Кремль и Чеченская Республика. Политическое руководство страны (именно в этот период Россию возглавил В.В. Путин) находилось в активном поиске варианта мирного решения «кавказского вопроса». Дестабилизация на Кавказе никак не отвечала стратегическим интересам России, которая испытывала громадные имиджевые потери на международном уровне. Федеральное руководство все более склонялось к мнению, что Чеченской Республике нужен авторитетный и влиятельный человек из числа самих чеченцев. Явный лидер, принципиальный и национально ответственный, за которым пойдет народ и с кем возможно вести переговоры. Претендентов на первую роль в чеченской власти было предостаточно: известные опытные политические, хозяйственные руководители, военные, представители интеллигенции, бизнеса. Многих из них мы, тогда еще действующие «аппаратчики», лично знали не только в лицо, но и по совместной работе. Знали их личностные, профессиональные качества и деловые возможности. Они периодически напоминали о себе рассказами о заслугах перед народом, утверждали, что готовы и способны возглавить республику; распространяли тезисы своих программ и т.д. Спустя определенное время, Кремль твердо заявил о своих политических предпочтениях: указом Президента Российской Федерации В.В. Путина (от 12 июня 2000 года, № 1100) Главой Администрации Чеченской Республики был назначен Ахмат-Хаджи Кадыров, последовательный и ярый противник ваххабизма и принципиальный сторонник мирного решения конфликта. Он был самым известным и влиятельным человеком в ту пору.
Его принял президент РФ Владимир Путин, у которого сложилось благоприятное впечатление о А-Х. Кадырове. Российский президент решил именно ему доверить руководство самым сложным регионом Кавказа и тяжелейшим процессом военно-политического урегулирования. А-Х.А. Кадыров вступил в эту должность с твердой решимостью остановить и навсегда прекратить кровопролитие на родной земле. Этот день предопределил ход дальнейших событий на всем российском Юге. Он сформировал дееспособные органы гражданской власти из числа высокопрофессиональных и решительных управленцев-единомышленников, готовых идти с ним до конца в деле прекращения народоубийства на территории Чечни.
В аппарате Главы/Президента и Правительства ЧР. Не только в устной речи, но и в письменных текстах Ахмат-Хаджи всегда бывал исключительно конкретен. И требовал от подчиненных в готовившиеся от его имени проекты обращений к федеральным органам исполнительной власти, командованию федеральных «силовиков» столь же ясного и конкретного изложения. Он сам чрезвычайно профессионально излагал их краткую содержательную часть: причины, суть проблемы с точными формулировками и предлагал наиболее оптимальные варианты решений. Особые требования предъявлялись к текстам в адрес Администрации президента РФ, лидеров стран арабского мира, международных гуманитарных или иных организаций. К каждому адресату он применял индивидуальный, соответствующий их статусу стандарт составления документа – по форме, стилю, манере обращения и т.д.
С июля 2002 по июль 2010 гг. мне довелось работать в аппарате Главы/Президента и Правительства ЧР. Нередко видел и присутствовал на встречах и беседах с Ахматом-Хаджи. Особенно когда работал помощником руководителей его Администрации. В то время наши рабочие кабинеты располагались в небольших смежных помещениях 2-х этажного здания на территории комплекса Правительственных зданий (там сейчас стоит мечеть). Однажды по долгу службы я присутствовал во дворе его дома в день демонстрации изъятого у бандформирований арсенала военных трофеев. Он с большим сожалением говорил, что одной из главных причин нынешней трагедии является небывалый внутриэтнический раскол, удаленность власти от общественных интересов и недоверие ей. И не исключал, что замалчивание и примиренческое отношение к подобным фактам и в дальнейшем может явиться серьезным поводом для новых общественных потрясений.
Позиционирование себя единым народом, - утверждал Ахмат-Хаджи, - является основой нашего этнического характера. И в любых драматических ситуациях придавала нам силы, служила прочной опорой для самосохранения. Именно эта черта характера вайнахов помогла нам в суровом феврале 1944 года. Когда сталинско-бериевская преступная шайка, упразднив ЧИАССР, в вагонах – скотовозах депортировала наши народы на верную погибель в заснеженные степи Казахстана и Средней Азии. И враги Ислама – ваххабиты и международные террористы – уничтожали нас также не по тайповой принадлежность. Но изводили всех подряд потому что мы, единый чеченский народ, осмеливаемся сами вершить свою судьбу, заявляя о намерении оставаться с Россией. И варварские грачево-будановские методы «контртеррористической операции», осыпая бомбами и снарядами, не разделяли по признаку тайпа. Но народ выстоял, не сломился… Потому что оставался перед вызовом судьбы неразделенным на тукхумы, вирды и фамилии, а прочным монолитом по Крови, Вере и Судьбе.
На войне как на войне! По долгу службы мне часто доводилось встречаться с матерями и родственниками без вести пропавших лиц, либо насильственно удерживаемых или увезенных некими «силовиками» в масках. Готовить для Главы аналитические и информационные справки и предложения по итогам исполнения его поручений и совместных выездов с представителями федеральных военных структур, членами РОШ (
6) в районы республики. Направляясь в неспокойные села, нам, гражданским лицам, в целях безопасности зачастую приходилось предварительно снимать галстуки, чтобы не привлекать излишнее внимание. А на автомашины ставить дублирующие номерные знаки, менять маршруты въезда и выезда, чтобы минимизировать риски. Порой происходили совершенно невероятные случаи, когда торжественно сданный в присутствии высшего руководства страны строительный объект в тот же вечер уничтожался массированным огнем артиллерии. Либо неким, как утверждалось отдельными информ-каналами, «неопознанным» самолетом. Таким образом в руинах укрывались следы многомиллиардных финансовых хищений. И ничего с этим невозможно было поделать – как говорится, на войне как на войне!
Проблемы перед гражданской властью в тот период стояли обширные, решение многих из них (в частности, для нашего Управления) требовали непосредственного участия военных структур. В среде которых на тот момент наблюдалось немало трудностей. Основная «головная боль» - это недостаточный уровень взаимодействия подразделений разных родов федеральных войск между собой, а также с военными комендатурами и структурами гражданской власти. В этих условиях, предпринимаемые А-Х. Кадыровым сложные и жизненно необходимые шаги, многое дали для установления взаимного доверия между «федералами» и мирным населением. Которое, к сожалению, в то время находилось «на низшей точке». Однако, как бы сложно ранее не складывались отношения между мирным населением и представителями федеральных военных структур, все чаще становилось фактов проявления искренних человеческих чувств. Понимания трагизма сложившейся ситуации и необходимости взаимной поддержки. Особенно это было заметно в отношении к молодым солдатикам срочной службы, вечно голодных, чумазых мальчишек, жестокой волей заброшенных на чужбину. Люди их жалели и поддерживали продуктами, сигаретами, помогали наладить канал связи с родителями и т.д. Солдаты отвечали взаимностью.
Чеченцы и армия. Но встречался откровенно чеченофобский настрой отдельных военнослужащих, сформированный у них еще до прибытия на Кавказ. Они уже были нацелены агрессивно и с недоверием относились к местному населению. Как будто те были гражданами враждебной страны, а не их соотечественниками. Беседуя с солдатами, мы поражались примитивности их знаний об истории и культуре чеченского народа. Его традиционных социально-политических, экономических и культурных взаимоотношений с Россией. В целом имели слабое представление о величественном Кавказе, его народах, вдохновенно воспетых многими классиками мировой и русской культуры. Это углубляло уровень обоюдного недоверия. Позже выяснилось, что в солдатской среде «начальством» преднамеренно и цинично распространялась с детства знакомая нам байка о якобы подаренном чеченцами Гитлеру «Белого коня» (
7). Мы им разъясняли, что это давно документально развеянный учеными-историками провокационный миф. И в Чечне на него мало реагируют, но всячески позиционируют себя патриотами России. Если даже грубо допустить, что у кого-либо могла возникнуть идея подарить жеребца врагу, то имена всех причастных - от места их происхождения, тайпа, родственников - не только были бы известны всей Чечне, но заклеймены общественным презрением. Чеченцам не было никакого резона и практической возможности исполнить этот гнусный акт дарения, т.к. войска Вермахта до территории Чечни не дошли, а были отбиты далеко на подступах к ней. В том числе и десятками тысяч вайнахов достойно сражавшимися на многих фронтах Великой Отечественной войны. В это же время остававшиеся на Родине чеченцы и ингуши – преимущественно старики, женщины и дети - были огульно обвинены в грехах, которые они не совершали. И были изгнаны с родных земель на полное вымирание в Казахстан (где и родился в г. Караганда 23 августа 1951 г. в семье Абдулхамида и Дики Кадыровых будущий Герой России, Первый Президент Чеченской Республики А-Х.А. Кадыров).
Нами приводились многочисленные примеры, когда вайнахские бойцы, намеренно (часто при одобрении командиров) изменяли свои национально звучащие фамилии, имена, национальность для того, чтобы оставаться на фронте, и продолжать сражаться с ненавистным врагом. Готовые отдать свои юные жизни, защищая свое Отечество, и мстить за погибших фронтовых товарищей и не посрамить чести народа). После такой информационной беседы чеченцев (нередко с подтверждающими документами), у некоторых военнослужащих округлялись глаза. И они, по-русски изящно обозвав своего политрука парой-тройкой непристойных слов, с удовольствием отправляли его по его же матушке. За то, что цинично снабдил их фальшивкой с целью очернить таких же, как и они, простых людей.
Авторитет Ахмата-Хаджи Кадырова, его энергия и непоколебимая вера в правоту избранного им пути, придавали окружающим силы. Все более способствовало налаживанию доверительных отношений «федералов» и мирного населения. Активно привлекая для этого общественных лидеров, представителей международных гуманитарных органов, Комитета солдатских матерей, правозащитных организаций, религиозных конфессий и др. в мобилизации против международных террористов. И жестких проверок т.н. паспортного режима, непропорциональных методов военных действий в зоне населенных пунктов, гражданских объектов и инфраструктуры. Ахмат-Хаджи Кадыров не примыкал ни к одной из политических партий и общественных движений. Будучи равноудаленным от них, он стал лидером и объединителем всех здравомыслящих людей Чечни, вне зависимости от этноконфессиональной принадлежности. И вопреки гневным угрозам со стороны ичкерийского режима, как ученый-алим и гуманист, призывал восстать против войны. Справедливо полагая, что ее продолжение – это не только эскалация межэтнической и религиозной неприязни сегодняшнего дня. Но это прямой путь к сохранению в памяти будущих поколений опасных «зерен» недоверия и подозрительности в отношениях между нашими народами, совершенно не нужные российскому обществу. Он разъяснял, что в это смутное время крайне важно терпимо и с уважением относиться ко всем народам, религиям - не забывая, что у всех нас единый Создатель. К которому каждый идет своим путем. Ахмат-Хаджи Кадыров ясно понимал, что без прочного внутринационального мира и согласия невозможно стабильное социально-политическое и экономическое развитие чеченского общества. Стремясь развести конфликтующие стороны, чеченский лидер много встречался с главами мусульманских стран, авторитетными людьми соседних регионов, а в Чечне – со старейшинами влиятельных тайпов. Активно выступал в зарубежных и федеральных СМИ.
НТВ и «подсадные» оппоненты. Многим, вероятно, памятна резонансная телепередача на НТВ «Свобода слова» от 20 февраля 2004 года (
8), где А-Х. Кадыров блестяще полемизировал с «подсадными» оппонентами по острейшим вопросам обустройства мирной жизни в ЧР. Он выглядел безупречным – смелым и честным! В атакующем стиле, аргументировано разоблачал двойные стандарты присутствовавших в студии апологетов идеологии и политики сепаратистов; сторонников партии войны. Ставил их в тупик, задавая неудобные вопросы. Страстно и бескомпромиссно доказывая, что война эта имеет коммерческий характер. Является бизнесом на крови березовских и ему подобных дельцов из сырьевой мафии и «ястребов» военно-промышленного комплекса. Она ничего общего с газаватом не имеет, и по обе стороны противоборствующих гибнут молодые парни, коварно втянутые в чужие «разборки». Ахмат-Хаджи жестко требовал от политиков, общественников, правозащитников, военных восстать против войны, и научиться разговаривать с Чечней языком доверия и миролюбия. Лишь это поможет остановить и покончить с войной раз и навсегда. И ради довольствия всемогущего Аллаха последовательно привести общество к сакральной процедуре внутринационального Примирения. Через день после трансляции вышеназванной телепередачи я позвонил председателю республиканской телерадиокомпании «Вайнах», известному журналисту Беслану Халадову, и попросил его достать этот ролик, чтобы вновь прокрутить его по Чечне. Но московскими чиновниками от СМИ ему в этом было отказано.
Ахмат-Хаджи и «маски-шоу». Преодолевая упорное сопротивление со стороны отдельных агрессивно настроенных сил, Ахмат-Хаджи, при поддержке дислоцированных в Чечне прогрессивных федеральных структур, все же удалось добиться ужесточения наказания (а затем и вовсе прекратить) бесцельную стрельбу и езду в республике бронетехники с замазанными номерами, анонимные «зачистки». Запугивание мирного населения, облавы в масках. За избыточность их использования остряки насмешливо прозвали их «масками-шоу». В этой связи надолго запомнилась характерная картина. Когда мы на некоторой дистанции, вслед за Ахматом-Хаджи Абдулхамидовичем спускались к выходу из правительственного здания «Феникс», он внезапно наткнулся на группу военнослужащих в масках. Видно было, что они явно спешат в правительственную столовую, вход в которую находился в метрах 7-8 справа от нас. От неожиданной встречи с Главой республики они опешили, а старший офицер по Уставу браво взял под «козырек» и чеканным голосом о чем-то доложил. Было заметно, что Ахмат-Хаджи недоволен увиденной сценой, и, подозвав к себе старшего, командным тоном что-то ему коротко высказал. Последовал резкий приказ офицера – «снять маски», который мгновенно был исполнен. Группа Ахмата-Хаджи удалилась в сторону стоянки правительственного транспорта, а военные, выдержав паузу, облегченно продолжили свой путь.
Призыв Главы ЧР к противоборствующим сторонам о прекращении кровопролития все больше находил понимание. Сотни ранее обманом вовлеченные в братоубийственную войну и не желавшие в ней участвовать молодые люди, под твердые гарантии А-Х. Кадырова были «выведены из леса», амнистированы и начали мирную жизнь. И тысячи семей беженцев, людей разных национальностей, ранее вынужденно покинувшие родные очаги, по его призыву стали возвращаться в Чечню. У всех было понимание этого феномена – что не в характере чеченцев жить на чужбине, в рассеянии по миру. И сердца их не способны обрести там душевное успокоение. Защитой их нарушенных жилищных прав и обустройством по поручению А-Х. А. Кадырова занимались местные власти с Советом глав гор/райадминистраций, старейшинами тайпов, религиозными деятелями и др. С большими трудностями они готовили для них безопасные и комфортные условия для проживания на родной земле. Уполномоченный по правам человека в ЧР Н.С. Нухажиев отмечал, что в «…самые сложные годы, когда требовалась настойчивая борьба с грубыми и массовыми нарушениями прав человека..., восстановление в своих правах жителей республики было в числе важных задач для Первого Президента Чеченской Республики Ахмата-Хаджи Кадырова. Он внес решительный вклад в становление государственной правозащитной системы (
9) в нашей республике ».
Конституция Чеченской Республики. Ахмат-Хаджи твердо верил в великую мобилизующую силу искусства, образования, духовного и физического здоровья нашего народа. Вслед за строителями, он стал возвращать в израненную республику деятелей искусства, науки, образования, здравоохранения, журналистики, спорта. Чтобы они вместе с другими специалистами возрождали, делали краше и уютнее наш общий Дом – Чеченскую Республику - этот разрушенный варварами Храм.
Уже тогда со своим окружением Ахмат-Хаджи задумывался о необходимости принятия в ближайшей перспективе Конституции Чеченской Республики, статус которой должен решать только ее многонациональный народ. Ее будущее он безоговорочно представлял лишь в составе многонационального российского государства. В реализации этой исторической задачи активно трудились Магомед Вахаев, Муса Вагапов, Салам Магомадов, Шаид Жамалдаев, Хасани Таймасханов, Супьян Мохчаев, Хайдар Алханов, Анатолий Черкашин, Ширвани Ясаев, Владимир Кашлюнов, Хусейн Нутаев, Султан Абдулханов, Мовсар Асабаев, Зиявди Заурбеков и другие. Это были верные соратники Ахмата-Хаджи Кадырова, члены его Команды. Накануне референдум в нашем поселке имени Калинина (ныне - пос. Маас) состоялся митинг в поддержку А-Х.А. Кадырова, где энергично выступали поселковые старейшины Докка Кагерманов, Абдурахман Саидов, Абдула Хатуев, Зайнди Дулаев, Умалт Умакаев, Сайдали Умаров и др., в том числе и мой отец Абу Дадуев - искренний сторонник его общественно-политических и миротворческих взглядов. Благодарственное письмо Ахмат-Хаджи в адрес отца до сих пор хранится в нашем домашнем архиве.
Примечания:6. Региональный оперативный штаб по управлению контртеррористическими операциями на территории Северокавказского региона РФ.
7. Полагаю – чеченцы скорее угнали бы коня из-под седла заносчивого чужеземца, нежели подарили ему …
8. См. по ссылке
https://vnclip.net/video/5sBP30om9i8/свобода-слова-нтв-20-02-2004-ахмад-кадыров.html9. (См.
https://www.grozny-inform.ru/news/society/134036/)Перейти на страницу 3
checheninfo.ru