В состав Кавказской туземной конной дивизии, образованной 23 августа 1914 г. по высочайшему указу императора Николая II, вошли 6 полков: Кабардинский, Чеченский, 2-й Дагестанский, Ингушский, Черкесский и Татарский. В двух из них – Черкесском и Кабардинском, черкесы (адыги) составляли основной костяк. Так, из четырех сотен Черкесского полка две состояли только из адыгов, проживавших в Кубанской области: 1-я, Екатеринодарская, – из черкесов-добровольцев близлежащих к г. Екатеринодару аулов; 79 2-я, Майкопская, – из черкесов Майкопского и Лабинского отделов; 3-я сотня, Баталпашинская, была смешанной – в нее, кроме черкесов, входили абазины, карачаевцы, ногайцы, проживавшие в Баталпашинском отделе (ныне Республика Карачаево-Черкесия) и, наконец; 4-я, Абхазская, сотня состояла из абхазов.
В Кабардинский полк, сформированный в Терской области, кроме адыгов (кабардинцев) вошли и балкарцы. С первых дней Первой мировой войны практически во всех газетах, от крупных центральных до самых мелких городских изданий, публиковалась информация о военных действиях. Газеты имели своих корреспондентов на театре военных действий, освещали военную жизнь, ежедневно помещали статьи, фельетоны, обзоры печати, последние сообщения Петербургского телеграфного агентства и «Военного вестника».
Под общим названием «Телеграммы Петроградского Телеграфного агентства» в каждом номере помещалась различная информация о ходе боев под рубриками: «На русском театре военных действий», «Обзоры военных действий», «Армейские вестники», «Наши потери» и пр. Наряду с этим, с самого начала войны в различных газетах стали появляться публикации о Кавказской конной дивизии, ее полках и геройстве ее всадников. Эти очерки, под заголовками: «Горцы», «Горцы на войне», «Кавказцы», «Дикая дивизия», «Туземцы» и пр., печатались в центральных газетах, а затем перепечатывались в местных изданиях с небольшими сокращениями.
Безусловно, в условиях военного времени все эти материалы проходили строгую военную цензуру и были рекомендованы к публикации в изданиях всех уровней. Как считают исследователи, освещение действий кавказцев на войне, было частью пропагандистской кампании, «имевшей целью формирование положительного общественного мнения в России». Тем не менее, в настоящее время эти газетные публикации являются важным историческим источником для исследования и понимания различных аспектов военной действительности, воссоздающим дух времени, который довольно сложно, а порой и невозможно обнаружить в официальных документах, отложившихся в различных архивах. Большая часть газетных публикаций тех лет, касающихся Кавказской конной дивизии, исследованы и использованы при написании ее истории в целом и отдельных полков, в частности.
Вместе с тем, вне поля зрения историков остается еще довольно большой массив материалов периодической печати, способных добавить интересную информацию для воссоздания более полной картины Первой мировой войны. В основном это касается малоизученной до настоящего времени истории Черкесского полка. Данное обстоятельство и побудило нас обратиться к этой теме. Итак, из огромного числа газетных материалов, посвященных тому, как воевали кавказцы на фронтах Первой мировой войны, в данной статье мы рассмотрим лишь те, которые непосредственно касаются черкесов Черкесского полка.
В самом начале войны, в дни формирования Черкесского полка, газета «Кавказ» за 13 сентября 1914 г. сообщала о смотре в Екатеринодаре «сотни добровольцев-черкесов, снаряженных близлежащими аулами», который устроил атаман Екатеринодарского отдела полковник Павел Никифорович Камянский. В небольшой заметке содержится важная информация: «Атаман отдела поздравил черкесов за бравый и боевой вид. Черкесы дружно отвечали: «Берекет берсин» (покорно благодарю). Все черкесы приведены муллойкадием к присяге и отслужили молебен о даровании победы русскому воинству».
Горцев зачисляли на службу со своим конем, седлом и снаряжением к нему, холодным оружием – кинжалом и шашкой, а также особым образом оформленной одеждой. Всадники-добровольцы были одеты в черкески с нашитыми на них морскими погонами. Так, черкесы были в светлых серо-коричневых черкесках, в черных папахах с белыми башлыками. На погонах у них была вышита шифровка из двух букв – «Чр», обозначающих Черкесский полк. А кабардинцы были одеты в черные черкески, в черные шапки с синими верхами и с синими башлыками, на погонах у них было вышито «Кб».
В сентябре 1914 г. завершилось формирование дивизии кавказских горцев, а в октябре эшелоны повезли ее полки на Украину, в Подольскую губернию, где в скором времени они вступили в боевые действия на Юго-Западном — австрийском фронте. Пребывание «Дикой дивизии» на территории Украины и участие ее в боевых действиях против австро-венгерских войск нашло свое отражение во многих выпусках периодической печати того времени.
В газетных публикациях всех представителей народов Кавказа чаще всего называли «горцами» или «кавказцами», вместе с тем, нередко указывалась и национальность – ингуш, кабардинец, чеченец, черкес, осетин, абхаз и др. Авторы очерков, посвященных кавказским всадникам, кроме общих характеристик, присущих всем горцам, отмечали отличительные черты каждого представителя народов Кавказа, как в поведении, так и во внешнем виде.
К примеру, интересную информацию, касающуюся внешнего вида и характера воинов-кавказцев, мы находим в очерке «Алые башлыки» писателя и журналиста, графа Ильи Львовича Толстого, в котором он описывал свои впечатления от увиденного им 26 ноября 1914 г. во Львове на смотре Кавказской туземной конной дивизии. Этот очерк впервые был опубликован в начале 1915 г. в московских журналах «День Печати» и «Голос Москвы», затем перепечатан в местных изданиях, в том числе в газетах «Прикарпатская Русь», «Кубанские областные ведомости» и «Терские ведомости»
checheninfo.ru