В середине XVI века отношения России и Черкесии наполняются новым содержанием и оформляются в военно-политический союз.
В конце XVI - начале XVII в. в России появляется династия князей Черкасских. Младший сын адыгского князя Темрюка Идарова - Солтан в 1557 г. в возрасте 17-18 лет приехал в Москву, где был крещен по повелению Ивана IV, и в крещении получил имя Михаил, а также определенное образование.
Михаил Темрюкович стал первым черкесом, получившим высокое для того времени образование в России и в 1559 г. начал военную службу на южных, самых беспокойных пограничных рубежах Русского государства, подвергавшихся нападениям со стороны Крыма.
Михаил Черкасский при Иване Грозном стоял на самых высоких ступенях государственной власти. В 1567 г. князь Михаил в возрасте тридцати лет стал боярином, первым из кабардинских князей, ставших русскими боярами и принимавших самое активное участие в становлении, укреплении российской государственности.
Фактически сын главного князя Кабарды Темрюка Идарова - Михаил Черкасский сидел первым в Боярской думе и при перечислении думных списков назывался всегда первым.
Начиная с XVI века, попав в сферу геополитических устремлений Османской империи и ее союзника - Крымского ханства, с одной стороны, и России, с другой, народы Кавказа искусственно были разделены на две части - на Западный и Северный Кавказ.
В процессе сближения адыгских народов с Россией со второй половины XVI в. позитивную роль сыграла деятельность Черкасских - княжеских родов, сложившихся из выезжавших на русскую службу представителей адыгской аристократии. С этого времени они в ранге служилых князей влились в состав правящего класса Московского государства, и многие из них заметно проявили себя на политическом и военном поприще. Наиболее известными были кабардинские Черкасские (Темрюковичи, Камбулатовичи, Сунчале-евичи, Бековичи) - потомки сыновей кабардинского князя Идара, которые после женитьбы царя Ивана IV на Марии Темрюковне в 1561г. стали во множестве выезжать на службу в Москву. Кроме того, существовали ветви Черкасских, которые принадлежали другим адыгским этническим подразделениям - бесланеевцам и жанеевцам, а именно Ахамашуковы, Егуповы-Черкасские и Чюмаховы-Черкасские.
Выезды на царскую службу в Москву происходили в строгом соответствии со специальными правилами. Решение об отправке принимал специальный совет пшиуорков - Хасэ. Обычно в число выезжающих попадали молодые княжичи 16-20 лет. Отъезжающих сопровождала свита в составе ближнего узденя (къуэдз), воспитателя (быфыкъуэадэ), телохранителей (пшэрыхь).
Так, вместе с Михаилом (Салнуком) Темрюковичем и его двоюродными братьями Семеном (Уардащао) и Федором Жилеготовичем в опричнине служили «ближние уздени» братья Даутоковы (Таутоковы).
Черкасские, кооптируясь в среду российской высшей знати, оказываются в составе боярской аристократии, Кабардинские Черкасские заняли высокое положение в государственном управлении, руководя многочисленными приказами, а также занимали командные должности в русской армии.
При всех царях - от Ивана IV (Грозного) до Петра I по два представителя рода Черкасских входили в Боярскую Думу:
при Иване IV - Михаил Темрюкович и Семен Ардасович;
при Федоре Иоановиче и Борисе Годунове - Борис Камбулатович и Василий Карданукович;
при Михаиле Федоровиче Романове - Иван Борисович и Дмитрий Мам-стрюкович;
при Алексее Михайловиче - Яков Куденетович и Григорий Сунчалеевич;
при Петре I - Михаил Алегукович и Михаил Яковлевич.
Со смертью великого канцлера Алексея Михайловича Черкасского в 1742 г. фактическое присутствие Черкасских в российском руководстве прекратилось.
Среди выехавших в Россию были потомки адыгского князя Инала, дети Темрюка Идаровича, дети бесленеевских и жанеевских князей и дворян.
Согласно «Списку Выезжих черкесских князей в Москву за период с 1552 - по 1697 г. с указанием дат выезда и краткими биографическими сведениями», известно, что на службу к русским царям в Россию выехали:
Машуко (Иван) Кануко, бесленеевский князь. Служил воеводой в Передовом полку;
Сибок (Иван) Каншоукович, князь Жанлевский, служил воеводой в Передовом полку;
Султануко (Михаил) Темрюкович, князь кабардинский, брат Марии (Гуашаней) Темрюковны, первый дворовый воевода и глава Опричной Боярской Думы;
Иван Владимирович и Борис Таутоковы (Даутоковы), дворяне князя Михаила Темрюковича, Иван был первым воеводой «Полка Левой Руки»;
Иван Шеретлоков, шапсугский дворянин, служил в полку Ивана Грозного при походе на Новгород в 1576 г.;
Карашай (Борис) Камбулатович кабардинский князь, первый воевода в Великом Новгороде в 1585 г.;
Кази (Василий) Карданукович, абазинский князь, воевода в Астрахани, 1598г.;
Сунчалей (Григорий) Сунчалеевич, кабардинский князь, наместник и воевода в Астрахани (1655 - 1656 гг.);
Алий (Михаил) Алегукович кабардинский князь, стольник, любимец Петра I, Его кандидатура выставлялась на русский престол. Петр I, выезжая из Москвы, оставлял за себя князя Черкасского;
Давлетгирей (Александр) Бекович-Черкасский, кабардинский князь, любимец Петра I, капитан-лейтенант, посол в Хиву, первым составил карту Каспийского моря.
Со второй половины XVIII века Россия активизировала свою колониальную политику на Северном Кавказе и силой оружия присоединила к Российской империи народы Северного Кавказа.
Проведению колониальной политики на Северном Кавказе способствовали многие адыгские князья и дворяне, служившие верой и правдой в российской армии. Среди тех, кто защищал интересы России на Кавказе, были потомки Инала - князья Бековичи-Черкасские, князья Геляхстановы, Таусултановы, дворяне Бегидовы, Горичи, Анзоровы, Сидаковы и многие другие.
checheninfo.ru