Нельзя не отметить тот факт, что и в этот сложный период адыги оказывали посильную помощь в укреплении южных границ России. Так, в 1653 г. Сунженский острог защищали от персидских и дагестанских войск, вместе с русскими стрельцами, и мурза Тонжехан Арасланов (из малокабардинского рода Гиляхстана) с подвластными ему 300 узденями.
Как подчеркивает В.С. Бесланеев, во второй половине XVII в. многие князья Кабарды принимали деятельное участие в российских делах. Воссоединение Украины и России привело к длительной русско-польской войне. И кабардинцы своими постоянными набегами на Крымское ханство не давали возможности Крыму оказывать действенную помощь Польше в ее войне с Россией. Например, в 1665 г. по поручению царского правительства кабардинцы вместе с калмыками и русским отрядом ходили на Крым и "разорили новый крымский город".
В походе русского войска против крымского хана в 1675 г. деятельно участвовал мурза (князь) Малой Кабарды Айдемир Татарханович из рода Гиляхстана со своими узденями. По указу царя за эту службу "...Айдемир-мурза Черкасский был пожалован государевым жалованием по 15-ти рублев человеку придачи к прежним их окладам, хлеба, ржи и овса против денег".
Таким образом, в XVII в. положение Западной Черкесии и Кабарды было очень сложным. Наиболее агрессивную политику в отношении горских народов проводили турки и крымские татары. У русского царизма тоже были свои далеко идущие планы "умиротворения" черкесов, а если сказать проще, — захвата и колонизации Земли адыгов.