Политику царской России на Кавказе и, в частности, в Черкесии в XVIII в. можно сравнить с двуликим Янусом. С одной стороны, Российская империя, имея в виду свои далеко идущие планы, всячески помогала адыгам в их справедливой борьбе с захватническими устремлениями Османской Турции и Крымского ханства, оказывала не только дипломатическую, но и военную помощь. В результате уже к концу XVIII в. Земля адыгов была практически избавлена от угрозы очередных татаро-турецких нашествий. Но с другой стороны, несмотря на многочисленные уверения российских официальных деятелей о своем "миролюбии", царизм не только вынашивал широкомасштабные планы захвата Черкесии, но и предпринял в это время определенные конкретные шаги к присоединению Земли адыгов чисто военным путем с последующим истреблением и выселением из родных мест коренного населения. Уже в начале XVIII в. российское правительство составляет планы своего владычества на Кавказе. Конкретную программу завоевания этого региона разработал Петр I. Он предлагал развернуть наступление по трем направлениям — от Азова до Кубани, от Астрахани через Азербайджан к Ирану, от Пятигорья до Тифлиса.
Царские войска появились на территории Черкесии во время русско-турецкой войны 1710-1711 гг. и действовали как настоящие завоеватели. Ген. И.М. Апраксин наносил удары не только по казакам-некрасовцам, бежавшим на Кубань от царского гнета, но и по укрывавшим их адыгам. В августе 1711 г. войска И.М. Апраксина совершили рейд против кубанских татар, постоянно нападавших на населенные пункты Северного Кавказа, Украины и Южной России. Войско хана Ну-радына было разгромлено, более 20000 татар взято в плен. Был уничтожен также отряд кубанских мурз и татар, возвращавшийся из набега на Саратовский и Пензенский уезды; при этом была освобождена большая группа русских пленных. Поражение России в войне с Турцией и ожесточенное сопротивление местного горского населения вынудило И.М. Апраксина покинуть Кубань.
В 30-х гг. XVIII в. русско-турецкие отношения вновь обострились. Наряду с другими факторами, этому способствовала борьба из-за "черкесского вопроса". Россия и Турция стремились утвердить свое исключительное господство в Кабарде. В русско-турецкой войне 1736-1739 гг. кабардинцы выступили на стороне России, потому что тогда Турция и Крым представляли собой главную опасность для их независимости. Но несмотря на это, в ходе войны царские войска совершали неоднократные вторжения в земли адыгов. В середине XVIII в. Российская империя активизирует свои действия на Северном Кавказе. В 1763 г. русские войска захватили Моздок. По сути, это был завоевательный акт в отношении Восточной Черкесии, и кабардинцы потребовали освобождения города. Справедливое требование было отклонено. Тогда они стали нападать на царские укрепления, а в 1767 г. переселились на р. Куму и установили связь с закубанскими черкесами.
Внушительной победой России закончилась русско-турецкая война 1768-1774 гг. Еще ранее крымский хан признал Большую и Малую Кабарду составной частью России. Кабардинцы отказались признать свой новый статус и до начала XIX в. вели упорную борьбу с притязаниями царизма. В 1777 г. началось строительство русских укреплений Азово-Моздокской военной линии. Установление контроля над Кабардой обеспечивало царизму прочный тыл для решения вопроса о правобережье Кубани. Именно тогда вплотную стал на повестку дня царской внешней политики "кубанский вопрос". По условиям Кючук-Кайнарджийского мира, Россия укрепилась на побережье Черного моря, в ее состав вошли земли между рр. Доном и Ея, Турция потеряла Крым, а само Крымское ханство было объявлено независимым.
Борьба черкесов против притязаний царизма продолжалась. В 1779 г. западные адыги действовали совместно с кабардинцами. Темиргоевцы и бесленеевцы во главе с Чулак-Султаном атаковали г.Ставрополь, а кабардинцы напали на Алексеевский редут. Однако силы были неравные. Поражение кабардинцев в сентябре 1779 г. в жестоком сражении с царскими войсками ухудшило и без того тяжелое положение адыгов.
Значительно усилилось национально-освободительное движение горцев Северного Кавказа, направленное против захватнической политики царской России, в 1785 г. Первоначально это движение вспыхнуло в Чечне (шейх Мансур), а затем Чечню поддержали Дагестан и Черкесия.