А.И. Шавхелишвили,ссылаясь на документы, пишет, что царь Георгий Блистательный (1314-1346) в последние годы своей жизни «направляет строителей крепостей и монастырей на территорию племени нахчи», т.е. в чеченскую страну. Соответственно, это вновь указывает напоследовательность и объективность сообщений о помощи, оказанной грузинским царским домом чеченскому предводителю при подготовке военного ополчения в 1-й пол. – сер. XIV в. Упоминания кабардинцев в качестве противников чеченцев на плоскости подтверждается различными данными. В.А. Кузнецов отмечает по этому поводу: «Я полагаю, что быстрая и успешная миграция кабардинцевна восток в XIV в. должна рассматриваться и оцениваться в изложенном выше историческом контексте. Не исключено, что кабардинские воинские контингенты привлекались ордынскими властями для охраны предгорной равнины от не покорившихся и ушедших в неприступные горные ущелья остатков алан и других северокавказских племен вплоть до Чечни». Как справедливо отмечает ученый, миграция кабардинцев по территории Центрального Предкавказья до Чечни (улус Джучидов), имевшая место в XIV-XV вв., «не могла состояться без ведома и согласия монгольских властей, более того – она подразумевает какие-то неизвестные нам формы сотрудничества переселявшихся черкесо-кабардинских групп с татаро-монгольскими завоевателями». Историк пишет о крупных кабардинских могильниках в районе Эльхотово, свидетельствующих в пользу вероятности вхождения кабардинских воинов в состав золотоордынского гарнизона, защищавшего Эльхотовские ворота и Верхний Джулат. Это предположение подтверждают предания самих кабардинцев, в которых Татартуп «служил как бы путеводной звездой в истории».
В том же документе (выписки из архива) Султана-Казы-Гирея в сообщении о союзникахТохтамыша в борьбе против Тимура первыми фигурируют чеченцы (в комментариях Ф.С. Гребенец перечисляет общества, составляющие чеченский народ), а уже затем поочередно черкесы, русские,ногайцы, грузины, осетины, армяне и куманы («половцы или теперешние кумыки»). Поскольку крупный поход Тимура на Северный Кавказ начался в 1395 году, получается, что через 33 года (с 1362 г.) чеченцы вновь оказались в одном ряду (в авангарде!) с ордынскими войсками в конфликте с Тимуром. В данный исторический период предводителем чеченцев, возглавлявшим государство Симсим, различные документы называют Каир-бека (Гаюр-хана). Последний, согласно историческим преданиям чеченцев, и являлся тем самым военным предводителем, а впоследствии, правителем чеченцев, возглавившим разгром Мамая, затем осаду Татартупа и набег на Мажары. Наши последние находки в текстах древнерусских источников позволили обнаружить и документальное подтверждение этому тезису. В.Н.Татищев, составивший свою “Историю Российскую” по сведениям, почерпнутым из уже утерянных древнерусских летописей, в описании событий 1360-го года приводит следующее свидетельство: «По смерти же Науруса хана сяде на Волжском ханстве Хидыр хан заяитцкий, и же с востока прииде. И бысть тогда во Орде замятия велия…
Того же лета из Великого Новагорода разбойницы приидоша в Жукотин и множество татар побиша, и богатства их взяша. И за то разбойничество христиане пограблени быша в Болгарех от татар. И князии жуконсти поидоша во Орду к хану, биша челом, дабы оборонил себя и их от разбойников, понеже многа убивства играбления от них сотворитесь беспрестаннии. Хан же Хидыр посла трех послов своих на Русь: Уруса, Каирмека, Алатынцыбека (текст выделен мной. – З.Т.) князем руским, чтоб разбойников поимали и к нему прислали. И бысть князем съезд на Костроме: князь великий Димитрей Костянтинович из Володимера и брат его старейший князь Андрей Костянтинович из Нижняго Новагорода, князь Костянтин ростовский; и поимаша разбойников, и выдаша их всех послом ханскими со всем богатством их, и тако послаша их во Орду» [19, c. 518-519]. Согласно приведенным сведениям, в 1360-м году (после смерти Навруз-хана) на ханский престол Орды сел Хизир-хан. В том же году разбойники из Великого Новгорода явились в Жукотин, перебили и ограбили множество татар (мусульман). Разъяренные тем мусульмане “в Болгарех” (видимо, Башкирия, Татарстан) устроили христианский погром. Чтобы уладить назревающий межконфессиональный конфликт, хан Хизир направил на переговоры с русскими князьями трех послов, двое из которых – “Каирмек”(Каир-бек) и “Алатынцыбек” (Алатынцы-бек), по всей видимости, тождественны чеченскому правителю Каир-беку и осетинскому (дигорскому) владетелю Алтанцаку. Оба владетеля позднее станут участниками антитимуровской коалиции в числе союзников Тохтамыша. Отправка ханами послов-кавказцев на переговоры с русскими князьями (г. Тверь), по мнению исследователей, фиксируется впервые еще при хане Узбеке в 1327 году . Факт направления православных горцев для переговоров с православными же русскими князьями указывает на дипломатическую грамотность хана Хизира, а также на значение самих послови уважение к ним (в том числе, как к братьям по вере) русских князей. Имя Каир-бека рядом с именем Навруз-хана обнаруживается и в чеченской хронике, хранившейся ранее в личном архиве богослова Муллы-Изнаура.
В тексте анонимной “Летописи выхода предков чеченцев из селения Нахчувана” сообщается, что Кахир (он же Каир[-бек] или Гаюр[-хан]) был “кибтийским” ханом, т.е. христианином (в комментариях переводчик летописи А. М. Салгириев поясняет, что слово переводится как “коптский” и употребляется в значении “христианин”). Более того, в тексте сообщается, что в описываемый период калмыки (те же ойраты-аройты в выписке из архива Султан-Казы-Гирея) «занимали всю [плоскость], царем которых был Навруз-хан, [живший] на реке Терек. Он владел Темирказыком (смысл.: севером. – З.Т.) до Сарисина (т.е. Царицына, города на Волге. – З.Т)…» Действительно, известно, что со времени правления Берке-хана на берегу Терека располагалась официальная летняя резиденция хана Золотой Орды, именуемая Курна. Таким образом, Каир-бек действительно обнаруживается во времена Навруз-хана и Хизир-хана в роли активного политического деятеля. Что касается Алтанцака или “Алатынцыбека” летописи, то его родовое имение и башни располагались в ущелье р. Урух в осетинской Дигории.
События, произошедшие в дальнейшем на политической арене Кавказа и Золотой Орды, могут объяснить обстоятельства, при которых состоялось нападение чеченцев на Мамая, а затем Татартуп и Мажары. «Покоренные народы, - пишет Х.А. Хизриев, - зорко следили за положением в Орде. Народы окраин, давно ожидавшие удобного случая, чтобы освободиться от иноземного ига, активизировали свою освободительную борьбу. Этим обстоятельством незамедлительно воспользовались некоторые правители автохтонного населения и отдельные сепаратистски настроенные ордынские царевичи и темники». Ясно, что таковым правителем и владетелем (чеченцев), пока еще подчинявшимся Золотой Орде (до 1362 г.), являлся Каир-бек. Как видно из содержания русской летописи, чеченский владетель, по-видимому, был на хорошем счету у Хизир-хана и пользовался его добрым отношением. Однако, в скором времени ситуация в “Волжском государстве” стала быстро меняться.
В 1361 году к хану Хизиру в ставку прибыл князь Дмитрий Иванович (Донской) и, «и божиею милостию соблюдаем, до замятии выде из Орды, понеже по отшествии его из Орды замятия велия (т.е. великая смута. –З. Т.) во Орде воста». В том же году к Хизиру явились русские князья Дмитрий Константинович (Суздальский) из Владимира, его брат князь Андрей Константинович из Нижнего Новгорода, Константин Ростовский и Михаил Ярославский. Далее в летописи сообщалось: «Бысть при них замятия велия во Орде, и убиен бысть кроткий и смиренный хан Хидыр с меньшим сыном своим Кутлуем… и сяде на государстве Волжском Темир-ходжя, Хидырев сын старейший, а на луговой стороне хан Амурат (брат хана Хизира. – З.Т.), и устрой Сарай новый». Важная деталь повествования заключается в том, что русский летописец назвал ордынского хана (узурпатора и оккупанта по определению) «кротким и смиренным», что, по-видимому, указывало на атмосферу, царившую в его окружении и среди приближенных им людей. После смерти Хизира править стали его старший сын Темир-Ходжа и брат Амурат. Однако, в том же году «князь ординский темник Мамай воздвиже ненависть на хана своего, и бысть силен зело, и возста на хана своего на Темир-хозю, Хидырева сына, и замяте всею ордою его Воложским государьством, и прият себе хана именем Авдула. И бысть брань и замятия велия во Орде». Темир-Ходжа, изгнанный Мамаем, бежал за Волгу и был убит, пробыв у власти месяц и семь дней. На место хана Мамай посадил марионетку Абдулу, а сам продолжил борьбу с семейством Хизира, напав на Амурата и побив «многих князей ординских старых». Действия Мамая спровоцировали в Орде «великую замятню», что ясно прослеживается в текстах летописей. «Особенно тяжелыми для подвластных Золотой Орде, - пишет Х. Хизриев, - были годы с 1360 по 1380. В течение 20 лет сменилось около 25 ханов с сопутствующими им междоусобными войнами». Действительно, начиная с 1359 года до самого разгрома Мамая Тохтамышем и воцарения последнего в Орде сменилось около 25 ханов, что сопровождалось междоусобными войнами. Очевидно, именно это послужило дезинтеграции и дроблению Золотой Орды с выделением из него государства Симсим, возглавленного Каир-беком.
Однако, исходя из приведенных выше сведений, нельзя отрицать, что в отношениях между Каир-беком и Мамаем в какой-то мере присутствовал и личный мотив. По крайней мере, в отношении Каир-бека к Мамаю. Как бы там ни было, мы видим, что ориентировочно летом 1362 года чеченское ополчение, возглавленное, согласно преданиям, самим Каир-беком, сначала разгромило Мамая (по-видимому, застав его врасплох на Тереке), вытеснив его к Куме, а затем вынудило и вовсе покинуть северокавказский регион, ударив по Мажарам. Вследствие этого, как сообщается в “Истории Российской”, в том же 1362 году Амурат, брат покойного хана Хизира, направился в Сарай, «изгоном прииде на Мамая князя и многих у него татар побил». В итоге состоялось разделение “Волжского государства” на две орды: одна “Мамаева” – западная, с центром в Крыму и посажеником Абдулой; другая – восточная во главе с Амуратом с сарайскими князьями. «И тако те два хана и те две Орде, мал мир имеюще, меж собою всегда во враждех и бранех», - сообщается в летописи. Перечисленные сведения наводят на предположение, что действия Каир-бека и Амурата были согласованы и Каир-бек, хотя и объявил фактический суверенитет “улуса Симсим”, но все же продолжал участвовать в делах Золотой Орды, в чем мы убеждаемся по факту союзничества Каир-бека и Тохтамыша в 1395 г.
Личность Каир-бека хорошо представлена в документах различных народов, а также в чеченских исторических преданиях и в фамильных преданиях его потомков. Анонимная летопись,составленная, по-видимому, чеченцами-миссионерами (мусульманами), явившимися в Чечню в средневековый период из Ближнего Востока, именует Каир-бека Каhир’ом [9, л. 5], а в интерпретации Н. С. Семенова – Кагаром [17, c. 218-221] (чтение согласных в арабском языке, лишенном гласных букв, при незнании оригинальной огласовки слова, обычно производится через звук а). Шереф-ад-Дин Йезди именует его Ҕаюр-ханом (ГIаюр-хан) [16, c. 183], в осетино-грузинских текстах он назван Каир-хан’ом и Каираном [5, c. 117], а Низам-ад-Дин Шами именует владетеля Кыр-беком [16, c. 123]. Наконец, как мы уже убедились, русская летопись называет его Каир-меком (правильно: Каир-бек) [19, c. 518]
Наконец, как мы уже убедились, русская летопись называет его Каир-меком (правильно: Каир-бек) [19, c. 518]. Собственно, все эти имена являются искаженными формами от чеченского имени Хаур (> Хоур > Коур > Каир/Кыр/Каhир/Каиран/Каhар > ГIаир >ГIаюр) с титулом, указывающим на благородное происхождение (сословие) владельца имени: - хан, - бек и т.д. В устной традиции и родословной потомков Каир-бека он известен как Хоур-эла, т.е. Хоур-князь [10, c. 186; 21]. «Следует иметь в виду, - сообщает источник, - что многие термины, особенно арабские и персидские, в самой Золотой орде, вероятно, не употреблялись, и они являются только переводами соответствующих тюркских или монгольских слов: например слово “эмир” заменяет монгольское “ноян” = “нойон” и тюркское “бек” = “бий”» [16, c. 10]. Соответственно, все эти приставки-титулы чередовались в зависимости от национальной принадлежности авторов текстов, в которых фигурировало имя Каир-бека (далее – Хоур-эла). Это также справедливо и в вопросе воспроизведения самого имени владетеля.
Хоур-эла происходил из чеченской княжеской фамилии Орс’о (< Арс'у), которую также именовали Сада-Орс’о из-за принадлежности к роду под названием Сада. Согласно историческим преданиям, Хоур-эла созвал в области Нашха, известной как “колыбель” чеченцев, Народное Собрание (чеч. “Мехк-Кхеташо”), на котором призвал общество и сийр’ов (титул мудрецов) Совета Старейшин (чеч. “Мехк-Кхел”) признать его всенародным предводителем. Выдержав все испытания, которым подвергли его медиаторы из числа старейшин, Хоур-эла был признан предводителем и получил поддержку, после чего и состоялись события 1362 года [10, c. 186; 13; 18, c. 255, 265; 20, c.54, 61].
Еще одним аргументом в пользу того, что с 1362 года в “улусе” Симсим (его плоскостном районе) прекращается ордынское владычество, выступают археологические находки. Весьма примечательно, что на основной части найденных на Северном Кавказе монет в смутный период (с1359 по 1380 г.) выбито имя уже известного нам хана Хизира, и датируются они 1361-1362 гг. Это, безусловно, является также и аргументом в пользу справедливости отождествления осетинского и чеченского правителей с упомянутыми послами хана Хизира. Как отмечают исследователи, после смерти хана Хизира «ордынские монеты здесь не чеканились (до правления Тохтамыша)». Примечательно, что на Северном Кавказе всего имелось пять центров чеканки монет Золотой Орды. Они были расположены в Джулате, Татартупе, Мажаре, Дербенте, а также в летней ставке ордынских ханов на Тереке (современная территория Чечни). Как отмечает Х. Хизриев, «ни один периферийный регион не может сравниться с северо-кавказским краем по количеству политико-экономических центров с правом чеканки ханских монет. Так, на огромной территории Казахстана право чеканки монет было дано только Сыгнаку»[21, c. 11]. Исходя из перечисленных фактов, суверенитет чеченского государства Симсим состоялся ориентировочно летом 1362 года в результате описанных действий против темника и смутьяна Мамая.
З.А.ТесаевВернуться в начало
checheninfo.ru