Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

ЧЕЧНЯ. Государство Симсим и Чечня.


Просмотров: 1 222Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
ЧЕЧНЯ. Государство Симсим и Чечня.


ЧЕЧНЯ. Справка: Симсим, или Симсир — не установленная на сегодняшний день историческая область, либо государственное образование на Северном Кавказе. Упоминается в двух источниках — хронике Низам ад-Дин Шами («Зафар-наме», нач. XV века) и хронике Шараф ад-Дин Йазди («Зафар-наме», сер. XV века). Упоминание связанно с успешным походом Тамерлана на Золотую Орду в конце XIV века. Ряд современных исследователей[кто?] считает Симсим средневековым государством нахских народов.

Согласно гипотезе некоторых современных исследователей-кавказоведов, Симсим являлся раннефеодальным нахским государством (иногда употребляется термин вайнахское государство, или даже чеченское государство). Данная гипотеза предполагает, что в ХIV веке, оправившиеся от монгольского нашествия нахские племена образовали государство на равнинных областях Северного Кавказа. Согласно ряду сторонников гипотезы, границы Симсима распространялись на территории современной Чечни и Ингушетии, а возможно и далее — на часть других земель, находящихся сейчас в составе современных северокавказских республик соседних с нахским регионом. Уничтожен Симсим был войсками Тамерлана. Вероятно, к этому периоду можно отнести образование тайповой структуры в нахской среде. Вытесненные с равнинных земель, нахи вплоть до XVI—XVIII веков жили в горах, разделяясь на территориальные группы-общества

В произведении Зафар - Наме (в переводе с персидского "Книга побед"время создания 1419 - 1425 годы), Шараф ад - Дина Йазди придворного историка династии тимуридов, помимо прочих походов и побед легендарного "Железного Хромца" - тюрко-монгольского полководца Тамерлана, описывается поход в некую страну Симсим (летописец называет Тамерлана Сахибкиран, что значит "победоносный — обладатель счастливого сочетания звезд" ):

Упоминание о походе счастливого Сахибкирана в Симсим и на крепости неверных, бывших там

Государь Сахибкиран с победой и удачей ускоренным ходом направился к Симсиму. Счастливо дошел туда, покорил тамошний народ. Сын Гаюр-хан Мухаммада подчинился и со своими людьми пришел служить, проявил рабскую покорность. Другая группа его людей бежала и спряталась в горах. Они спрятались в таких недоступных местах, что пеший человек с опаской ходил по тем местам. Государь Сахибкиран сам с благословенной душой отправился к ним. Дрались, взойдя в те горы, и разорили бежавший туда народ. Все крепости, которые там были, взяли. Они подчинили [их], поднявшись в такие высокие горы, что уму непостижимо. По некоторым местам не могли спускаться, тогда, кувыркаясь, скатывались вниз.

Пойдя в такие места, счастливо покорил крепости и, два дня побыв там, разгневавшись, убил много людей. Разрушил тамошние церкви и капища и сжег изваяния. Спустившись с тех гор, направились к горе Авахар, расстроил тамошний улус, взял много имущества. Оттуда возвратился и пошел на Бешкент, покорил ту область, установил порядок и справедливость. Люди этой местности, которые пришли раньше, обрадовались, просили у государя Сахибкирана милости. Сахибкиран проявил милость к старшим этих людей, пощадил и приказал, чтобы войско не причинило им вреда. Итак, отсюда стало ясным, что всякому достается хорошее или плохое только из-за его деяний. И отсюда следует справедливость стиха: «Кто творил благое, то — для самого себя, а кто творил зло, тоже — против себя».

Сахибкиран пошел оттуда дальше и покорил область Чотур Казах. Победоносное войско всех бежавших в горы несчастных спустило оттуда и всех перебили. Народ Чотур Казаха разорили и взяли много имущества. Оттуда двинулись и достигли местности Богазкум и там сели зимовать. Большие и малые люди областей Мамакту и Казы Кумук покорились и пришли служить государю. Сахибкиран хорошо встретил их, оказал им милости, надел халаты, подарил коней.

На островах в море жили люди, которые, уповая на защиту воды, поклялись и вышли из дороги покорности, были враждебны и их называли рыболовами. Сахибкиран послал к ним человека с наставительными словами, те не послушались. Тогда послал туда группу йигитов. Те пошли ускоренно и направились к ним. Был зимний период, и море было замерзшее. Итак, ушедшие бахадуры прошли по льду, напали на те острова, забрали имущества, схватили их самих и вернулись.


Цитата по книге:

[ Шараф ад-Дин Йазди. Упоминание о походе счастливого Сахибкирана в Симсим и на крепости неверных, бывших там // Зафар-наме (Книга побед Амира Темура (сер. XV в.), в варианте перевода с персидского на староузбекский Муххамадом Али ибн Дарвеш Али Бухари (XVI в.)) / Пер. со староузбек., предисл., коммент., указатели и карта А. Ахмедова. — Академия наук Республики Узбекистан. Институт востоковедения имени Абу Райхана Беруни. — Ташкент: «SAN’AT», 2008. Страница 203].

Чеченские исследователи (такие как, например, Ю. А. Айдаев и И. М. Сигаури) полагают, что под названием Симсим фигурирует раннефеодальное государство, локализуемое на территории Ичкерии - исторической области на юго-востоке современной Чечни.

В книге Айдаева ("Чеченцы: история и современность". — М.: Мир Дому Твоему, 1996. Страница 140) утверждается:

Медленно преодолевая последствия страшного завоевания [монгольского] и давление государства Золотая Орда, население Чечни создало в XIV в. раннефеодальное объединение государственного типа - Симсим, имевшего правителем Гаюр-хана. В период его правления на Северном Кавказе появился с громадной армией в 300-400 тыс. человек среднеазиатский завоеватель Тимур. Сокрушив Золотую Орду, он подверг тотальному погрому горные районы Кавказа, в том числе и Симсим. Враг понес здесь большие потери, сам Ти­мур был вынужден рисковать жизнью в чеченских горах. Чечня была разо­рена дотла, был разрушен и весь окружающий ее мир.


Есть также гипотеза о связи названия Симсим с некоторыми бытующими доныне топонимами в местах компактного проживания чеченцев. Во первых это аул Симсир (предположительно значение топонима «знающее место» ) в Ножай-Юртовском районе Чечни. Время основания аула неизвестно, но есть археологические данные (наскальные рисунки, древнее погребение, относящееся к позднесарматскому периоду) о существовании поселений в этой местности с довольно давних времён.

Существует одноимённый аул в чеченском Аухе в Хасавюртовском районе Дагестана. Дагестанский Симсир, правда, был основан чеченцами-аккинцами довольно поздно - в 1877 году.

P. S. Отметим некоторые любопытные факты, сообщённые персидским летописцем. Судя по имени единственный известный нам правитель Симсима был мусульманином. Он добровольно покорился своему единоверцу Тамерлану ("проявил рабскую покорность"). Ожесточённое сопротивление, да такое, что Тамерлан был вынужден сам лично участвовать в усмирении непокорных, оказали жившие в горах или бежавшие в горы христиане (в поздних чеченских преданиях они именуются "лам-керсты" - "горные христиане") и язычники (сообщение о сожжённых "церквях, капищах и изваяниях").


checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"