Опустите чеченцы кинжалы
И прижмите друг друга к груди.
Нас на этой земле так мало
И так много тревог впереди
(Умар Ярычев)ЧЕЧНЯ. Когда на нашу землю пришла очередная страшная беда, многие сочли, что «чеченская звезда» на этот раз закатилась навсегда. Мы действительно стояли на краю пропасти, готовые сорваться в бездну. Возможно так и случилось бы, не появись на политической арене такая масштабная личность, каким был первый Президент Чеченской Республики, Герой России Ахмат-Хаджи Абдулхамидович Кадыров. Анализируя события недавнего времени, «задним умом» понимаешь, что появление этой яркой личности было объективно обусловлено временем. Он происходил из поколения тех, в ком еще не улеглась щемящая боль от несправедливой депортации народа зимой 1944 года в Казахстан и в Среднюю Азию. Второй раз они потеряли Родину – СССР - когда ее разрушили вопреки мнению советских народов (
1). После этой «великой геополитической катастрофы» это поколение уже в третий раз оказалось перед угрозой лишения Родины - попытки дробления уже России. Начавшегося с безответственного обращения президента РФ Б. Ельцина (идейного подельника президента СССР М. Горбачева
2) к российским субъектам со словами: «берите суверенитета столько, сколько можете проглотить».
Это был мощный и хорошо рассчитанный удар внешних сил. Он обострил внутрироссийские сепаратистские и межнациональные отношения. Даже примитивно возникавший на бытовой почве конфликт, шовинистические или профашистские круги умело использовали для нагнетания межнациональной розни и раздувания антикавказской истерии. Особую агрессию квасные патриоты демонстрировали в отношении к представителям народов, обозначенных ими аббревиатурой ДИЧ – дагестанцев, ингушей, чеченцев. Подленькую миссию в раскрутке маховика взаимной этноконфессиональной вражды исполнили и некоторые дурнопахнущие СМИ, сетевые тролли и бредовые фейки. Они настойчиво «втюхивали» легковерным обывателям яд лживой пропаганды под национал-шовинистическими лозунгами типа «Хватит кормить Кавказ!», «Вон из Москвы!», «Россия для русских!». Таким способом, вопреки журналистской этике, эти «медиаподлецы» по указке прозападных кураторов коварно подхлестывали деструктивные силы на пути раскалывания страны. Въедливо выискивая в любом криминальном происшествии, случившемся на просторах великой страны, пресловутый «чеченский след», либо лица «кавказской национальности». После тяжких лет фактической беспомощности ельцинских властных структур лихих 90-х годов прошлого столетия, многонациональный регион Северного Кавказа стал превращаться (кем-то!?) в пристанище деструктивных сил - международных террористов, сепаратистов и ваххабитов. Они активизировались с приходом к власти эпатажного генерала Джохара Дудаева.
Мое знакомство с Дудаевым состоялось в конце 80-х годов, в мою бытность 2-м секретарем Ачхой-Мартановского райкома КПСС. Выходец из этих мест, тогда он участвовал в нашем районном торжественном мероприятии, посвященном очередной годовщине Великой Октябрьской революции. Общался с ним и позднее, спустя несколько лет, работая уже в г. Грозном. Тогда меня, уже завотделом Совета Министров ЧР, вместе с Герсолтом Эльмурзаевым и Тамарой Махмудхаджиевой по заданию руководства республики в лице Докки Завгаева и Сераждина Бекова несколько раз направляли к «мятежному генералу». В целях согласования отдельных организационно-процессуальных вопросов, возникавших после разгона Верховного Совета и ограничения функционирования Совета Министров ЧР. Казалось, что теперь уже Д.Дудаев был иным человеком с резкими противоречивыми суждениями; горделивым и не вполне самостоятельным в принятии окончательного решения. Он утвердился в качестве лидера местного «парада суверенитета», а также некоторых партий и движений неформалов (ВДП, ОКЧН, «Кавказ», «Зеленые» и др.). К тому времени они уже обладали политической инициативой и вносили существенную лепту в усиление этнополитического сепаратизма и радикального Ислама в наиболее уродливой, экстремистской форме. Рассказываю это столь подробно, чтобы сквозь призму своих оценочных суждений напомнить о сложной кризисной ситуации, сложившейся в общественно-политической, экономической, духовной жизни республики к моменту прихода к власти Ахмата-Хаджи Кадырова. Возвратившийся из Аммана, где он обучался на шариатском факультете Иорданского университета, он уже стал известным религиозным деятелем.
Политические процессы в республике были сложными и запутанными. Не всегда было возможно объяснить мотивы выбора той или иной стороны противостояния. Но понимали, что обществу утомленному (на фоне острого дефицита продуктов, безработицы) пустой трескотней об ускорении, гласности, перестройке, конечно же, требовались перемены (
3). И они назревали. Но многие из нас представляли их себе иначе. Сформировавшиеся еще в советской реальности, мы во многом оставались приверженцами, так сказать, лево-консервативных ценностей. Конституционных, ненасильственных методов смены власти. И мучительно переживали, когда любая из сторон допускала радикальные действия в борьбе за власть. Надо отдать должное – у официальной власти в тот период присутствовала политическая воля и выдержка, для удержания развитие процесса в мирном поле. Избегая открытого внутричеченского столкновения и возможного кровопролития, к которому подстрекали закулисные марионетки. Идеологи и сторонники «революции» чутко уловили настроение людей, вдохновлявшихся популистскими идеями о свободе, суверенитете, независимости. «Оседлав» эту тему, они часто вещали о радужных перспективах будущего в случае прихода к власти. Почва для этого была хорошо «удобренная»: многие уже мнили себя большими начальниками в светлых кабинетах с большими ресурсными возможностями. Не унимались и демагоги, преследующие свои шкурные интересы, обещая каждой семье экзотическое «верблюжье молоко», которое обязательно потечет из «золотых краников».
Что-то пошло не так. Проводимые ими митинги все более сопровождались нарастающей агрессивной риторикой, жесткими декларациями и заявлениями. В конечном итоге и произошел государственный переворот. Разгоряченная митингом масса людей ворвалась в здание Дома Политпросвещения, и, спровоцировав локальные стычки, они разогнали заседавший там Верховный совет республики. Мятежники еще не были организационно едиными и решительными, - готовыми на какие-либо радикальные действия. Но без трагедии не обошлось (
4), и существовавшая власть в эти дни практически пала. Региональной конфликт стал постепенно угрожать стабильности в стране. Как обычно случается в реалиях, подтвердилось мудрое изречение о том, что революцию готовят гении, осуществляют романтики, а ее плодами пользуются проходимцы. В ряды первых романтически настроенных чиновников власти Ичкерии вскоре пробрались разного рода авантюристы и др. малоприятные личности, далекие от интересов народа. У простых людей постепенно наступал период разочарования в былой наивной мечте создания царства всеобщего благоденствия. Ускорились процессы крушения существующей экономической базы, менялось общественное сознание, устанавливался хаос беззакония. Маски были сброшены – часть лидеров нового режима, напрочь забыв свои посулы о светлой жизни для народа, демонстрировали свою хищническую сущность. Ослепленные властью, они завязли в межклановых разборках, похищениях людей, насилии и кровавых столкновениях лишь бы сохранить чин и хлебную должность для себя и близкого окружения. Таковыми оказались скрытые мотивы ряда представителей той власти, реализуемые по известному принципу: «обещать - не обязательно означает жениться».
Противостояние «ичкерийской власти», оппозиции углубляло внутреннюю нестабильность. Оно неминуемо скатывалось к катастрофе. Потомок известной фамилии мусульманских богословов, Ахмат-Хаджи Кадыров, еще будучи муфтием Чечни понял, что происходящее совершенно не согласуется с интересами народа, его традициями. В Чеченскую республику широким фронтом проникали многочисленные международные эмиссары, наемники, откровенно террористические организации, орудовавшие под знаменами ваххабизма. Против этого течения Ахмат-Хаджи Кадыров – политик, религиозный проповедник и прекрасный знаток глубинных интересов народа до конца земного пути решительно противостоял. Он открыто заявлял, что заигрывание «ичкерийского» руководства с лидерами ваххабизма чревато опасными последствиями. И предлагал действенные меры, гарантирующие защиту от их агрессивных замыслов. Спустя несколько месяцев после своего назначения на должность Главы, А-Х. Кадыров подписал распоряжение о запрете в республике религиозных организаций, исповедующих ваххабизм. Чеченское общество, ранее искусно спровоцированное бессмысленными съездами тайпов и иными раскольническими акциями, превратилось в атомизированное население. Было ощущение безысходности. Для меня, воспитанного в творческой семье литераторов, происходящий раздрай стал не только зловещей реальностью, но и глубоким личным потрясением. Сепаратистки настроенным лидерам тогда удалось эффективно использовать мощную энергетику этноконфессионального движения в своих интересах. Они ловко подменили лозунги и подсунули возбужденной толпе «факел с открытым пламенем», учинивший затем грандиозный пожар на Юге России. Всполохи от него по сей день обжигают память.
Ситуация в ЧР накалялась - останавливались заводы и фабрики, плохо функционировали учебные заведения, социальные учреждения. В республике царила правовая вакханалия, угасало самосознание масс… На горизонте маячила война. Люди разных национальностей, в естественных поисках безопасного места покидали республику. Это остро ощущало русскоязычное населения, которому некуда и не на что было выезжать. Многих из них мы вывозили в наши родовые села, подальше от войны, пытаясь создавать для них возможный уют. Прогрессивно настроенные силы пытались не допустить войны, - но «час Х» неумолимо приближался, - и избежать ее не удалось. Она кровавым катком прошлась по всей территории Чечни, оставив горький след в каждом доме. Это была невыразимая боль! Нередко в голову закрадывалась крамольная мысль - неужто этот кошмар кому-то выгоден (вспомним, что в стране тогда проводилась воровская приватизация по Чубайсу; катастрофически падал рейтинг дряхлеющего президента Ельцина). Понятное дело, война – трагедия для любого государства, но когда она происходит внутри своего же государства – это необъяснимое безумие! В результате никому не нужных двух военных кампаний, впоследствии стыдливо названных «наведением конституционного порядка», народ был поставлен на грань выживания. Отсутствие минимальных гарантий безопасности, качественной питьевой воды, необходимых продуктов питания, медикаментов, электроэнергии, отопления, порой и собственной крыши над головой, а также мародерство, «зачистки» и взрывы усугубляли трагизм ситуации.
Кредит доверия власти. Вид населенных пунктов, в особенности г. Грозный, в военную пору имел жуткое зрелище, которое и сегодня мне, его коренному жителю, невозможно вспоминать без горечи. Он имел вид города-призрака: все было в пепле и руинах. Лишь кое- где сохранялись словно миражи, причудливые «скелеты» едва узнаваемых зданий. В темное время суток, несмотря на комендантский час, хозяйничали залетные бандиты, доставляя населению немалый ущерб. Власть в отдельных случаях бывала беспомощной перед ними. Территория республики, подобно лоскутному одеялу, была поделена на зоны влияния вооруженных (
5) криминальных группировок. Была и другая крайность, не менее опасная для мирного населения - пьяные выходки «федералов-контрактников». Частенько выполнявших полицейские функции вроде неплановые «зачистки» и облавы, сопровождавшиеся мародерством и своевольным ограничением передвижения простых граждан с целью вымогания денег. А-Х. Кадыров понимал, что людей надо защитить от потенциальных угроз, исходящих для мирного населения с обеих этих сторон.
Спустя некоторое время ему все же удалось в беспощадной схватке ограничить, а потом окончательно пресечь их преступную деятельность.С наступлением темноты и до рассвета со стороны грозненского аэропорта, находящегося в руках федералов, часто слышался рев взлетающих и садящихся грузовых самолетов. Говорили, что более 20 авиарейсов совершалось ежедневно с аэропорта «Северный», минуя таможенный досмотр. Это была своеобразная «дыра» в небе России. Некие всемогущие международные воротилы превратили Грозный в хабовый воздушный порт для реализации своих коммерческих интересов. Сотрудников аэропорта к разгрузке и обслуживанию данных самолётов будто бы и не допускали (почти как у лирического героя В. Маяковского: «…значит - это кому-нибудь нужно»). С этой ужасающей картиной лицом к лицу пришлось столкнуться команде А-Х. Кадырова с самого начала своей деятельности.
Очевидная реальность. Мое сознание противилось признать очевидную реальность - раскол и противостояние в моем народе. О прекрасных качествах которого мне с детства вдохновенно рассказывали мои родители – литераторы Абу и Рабу Дадуевы. Об этом говорили нередко гостившие у нас, их друзья и коллеги – известные чечено-ингушские писатели, журналисты, деятели культуры и науки - цвет вайнахской научно-творческой интеллигенции. Патриоты, знатоки и преданные ценители романтического народного фольклора. Они учили молодежь основополагающим базовым ценностям народной этики на примерах славных образов героической истории. И эта семейная школа воспитания словно продолжилась уже в духовных проповедях и светских идеях, к которым искренне призывал Ахмат-Хаджи Кадыров. Его мощный голос, заряженный гражданским и политическим темпераментом, все ярче выделялся на фоне митингового противостояния и острых дискуссий по вопросу отношения к чуждой идеологии ваххабизма и перспективах социально-политического обустройства жизни народа.
Свой в должности руководителя республики. В результате активной публичной и социально-преобразовательной деятельности, Ахмат-Хаджи практически поломал утвердившийся в сознании части народа стандартный образ чиновника, как надменного человека с каменным лицом и отчужденностью от людских забот, в дорогом застегнутом костюме с модным галстуком и в шляпе. А-Х. Кадыров был до конца своим: и внешним видом, манерами, доступный и легкий в общении, внимательным к собеседнику. О самых острых политических хитросплетениях и ловушках он говорил на простом и понятном всем языке. Решительно вскрывал истинные замысли коварных «доброжелателей», для противодействия которым наиважнейшим считал - национальную консолидацию. Призывал народ не проявлять политическую близорукость - не отступать от своих традиционных национальных ценностей и канонов Ислама. Ахмат-Хаджи, обладая чувствительной душой и прекрасным даром сопереживания, умел завоевывать сердца людей, практически изменяя их миропонимание. Его слова находили в сердцах людей душевный отклик, потому что они были созвучны их надеждам и внутренним убеждениям. С его приходом в должность руководителя республики начали возобновлять деятельность отдельные сельскохозяйственные, промышленные предприятия и сферы услуг. Всерьез решались ранее запущенные проблемы в социальной сфере – выплата пенсий, пособий, заработной платы для работающих людей и др. В результате активной деятельности Администрации А-Х. Кадырова, люди все больше убеждались, что военные действия в Чечне не носят характер межэтнического противоборства между чеченским и русским народами.
Примечания: 1. По официальным данным, в целом по Союзу ССР из 148,5 млн граждан, принявших участие во всесоюзном референдуме 17 марта 1991 года, 113,5 млн. (76,43%) высказались за сохранение великого и социально-привлекательного Советского союза.
2. Оба эти президента - всероссийские аллергены - многое сотворили под ликование коллективного Запада для унижения и развала могущественной страны, в которой власть, общество и родители обучали детей Разумному, Доброму, Вечному.
3. В определенных кругах вайнахского общества имела хождение идея повышения статуса ЧИАССР до союзного уровня в составе реформируемого СССР, назвав ее Вайнахской республикой (ВР). Целью было - в рамках действующего законодательства объединить в составе ВР нахские народы – чеченцев, ингушей, бацбийцев, кистинцев и др. Учитывая, что в мире вайнахов не так уж много, таким образом подчеркивали свое единство.
4. Несколько человек получили легкие травмы. А депутат В. Куценко попытался через окно 2 этажа выбраться из здания. Но оступившись, неудачно упал, и в результате полученных травм впоследствии скончался в больнице в окружении своих родственников. Тем не менее, отдельные провокаторы, не бывшие свидетелями тех событий, распространяют иную, кощунственную версию с целью посеять межнациональную рознь.
5. В т.ч. доставшегося из военного арсенала, оставленного в Чечне министром обороны РФ П.Грачевым.
Перейти на страницу 2
checheninfo.ru