ЧЕЧНЯ. B 1360 г. Каир-хан - чеченский правитель, вассальный глава улуса Симсим, входившего в состав Золотой Орды, находившийся в тесных отношениях с монгольскими ханами, в частности, Навруз-ханом и Хизир-ханом, - распространил свою власть на пределы стратегических пунктов на востоке: Чир-юрта и Хунзаха. В Хунзахе обустроился брат Каир-хана, Сурак-хан («Летопись об исходе чеченцев из Нахчувана...»), ранее в качестве областного наместника проживавший в Нузале, по названию которого он был прозван первым «нузалом» Хунзаха.
В том же году, после воцарения Хизир-хана, последний направил Каир-хана, а также дигорского владетеля Алтанцы-бека на с переговоры русскими князьями по случаю назревавшего межконфессионального конфликта в Орде, спровоцированного «татарскими» погромами в городе Жукотине. После начала «великой замятни» в Орде и узурпации власти темником Мамаем, Каир-хан выступил в качестве жесткой оппозиции последнему и, пользуясь безвластием в «Волжском царстве», обьявил о суверенитете Симсима путем ряда успешных военных предприятий.
В 1362 г., как сообщает об этом рукопись Султан-Казы-Гирея, чеченцы напали на Мамая («убили Мамака»), чья летняя ставка располагалась в границах Шелковского городища (ЧР), затем осадили Татар-Туп вместе с находившемся здесь золотоордынским гарнизоном, а затем разгромили ойратов и канкалов, подступив к Мажарам, где находилась резиденция Мамая. Описанные события имеют свою предысторию. Согласно полевым источникам, чеченцы заранее готовились к событиям весны 1362 г.; при поддержке грузинского царя (по-видимому, Баграта V) в Страну чеченцев были переброшены ремесленники и оружейники, помогавшие в спешном приготовлении обмундирования для чеченской армии. Более того, из Грузии были перевезены жеребята, выращенные в горах «народа Нахче» в качестве боевых скакунов. У
же затем, весной (1362 г.), состоялся разгром кочевников этой армией под предводительством Каир-хана. Интересен и тот факт, что чеченцы в рукописи Султан-Казы-Гирея названы «Ламрой Кересты», что буквально означает в переводе с чеченского на русский язык «горные христиане». Именно так чеченцы именовали христиан-соплеменников вплоть до исламизации общества. В этой связи вспоминается сообщение из манускрипта грузинского католикоса Евфимия об отправке к «народу Нахче» «...строителей крепостей и монастырей...»; здесь же, согласно тому же источнику, уже существовала церковь, которую обслуживала грузинская епархия. Согласно некоторым данным, описываемые события относятся к 1310 г. В другом источнике («Алгузиани»), тоже грузиноязычном и хранившемся в монастыре в селении Нузал, также упоминается «чеченский царь Каиран», или «Каир-хан» (там же), состоявший в союзе с монголами и боровшийся с третьей стороной.
Все это в совокупности указывает на то, что Грузия, традиционно расценивавшая чеченцев в качестве стратегических партнеров и северного «щита» от кочевников, приняла непосредственное участие в разгроме чеченцами (под предводительством Каир-хана) Мамая и достижения улусом Симсим суверенитета в 1362 г. Кроме того, факт расположения в Нашхе, или, по-видимому, «Нахче» упомянутого выше источника, одного из главных христианских, а впоследствии судебно-законодательного центра на территории современной Чечни, отражен в источнике XV века, а также в других источниках, описывающих события того же и следующего столетий. Более того, эти объекты зачастую обслуживали этнические грузины, а чеченское слово «моцкъар», или «мозгӀар» (т.е. священник) было связано с грузинским «моцIкъвари».
Источник: Тесаев З. А. Чечено-грузинские контакты в XIV-XVII вв. Рефлексия, Nº 5 2020 r.)