ЧЕЧНЯ. Байсангур Беноевский родился в селении Лем-Корц в 1794 году в семье Баршкъи – основателя беноевского рода Эди-некъе. Религиозное образование Байсангур получил у известного ученого-арабиста Мухаммада Цонтароевского.
В освободительную борьбу он включился в начале 20-х годов XIX века под началом военно-политического лидера Чечни Бей-Булата Таймиева. В 1831 году, после убийства Бей-Булата, Байсангур стал сподвижником имама Гази-Мухаммада и участвовал в боевых действиях под его руководством. Затем, после смерти Гази-Мухаммада, Байсангур присоединился к Ташу-Хаджи Саясановскому.
В 1832 году барон Розен провел разрушительную военную операцию в Чечне, в ходе которой сжег десятки аулов. 18 августа того же года в сражении у Гудермеса с полковником Волжинским Ташу-Хаджи и Байсангуру удалось разгромить казаков и захватить две пушки.
За многие годы борьбы с захватчиками под знаменами газавата Байсангур получил имя: «таш адам» (что означает «человек из камня») – так звал его Шамиль. Чеченские учёные Ш.А. Гапуров и Х.С. Умхаев сообщают о нем следующее:«Байсангур Беноевский был человеком необычайной храбрости, мужества и стойкости. Он продолжал борьбу даже после того, как потерял в боях одну руку, ногу и глаз.
После излечения, уже в 1849 году, Байсангур снова влился в ряды повстанцев. Правда, уже в качестве наиба Шамиля. Байсангур до конца жизни оставался верен идеалам освободительной борьбы. Он не был корыстолюбив, не использовал свою должность для обогащения, никогда не злоупотреблял своими полномочиями.
С начала 50-х годов XIX в., когда Шамиль стал терпеть одно поражение за другим, и его наибы стали переходить на российскую сторону, Байсангур Беноевский был единственным, кто до конца оставался верен ему. Даже в Гунибе, когда 25 августа 1859 года Шамиль сдался кавказскому наместнику А.И. Барятинскому, Байсангур с боем вырвался из окружения и ушёл в Беной».
После возвращения в Беной Байсангур не смирился с установлением царской власти в Чечне и ушёл в горы, не получив поддержки населения, уставшего от войны. Прибывший в Беной со своим отрядом Али-Бек Пензулаев, потребовал от жителей содействия к поимке Байсангура. Беноевцы отвечали, что им Байсангур не нужен, и потому искать его они не станут, а если нужен он отряду, то пусть отряд и ищет его; они препятствовать не будут.
На это им заметили, что если они не исполнят предъявленного требования, то будут выселены из места своего жительства. Эта угроза и стала причиной восстания, которое возглавил Байсангур.
Восстание было обречено на провал. Селение Беной было разорено. Его жители во главе с Байсангуром разошлись по горам, составив отряд, который «…едва ли будет скоро возможно» уничтожить, как отметил майор Муравьев.
А.А. Айдамиров в своей исторической повести «Калужский пленник», описывая обстоятельства пленения Байсангура, писал: «Бойсангура взяли в плен недалеко от родного аула Беной. С ним находились престарелая мать, сыновья Тахир и Алхазур, дочь Лада и её муж Муна со своими братьями Солтамурадом и Хамурадом. Генерал Кундухов приказал взять Бойсангура живым. Но осажденные оказывали яростное сопротивление. Тогда, чтобы отвлечь внимание Бойсангура, Кундухов приказал пристрелить его мать. Таким образом, русским удалось взять в плен Бойсангура и двух его сыновей. Остальным удалось спастись».
20-го марта 1861 года вышел указ Генерал-Фельдмаршала Барятинского, который гласил: «Байсангура «казнить смертию – повесить».
В скором времени решение суда было исполнено. Байсангура повесили на центральной площади Хасавюрта. Байсангур Беноевский – знаменитый ветеран Кавказской войны, непотопляемый и исключительно целеустремленный, начав свой путь борца в годы правления Бей-Булата Таймиева в качестве сподвижника и общинного предводителя, пережив его и правление трех имамов, а также Ташу-Хаджи, расплатившись за право пронести знамя газавата и вести освободительную борьбу на протяжении почти 40 лет телесными увечьями, дожил до 1861 года, чтобы завершить свой путь смертью народного предводителя, национального героя и примера непоколебимого духа воина.