов». Кто был главнейшей порукой Шамилю при всех этих событиях? У Аль-Карахи есть ответ и на это: «…Шамиль вернулся назад со своими товарищами числом менее сотни, среди которых находились хаджи Ташав и его товарищи-чеченцы».
Естественно! Шамиль злился на соплеменников. Разумеется, в такой атмосфере он ни за что не создал бы государство. Очевидно же, что чеченцы с самого начала показали, что они – опора и фундамент для реализации геополитического проекта «триумвирата» – Магомеда Ярагского, Гази-Мухаммада и Джемалуддина Казикумухского.
Ничего не происходило «случайно». Итак, никогда не было и не существовало «Имамата Дагестана и Чечни». Был Имамат – как государство – созданное в чеченском Мохке. При этом отметим, что поведение соплеменников Шамиля было естественным, ведь они – были подданными лезгистанских ханов и князей, где были собственные исторические феодальные области: Аварское ханство. Казикумухское ханство, Тарковское шамхальство, Мехтулинское ханство, Акуша (со своим кадием) и прочие. Создание новой государственности на базе уже существующих феодальных государственных образований со своими династиями оказалось НЕВОЗМОЖНО. Вот так Шамиль явился в чеченский Мохк.