ДАГЕСТАН. Иудейская община Дербента. Начиная с раннего Средневековья и заканчивая сегодняшним днём Дербент оставался изменчивым. Если посмотреть на многовековую этническую карту города, то окажется, что по улицам порта гуляло множество представителей различных верований. Каждая империя и цивилизация, проникая в Дагестан через Каспийское море, пыталась колонизировать территорию, опираясь на переселенческую политику. За тысячелетие на сравнительно маленьком кусочке земли встречаются персы, арабы, армяне, русские, тюрки, евреи - носители разных религий.
Нидерландский путешественник Ян Стрейс посещает древний город Дагестана в 1670 году. По этому случаю он оставляет запись: «в городе Дербенте нет христиан, а только одни мухаммедане, то есть мусульмане и немного евреев, которые гордятся своим происхождением от колена Веньяминова». В том же веке в исторических сведениях указывается дата строительства первой синагоги — 1614 год, с него начинается формирование Дербентской общины евреев. Вениаминово колено отличалось чрезвычайной воинственностью и мужеством. Из его окружения, по библейскому преданию, вышел первый израильский царь Саул. Колено обладает большими воинскими силами и участвует в создании самостоятельного Иудейского царства. После семидесятилетнего вавилонского плена оно вместе с иудеями составляет главную часть еврейского населения
В XIX-ом веке в Дербенте начинает проживать ещё большее количество евреев. Они переселяются из окрестных сёл, находя в городе убежище от преследования и притеснений. Такая история происходит с селением Абасово, куда Сурхай-хан Казикумухский направляет войско и организует нападение. Одна часть населения истребляется, а другая бежит под покровительство Ших-Али-хана, который уравнивает в правах с мусульманами и предоставляет статус постоянных жителей. Потомкам Авраама также разрешают селиться в центральном районе и тогда у южной части крепостной стены появляется иудейский квартал, называемый Тенге-махала.
Другой причиной притока евреев из близлежащих селений в Дербент видят в развитии экономики. В городе начинается промышленное производство, с уклоном, в рыбный промысел. Люди хотят работать, поэтому едут на сезон или переезжают насовсем. Таким образом за 100 лет численность общины вырастает в 10 раз.
На рубеже XIX–XX вв. основное население Дербента состоит из тюрков-азербайджанцев, евреев, русских и армян. Другие национальности есть, но представляются в незначительном количестве. Получается, что аборигены Кавказа и вовсе отсутствуют в числе преобладающих народов среди горожан
В период продолжительной и изнуряющей Кавказской войны иудеи открывают синагогу под названием «Келе-Нумаз», что в переводе с языка горских евреев означает «главная синагога». Строительные надписи на кладке здания свидетельствуют о постройке в 1849 году, с реставрацией в 1914-ом. Возводится она на средства купцов и братьев из семьи Ханукаевых.
Дербент в ХIХ столетии заселялся по частям: в верхней, самом старом месте города, около Нарын-кала жили мусульмане, в центральной, на равнине — евреи, а еще ниже, ближе к морю — армяне и русские. «Келе-Куче» означает «Большая улица». так называли главную еврейскую улицу порта, ныне — Таги-заде. Существуя более 150 лет храм до сих пор остаётся действующем, хоть постройка и сильно устаревает. Сегодня это единственная во всём Дербенте синагога, где каждый день читается молитва. Евреи всё так же составляют часть городского населения, однако со временем их количество поубавилось, от прежних 30 тысяч осталось не больше трёх.
Сколько их было – сто или тысяча? Кто мог их пересчитать? Тяжелой цепью опутали они южный склон Шалбуздага, утопающий в весенней зелени. По узеньким тропкам тащили свое отчаяние и боль к священной гробнице Сулеймана искаженные лица, грязные лохмотья, притупленные взгляды... Пройдя долину могил, путники выходили напрямую к Эренлеру. Опасные для жизни препятствия остались позади, однако чувство усталости, жажды, тяжесть в ногах мешали преодолеть этот участок пути быстро, поэтому совершались частые привалы. В конце концов, тропа приводила в святая святых: к каменной пирамиде – могиле Сулеймана, скале грехов и склепам.
Среди каменных серых глыб и построек виднелись разноцветные лоскуточки — это дары, маленькие жертвы духам данного места. С помощью них люди незримо связывались со святыми. Перед каждым склепом стояли прутики с ленточками, куда каждый паломник имел доступ.
Скала грехов. Большое количество разноцветного встречалось у захоронения Сулеймана. Верующие считали это место чудодейственным. Согласно поверью, люди приходили сюда и вылечивались от болезней, отпускали прегрешения и получали дождь в засушливое лето. Но главное испытание ждало впереди. Среди отдельно возвышающихся над землёй холмов стояла скала из ярко-ярко красного камня — будто не отсюда — разрезанная пополам. Это и было знаменитая в мусульманском мире скала - мера грехов — туда лежал путь раскаявшегося безбожника. «Гора-эгоист!», так поэтически точно назвал Шалбуздаг Е. Козорезов, имеющий ввиду не только обособленное местоположение, но и эгоистичное перетягивание на себя «одеяла» истории, легенд и преданий о Стране гор»
Перед тем как начать восхождение к скале путник очищался — читал молитву, даже если не умел, и обращался к Аллаху, которого не раз клеймил. Дорога предстояла нелёгкая — пройти узкую тропинку, проложенную между гладких отвесных стен с крутым подъёмом, используя только руки и ноги. На выходе из теснины паломника встречали два больших каменных зуба, направленных друг против друга, которые якобы сканировали наличия греха «в крови».
Затем грешник попадал в склеп, где господствовала вечная мерзлота и темень. Среди древних захоронений произносились обращения к Всевышнему — молитвы раскаяния, признание ошибок, горькие слёзы — и затем отпивался глоток целебной воды из родника. Процедура повторялась трижды, причём требовалась полная осмысленность собственных действий.
Бывали случаи, когда паломники стройного телосложения и здравого ума не одолевали скалу, но ради искупления греха возвращались к очагам, однако таким образом поступали не все. По рассказам старейшин, на их памяти были грешники, которые потерпев неудачу на горе Шалбуздаг, навсегда покидали родные места
Святилище Сулеймана. Более набожные люди проходили путь гораздо быстрее и шли дальше. Они взбирались к высокогорной мечети, однако опасный для жизни разреженный воздух не создавал благоприятной обстановки для чтения молитв. Люди, задыхаясь, падали на землю и умирали. Но это не предел. Ещё выше располагалась отвесная скала, о которой муллы рассказывали, что человек, вскарабкавшейся на неё, станет святым и получит место в раю. По одной из легенд один дагестанец, взобрался на верхотурье, но его сразу постигла смерть от разрыва сердца. Как бы ни была знаменита гора, какие бы символы не несла, волнующие чувства охватывали каждого, кто одолевал путь к вершине. Добровольно начав восхождение, человек соглашался на физическую боль — «неизменную спутницу духовного перерождения личности». Проходя ряд испытаний, как в игре, он отпускал грехи и ненужные мысли, впуская на это место осознанность и понимание.
checheninfo.ru