В 1787 г., опираясь на поддержку Англии и Франции, Османская империя вновь объявила войну России. Турки пытались поднять горцев на борьбу с неверными — русскими. В одном из обращений говорилось: "... чтоб здешние жители веру свою крепкою содержали и соблюдали, и с русскими не мирились". Не об этом ли упоминает одна из сур Корана (47; 4): "А когда вы встретите тех, которые не уверовали, то — удар мечом по шее..."? Но эти попытки не увенчались успехом. Наоборот, некоторые владетели заняли прорусскую позицию и предложили России свои "воинские услуги". Они были против подчинения Турции и видели в России своего союзника. Так, абазинские мурзы на требование турецкого паши присягнуть на верность султану, заявили, что "туркам служить не желают, а как только появятся российские корабли у берегов, они перейдут на сторону русских". В письме от 5 апреля 1787 г. мурза Юсупов заверил командующего русскими войсками на Кавказе П.П. Текелли, что наврузовцы откажутся от требований султана воевать против России, а темиргоевцы просили его помочь установить дружеские отношения с русскими. Тогда турецкое командование решило нанести удар русским на кубанской границе силами черкесов и абазинцев во главе с шейхом Мансуром. Показания кабардинского владетеля Атажуки Хамурзи-на от 2 февраля 1788 г. несколько проясняют деятельность шейха среди закубанцев. Мансур рассчитывал поднять их всех на борьбу против России, но это ему не удалось. Тем не менее, шейх сумел привлечь на свою сторону часть феодальной верхушки и собрал войско из горцев в 14000 человек. Кн. Г.А. Потемкин (20 сентября 1787 г.), а затем П.А. Текелли (октябрь того же года) нанесли силам Мансура поражение на Большом и Малом Зеленчуках. Часть приверженцев шейха вынуждена была бежать за Лабу, другая — приняла русское подданство. Потемкин доносил 1 декабря 1 787 г. Екатерине И: "Знатное число черкесов переселено в Кавказскую губернию, абазинцы и ногайцы перешли в русское подданство, присягнув на верность России".
Таким образом, черкесы и ногайцы не поддержали турок и Мансура. Как сообщал ген. П.А. Текелли Г.А. Потемкину 6 ноября 1787 г., "... горцы не уважают их (турок) и отказывают им в пристанище и пропитании". О "склонности" горцев к России свидетельствует и тот факт, что во время похода русских войск в Закавказье осенью 1787 г. во главе с ген. Текелли на их стороне действовало 9 кабардинских сотен. На сторону России перешли и некоторые абазинские и бесле-неевские владетели с подвластными им народами, а также закубанские ногайцы.
В 1790 г. русское командование предприняло поход на турецкую крепость Анапу. С первой попытки город взять не удалось. Как отмечают очевидцы, 25 марта 1790 г. отряд ген. Бибикова был атакован 15-тысячным анапским гарнизоном и громадными толпами горцев. Русские войска сражались на два фронта и успешно отбили атаку. Неприятель бежал, оставив на поле сражения более 6000 трупов. Тем не менее, штурм Анапы окончился неудачей и русские войска вынуждены были отступить. В этом же году султанское правительство предприняло широкое наступление вглубь Северного Кавказа. При этом оно рассматривало Левобережную Кубань как удобный плацдарм для вторжения в Кабарду, рассчитывая на то, что закубанцы значительно пополнят ряды войск султана. Но большинство западных адыгов отказались поддержать турок-османов. Тем не менее, как отмечают некоторые источники, около 15000 черкесов все-таки приняли участие в походе Ба-тал-паши. Участие их, по мнению исследователей, было вызвано не столько турецкой агитацией, сколько возмущением черкесов кровавыми вторжениями в их земли П.С. Потемкина, П.А. Текелли и Ю.Б. Бибичева под предлогом борьбы с турками.
Большое впечатление на закубанских горцев произвел разгром русскими войсками превосходящей по численности турецкой армии Батал-паши в верховьях Кубани. По показанию Ф. Реиза, у черкесов — людей смелых и отважных, — вызвали удивление храбрость и мужество русских солдат. Узнав о поражении Батал-паши, многие феодальные владетели обратились к русскому командованию с просьбой принять их в подданство. Так, в рапорте от 15 ноября 1790 г. ген. Розен сообщал, что протурецки настроенная часть темиргоевцев во главе с Айтажук Измайловым перешла на сторону России. В рапорте от 25 февраля 1791 г. он же информировал, что 10000 ногайцев тоже перешли на сторону русских. В июле-августе 1791 г. в русское подданство перешла большая часть абадзехов, шапсугов и натухайцев; присягу на верность России дал "владелец 25 хамышкейских бжедугских деревень Крым-Гирей".