ЧЕЧНЯ. История возникновения государства Симсим, его контактов с соседними областями и характер взаимоотношений с золотоордынской элитой в период “великой замятни” представляет для нас большой интерес, поскольку позволяет взглянуть на социально-политическую картину края (Северо-Восточного Кавказа и Чечни, в частности) в позднесредневековый период (XIV в.). Наиболее подробно данная тематика разобрана в трудах А.Е. Криштопы, Э.В. Ртвеладзе и Х.А. Хизриева. Традиционно, источником информации выступают, в первую очередь, документальные записи, иные тексты современников, а также работы позднейших исследователей. В числе первых Низам ад-Дин Шами, Шереф ад-Дин Йезди, Абдуррезек Самарканди и пр. За скупостью сведений, касающихся отдельных личностей-участников событий 1395-1396 гг. и предшествующего периода, историки закономерно ищут дополнительные источники информации в устной традиции народов, вовлеченных в междоусобные войны и политические конфликты сверхдержав рассматриваемой эпохи. В нашем анализе, указывая также на выявленные нами сведения из чеченской хроники, а также подкрепляя документальные свидетельства данными из исторических преданий, мы попытались указать на ранее не обозначенные аспекты взаимоотношений народов Кавказа и золотоордынских ханов и процессов, происходивших в княжестве Симсим.
Нападение на Мамая, Татартуп и Мажар. Любопытные сведения о событиях в северокавказском регионе в XIV в. можно обнаружить в выписках из архива командовавшего Моздокским полком (сер. XVIII в.) генерала царской армии Султана Казы-Гирея. В одной из них сообщается: «В 763 г. Гиджры (1365 г.) при хане Берды-беке Ламрой Кересты убили Мамакая, напалина Татар-туп, долго бились, но не взяли и ушли на Куму, где много вреда сделали Канкалам(ногайцам) и Аройтам (калмыкам)». Алановед В.А. Кузнецов, анализируя содержание данного текста, объективно задался вопросом: «Кто такие “Ламрой Кересты”?» Ссылаясь на исторические предания чеченцев, ученый отмечает:
«По старым чеченским преданиям, записанным И. Поповым, “к стороне Баш-лама (Казбека) есть горы, из которых вытекают рр. Асса, Фортанга, Геха. Это горы “Аки-лам”, там живут или жили при наших предках “лам-кристы” (“горные христиане”), и это наша колыбель, как и колыбель других чеченских родов”» [7, c. 173; 11,267]. Действительно, согласно преданиям, вплоть до XVI – пер. пол. XVII в. чеченцы исповедовали христианство и называли соплеменников-христиан "лам-керстами”, а само христианство "ламкерсталла”.
Возвращаясь к историческому содержанию выписки из архива Султана-Казы-Гирея, отметим, что 763 год хиджры в действительности соответствует промежутку между ноябрем 1361 и октябрем1362 года, на что также указывает и В. Кузнецов (1361-1362) [7, c. 172]. Исследователь считает в полне вероятным нападение чеченцев на главный предгорный форпост золотоордынцев. Ученый пишет: «…их нападение на Татартуп в 1361 г. могло быть. Причин набега “горных христиан” мы незнаем, но если он был, то это еще один факт, говорящий об ослаблении Золотой Орды и ее контроля над Эльхотовскими воротами и областью Ардоз в начале 60-х годов XIV в.». Далее, развивая мысль, В. Кузнецов отмечает: «При наличии сильного татарского гарнизона, тем более тумена, народ “лам-кристы” вряд ли рискнул бы на подобную акцию, тем более пойти на Куму и, следует полагать, напасть на район Маджара» [7, c. 173]. Таким образом, по мнению исследователя, движение чеченского отряда в сторону “канкалов” и “аройтов” подразумевало его появление у берегов Кумы близ г. Мажары. Возникает также вопрос касательно личности “Мамакая”, “убитого” чеченцами перед нападением на Джулат. Здесь справедливо будет заметить, что город Мажары, являясь, пожалуй, центральным золотоордынским городом в северокавказском регионе (включая плоскость), был знаменит своей строительной архитектурой, главным материалом которой выступал знаменитый мажарский кирпич, известный как “Мамайский”. Данный стройматериал «выделывался на месте, и самое существование древних кирпичных заводов в этой местности устанавливается остатками горнов и громадными кусками сплава (шлаки), служащего характерными признаками обжигания».
Не секрет, что название “Мамайский” было связано с личностью беклярбека Мамая, поощрявшего развитие градостроительства. Последнее обстоятельство может объяснить причину, по которой чеченский отряд после осады Татартупа направился в сторону Мажара – место, куда должен был бежать разбитый Мамай. На правомерность отождествления Мамакая и Мамая указывает следующее замечание: «Кроме того, передача тюркских и монгольских имен в персидских текстах варьирует в зависимости от диалекта, через который эти имена попали к автору; поэтому в текстах можно встретить написания Бату и Батуй, Берка и Берке, Кутлу и Кутлуҕ, Мамак и Мамай».
Личность Мамая в истории коренных народов Кавказа достаточно противоречива. В чеченских преданиях Мамай упоминается неоднократно. Х.А.Хизриев справедливо отмечает, что деспотизм Мамая «глубоко отразился в памяти народов Северного Кавказа. Его именем осетины пугали своих детей. Оно запечатлелось и в названии Шелковского городища – Мамаевское». “Мамаевское” городище расположено в пределах современной Чечни в 4 км севернее р. Терек. Соответственно, чеченцы (та часть народа, которая не покорилась монголо-татарам), закрытые в ущельях и подвергавшиеся периодическим набегам ордынцев, непосредственно были знакомы с “Мамаком”, возглавлявшим ордынскую администрацию с 1357 года. Таким образом, мы полагаем, что отряд чеченцев-христиан, разбив Мамая (вероятно, у “Мамаева” городища), отдыхавшего в летней резиденции близ Терека, направились далее вверх по течению Терека и обрушились на Татартуп. Продержав город в осаде, но, не сумев взять его, отряд “лам-керстов” направился по следам Мамая в Мажары и обрушился на местные ордынские племена, учинив им «много вреда».
У.Б. Далгат пишет о чеченских преданиях, в которых “нарты” (те же “керестаны”, т.е.христиане) «погибли в Татар-Тупе… выпив расплавленную медь». В другой версии предания вместе с “нартами” фигурируют и “орстхои” (т.е. карабулаки, чеченское общество). Нам удалось обнаружить два исторических предания чеченцев, описывающих предысторию и подробности вышеописанного нападения чеченцев на Татартуп и, по-видимому, Мажары.
Материалы, собранные доктором медицинских наук Р.У. Берсановым со слов Шамсудди Хусаинова(1923 г.р.) и Абдул-Межида Хамзатова (1930 г.р.) в Гендергеное (1993 г.) и Гельдыгене (1992 г.) соответственно. Согласно повествованию информаторов, чеченцы-“лам-керсты”, обитавшие в горах большой Нашхи (историко-географическая область Чечни) при поддержке грузинского царскогодвора, выделившего лошадей и ремесленников, подготовили всенародное военное ополчение в целях освобождения чеченской плоскости от кочевников (букв.: “гIумхой”, т.е. “кочевники, песчаники”). Предводитель чеченского ополчения состоял в родстве с царем Грузии (был кузеном по женской линии); жеребят на плечах перевезли через горные теснины в Нашху и вырастили как боевых скакунов. Наконец, подготовившись к наступлению, чеченское войско, стало спускаться из горной области Нашхи на равнину (букв.: “некъ боккхуш”, т.е. “делая дорогу”; по-видимому, прорубая просеки в лесах) и направилось в сторону главного города кочевников, где располагалась ставка кабардинцев, постоянно причинявших вред горцам. Чеченцы напали на город (букв.: “гIала”), затем разрушили их область (буквально: “мохк”), а затем, напав на столицу (букв.: “коьрта шахьар”, т.е.“главный город”) кочевников, разрушили усыпальницы их умерших предводителей, собрали кости(букв.: “дайн Iахкарш”, т.е. “останки отцов”) “семи поколений” усопших и сожгли их все, чтобы стереть следы пребывания врага на чеченской земле. Затем жители гор начали вновь осваивать плоскость, пребывая в безопасности. Грузины-ремесленники и инструкторы, помогавшие чеченцам, остались жить вместе с ними. Единственное расхождение в сведениях информаторов (при общей тождественности повествования) заключалось в продолжительности оккупации равнины кочевниками. Два независимых информатора утверждали, что плоскость была под властью степняков 80 лет или 135 лет. Учитывая тот факт, что движение военного отряда чеченцев из горной области на плоскость было возможно лишь поздней весной – летом – ранней осенью, когда в горах оттаял снег и прекратились паводки, за 763 г. хиджры мы приняли лето 1362 года.
19 нед."Нравится": 2Ответить
Следовательно, если рассчитать начало оккупации чеченской плоскости по обеим версиям (80 и 135 лет), мы получаем 1282 (1362 минус 80) и 1227 (1362 минус 135) годы. Эти датировки максимально близки двум знаменательным датам: первому столкновению кавказцев с монголами в 1222 году и покорению Дедякова в 1278 году (погрешность 4-5 лет). Так, в “Истории Российской” В. Н. Татищева сообщается о том, что в 1278 году монголо-татары и их вассалы «…взяша славный град язский Дадяков зиме месяца февраля в 8 день, и полон и богатство много взяша, а иных смерти предаша, а град их сожгоша». Исходя из этой логики, мы полагаем: 1) сведения о 80 и 135 годах оккупации плоскости, вероятнее всего, были известны информаторам благодаря каким-то записям из традиционных родовых чеченских летописей (“тептар'ов”), иначе нельзя объяснить такую точность в датировании событий многовековой давности; 2) можно предположить, что 80 и 135 лет разных информаторов подразумевали начало и завершение процесса утверждения монголо-татар на плоскости.
Читать далее
checheninfo.ru