Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

ЧЕЧНЯ. Чеченцы в I тысячелетии до н.э.


Просмотров: 601Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
ЧЕЧНЯ.  Чеченцы в I тысячелетии до н.э.
ЧЕЧНЯ. Дионисий Александрийский сообщает, что на перешейке между Каспийским и Черным морями «живет восточный народ иберы, которые некогда пришли с Пиренеев на восток и вступили в ожесточенную войну с гирканами». Причем Гиркания/Гуркания получила название – «страна волков». Причиной возникновения столь необычного названия стало широкое почитание в древности нахскими племенами волка, отразившееся в его изображении на оружии, деталях конского набора и других предметах, а также функционирование обрядовых ритуалов с переодеванием в волчью шкуру, равно как и существование воинов-волков (берзлой) и т.д. Все это, несомненно, могло стать причиной того, что древние персы называли нахов волками, а их страну – страной волков (на персидском Гуркан, Гиркан). 

Кавказская Гиркания. Представляется вполне допустимым отнести возникновение термина Гиркан у древних персов к середине I тыс. до н.э., когда Ахеменидская Персия непосредственно граничила с нахским государственным объединением. В пользу того, что древнеперсидское название центральной части Южного Кавказа (Картли, Цанария) того времени – Гуркан (страна волков) является отражением культа волка именно у нахских племен, свидетельствует и то обстоятельство, что Дионисий Периегет (II в. н.э.) передает сюжет, почти сходный с сообщениями древнегрузинских источников. Разница заключается лишь в том, что, по источнику Х в. н.э. «Мокцевай Картлисай» (Обращение Картли), коренными жителями Картли, которых встретили грузины (иберы), якобы пришедшие сюда в составе войск Александра Македонского, были хоны и бунтурки, а по Дионисию – гирканы. По-видимому, в сообщении Дионисия Периегета о войне иберов с гирканами сохранились глухие отголоски крупного иноземного военного вторжения в южные рубежи нахского объединения – долину реки Куры, действительно имевшего место на рубеже IV–III вв. до н.э. (ошибочно приписываемого грузинскими источниками Александру Македонскому).

Понтийское царство и Нахчаматия/Малхия. В древнегрузинской легенде о нашествии Александра Македонского отразились, скорее, исторические факты военного вторжения в начале III в. до н.э. армии греко-персидского эллинистического Понтийского царства (302 г. до н.э. – 62 г. н.э.), которому удалось на какое-то время закрепиться в долине реки Куры.
Война с Понтийским царством хронологически совпадает с нашествием на Северный Кавказ многочисленных сарматских племен. Главные военные силы нахов были отвлечены на борьбу с кочевниками, и, видимо, воспользовавшись этим, понтийский царь вторгся с многочисленным войском в южные области страны нахов и захватил территорию по среднему течению Куры. На протяжении примерно 30-40 лет на захваченной территории действовала иноземная власть во главе с упомянутым Азоном.
Древнегрузинские племена, вероятно, входили первоначально в состав Понтийского царства (Арриан-Картли) наряду с множеством разноэтничных племен северо-восточной части Малой Азии. Скорее всего, Азо (Азон) как вождь древнегрузинских племен и подданный понтийского царя, со своими соплеменниками принимал участие в военных походах на центральную часть Закавказья и, возможно, понтийский царь назначил его наместником отторгнутых у нахского этноса земель в долине реки Куры. При этом в распоряжении Азона, помимо военной дружины из его соплеменников, была предоставлена какая-то часть собственно понтийских сил: «… и дал (якобы Александр Македонский. – Авт.) ему (Азону. – Авт.) сто тысяч человек из римской области Фротатос… Привел [Александр] их в Картли и вручил патрикию Азону. [Таким образом] поставил в Картли эриставом Азона и при нем войско, занявшее Картли.
С этого времени, возможно, и начинается приток картвельского населения в Картли, о чем и сообщается в древнегрузинских источниках: «Азо отправился в Ариан-Картли, к отцу своему, и привел [оттуда] восемь домов и десять домов сородичей, и поселился в древней Мцхета, имея богами идолов Гаци и Гаим».

Предания об этих исторических событиях, скорее всего, и могли послужить источником раннесредневековых грузинских и армянских письменных свидетельств о переселении грузин (картвелов) в Картли, произведенном якобы Александром Македонским. Письменные сообщения, не только местные, но и античные, подтверждаются также данными археологии, антропологии и других смежных наук, фиксирующими появление в центральных районах Южного Кавказа в конце IV – начале III вв. до н.э. новой этнической группы. При этом переселение иберов-картвелов шло не только в долину среднего течения реки Куры, но и в восточные районы Колхиды – Аргвети. Неслучайно установление западных границ Картли по реке Эгрисцкали (Квирила) и включение Аргвети в состав Картлийского царства древнегрузинская историческая традиция приписывает именно Александру Македонскому.
Во всех сообщениях разноязычных письменных источников переселение иберов-грузин представлено как вынужденное: грузины были переселены насильственно – по одним источникам, Навуходоносором, по другим – Александром Македонским. Несовпадения сведений источников относительно времени переселения грузин на Кавказ объясняются тем, что в I тыс. до н.э. совершились две волны крупного переселения племен с юга на Кавказ: первое – передвижение на север хуррито-урартских, южнонахских и албано-дагестанских племен (к уже существующим на Кавказе родственным народам), после падения Урартской и Ассирийской держав на рубеже VII–VI вв. до н.э. Этот период совпадает с правлением вавилонского царя Навуходоносора II (604/5–561/2 гг. до н.э.).

Второе массовое перемещение населения, в том числе и древнегрузинских племен с юга на Кавказ, имело место на рубеже IV–III вв. до н.э., после похода Александра Македонского и гибели Ахеменидской Персии, в связи с чем эти события и связываются с именем великого полководца. Видимо, элементы этих двух различных крупномасштабных событий I тыс. до н.э. – перемещения хуррито-урартских и южнонахских племен в центральные области Кавказа на рубеже VII–VI вв. до н.э. и древнегрузинских племен в конце IV – начале III вв. до н.э., позднее в письменных источниках были объединены по законам литературного произведения в одно целое, и вокруг великих личностей (Навуходоносор, Александр Македонский) слились воедино события, произошедшие в совершенно разные времена.
Этнически различные и переселившиеся в центральные области Южного Кавказа в разное время племена античные писатели называют одним термином иберы, и связано это с тем, что название Иберия (иберы) в письменных источниках с самого начала употреблялось не как этническое, а как географическое. Таким образом, на рубеже IV–III вв. до н.э. нахское государственное объединение подвергается серьезному испытанию: почти одновременно в его пределы вторгаются с севера многочисленные кочевые сарматские племена, а с юга – хорошо вооруженные войска Понтийского царства. Одновременное нападение двух мощных в военном отношении сил поставило нахов в крайне тяжелое положение.

Оборонительные войны. Вынужденное вести оборонительные войны сразу на двух фронтах и против намного превосходивших их сил, нахское государственное объединение не смогло избежать территориальных потерь. От страны нахов были отторгнуты северо-западные области, и по сему в III в. до н.э. северо-западная граница Нахчаматии проходила, по-видимому, уже по реке Малка.
На юге в результате продолжительной войны понтийским войскам удалось занять долину реки Куры, важную в военно-стратегическом отношении, и таким образом установить контроль над международными торговыми путями, проходившими здесь. Для удержания этой территории были оставлены войска во главе с наместником. Часть нахского населения вместе с отступившими войсками, вероятно, отошла в горную часть страны.
Вслед за этим, как сообщают древнегрузинские источники, назначенный понтийским царем наместником Картли Азон переселяет сюда своих соплеменников – картвелов (арриан-картвелов). Возможно, переселение древнегрузинских племен имело принудительный характер и было предпринято понтийским царем в целях освоения и защиты рубежей, занятых по долине реки Куры, как это часто практиковалось в древности. Вероятно, это обстоятельство стало основой устойчивой древней письменной традиции, сообщающей о насильственном переселении древнегрузинских племен на Кавказ. 

Мровели и «Жизнь картлийских царей». Историческая концепция Леонти Мровели. В ряду представителей древней письменной исторической традиции, считавшей предков грузин пришлыми на Кавказ, особняком стоит концепция древнегрузинского историка Леонти Мровели. В своем труде «Жизнь картлийских царей» Мровели предпринимает попытку коренного пересмотра господствовавшей в раннем средневековье версии о происхождении грузин, согласно которой они считались не аборигенами Кавказа, а пришлым, причем насильственно переселенным на Кавказ, народом, и стремится показать, что грузины издревле жили на Кавказе и входят в круг коренных кавказских народов. В связи с этим он ставит задачу выяснить вопросы происхождения не только грузинского, но и других народов Кавказа и таким образом показать общность их происхождения, а в итоге не просто доказать автохтонность и этническое родство грузин с коренными кавказскими народами, но как бы раскрыть историческую обусловленность роли и значения грузин в судьбе кавказских народов.
По исторической концепции Леонти Мровели, общностью происхождения объединены армяне, грузины (картвелы и мегрелы) и народы нахско-дагестанской группы исконно кавказской языковой семьи – нахчи, дагестанцы и албаны. Она восходит к реально существовавшей восточно-кавказской (нахско-дагестанской и хуррито-урартской) общности, которая по своему происхождению, языковой принадлежности и общности истории на ранних этапах действительно представляла единую этнокультурную общность, на базе которой впоследствии и сформировались народы Восточного Кавказа и Армении. В основе концепции Леонти Мровели об общем происхождении перечисленных им народов – армян, грузин, вайнахов и албано-дагестанцев, лежат устные или письменные предания древнейшего населения (хуррито-урартского и нахско-дагестанского) данной территории, в которых и были отражены единство происхождения, территории и исторических судеб этих народов. Этим и объясняется отсутствие в генеалогической таблице Леонти Мровели народов абхазо-адыгской группы исконно кавказской языковой семьи. По сути, Леонти Мровели впервые в историографии формулирует тщательно разработанную концепцию автохтонности грузин, основанную на общности происхождения и родства с кавказскими народами, тем самым пытаясь противопоставить ее господствовавшей в то время традиции, отрицавшей местное происхождение грузин. Для этой цели Леонти Мровели объединяет и сводит в одно целое два параллельно существовавших предания: одно – принадлежавшее собственно переселившимся в Картли племенам и отраженное в «Мокцевай Картлисай» («мы, картвелы, являемся потомками этих переселившихся арриан-картов»); другое – этногенетическое предание, бытовавшее среди древнейшего нахского населения Картли – хонов, цанаров, бунтурков, гирканов.

Я.З. Ахмадов, Г.Д. Гумба, Д.С. Курумов, Э.Х. Хасмагомадов: "ИСТОРИЯ НАХОВ ПЕРЕДНЕЙ АЗИИ, КАВКАЗА И ЧЕЧНИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XV ВЕКА". Москва-2019//


checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"