ЧЕЧНЯ. Хаджи Зияби Султан Мирза родился в 1928 году в селе Кайсери Пинарбаши Нижнеборандере, сын Султанбея и Човки из семьи Сонтар-Неек, связанной с "Чарто". "Тайпом" чеченцев, эмигрировавших в Турцию из села Элиюрт заброшенного района Чечни. Примерно в 1947 году, когда ему было всего шестнадцать и семнадцать лет, судьба вместе со своим другом и жителем Кабардино-Балкарии Хаджи Гази Ильханом тайно отправилась из своей семьи в столицу Египта Каир, чтобы поступить в Университет Аль-Азхара.
После нелегального пересечения границы с Сирией при поддержке сирийских чеченцев он добрался до Дамаска. Около года в Дамаске он работал в своем знаменитом медресе на площади. В тот же период он познакомился с известным черкесским ученым Цей Джевдетом Саитом, который там работал.
(Как передает его дочь, когда Хаджи Зияби поклонялся в знаменитой мечети Омейядов в Дамаске, он заснул из-за того, что до сих пор не добрался до Египта, ему было повезло увидеть во сне пророка. Проснувшись от сна, когда он похлопал ее по сердцу и сказал: “Не бойся, у меня есть знания в сердце”, он проснулся, плача и сказал: “Ты будешь в восторге от беспокойства”.)
Вскоре он переехал в Иорданию и некоторое время оставался в Зарке при поддержке чеченцев, с которыми познакомился в Аммане. Но он так и не смог переехать в Египет, потому что приехал нелегально и не имел паспортов. В этот период он прибегал к разным путям. Если он пытался поехать в Бейрут и сесть на грузовой корабль в бегах, то не смог. Он даже пошел еще дальше и попал на минное поле, пытаясь нелегально пересечь палестинскую границу. Здесь он едва спас свою жизнь от взрывов и вернулся в Иорданию. Наконец-то мухтар чеченской деревни Сукна с паспортами, полученными ему и его другу, выдал удостоверение гражданина Иордании, и вместе со своим спутником добрался до Египта в Каир.
После окончания средней части всемирно известного Аль-Азхара, обучения в академии, в 1952 году в результате революции полковника Джемаля Абдулнасира король Фарук был отстранен от престола и был установлен новый националистический режим. В репрессивной обстановке, созданной этим режимом, сложилось враждебное отношение к неарабским иностранцам. Особенно в этот период, поскольку большинство учеников Аль-Азхара были членами движения "Братья-мусульмане", египетская разведка и силы безопасности начали скептически относиться и следить за учениками Азхара. После депортации всех иностранных студентов Хаджи Зияби вернулся в Иорданию, где был его гражданином.
После некоторого пребывания в Зарке переехал в Ирак. Поступил в Багдадский университет. Он учился еще полтора года. Во время учебы он был арестован по подозрению в том, что является турецким шпионом в Мосуле во время поездки из Ирака в Турцию. Некоторое время он отсидел в тюрьме в Захо. После признания его невиновности его отпустили. В 1958 году окончил юридический и богословский факультет Багдадского университета. После окончания школы двенадцать лет работал имамом в Багдаде, сначала в одной мечети в районе Казимиия, а потом в других мечетях.
В 1966 году временно вернулся в Турцию и женился на жительнице города из Кабардин. Была дочь. В 1970 году он точно вернулся. Он отклонил предложения чиновников от руководства по делам религии в Турции. Он умер в 1996 году, когда в последний раз был имамом в своей деревне Нижний Борандер, после того как стал имамом в деревнях Жабабалык, Алтыкесек, Нижний Хююк и Верхний Хююк в районе Кайсери Пайнарбаши и Сивас-Кангал (район Узунджайлы).
Во время учебы в Аль-Азхаре он дружил со многими известными в Сирии и Иордании деятелями, включая иорданского чеченского парламентария и священнослужителя Шейха Абдулбаки Джаммо, мэра Зарки и ректора Колледжа Аль-Хусейна шейха Мунира Шакира Арслана и известного ученого Цея Джевдета Саида. (В 2007 году, когда я посетил шейха Абдулбаки Джаммо в Иордании в Зарке, эта информация была предоставлена шейхом Абдулбаки.)
Он был терпимым, скромным человеком, которому не нравился фанатизм. В начале лета паломники шапка носили папу зимой. Он всегда ходил в чистом гладком костюме. Он любил слушать классическую турецкую музыку и записывал на своей гармошке, которую очень любил на кавказских свадьбах. Он был предан своим традициям, своей идентичности. Однажды он мечтал побывать в Чечне. Он был добр ко всем, от большого до маленького, милым языком, дружелюбным. Арабских чеченского языка он прекрасно знал арабский, черкесский и мало-мальски курдский. Я поминаю милость с тоской и благодарностью. Султан пользовался большой любовью и уважением у чеченцев и арабов, с детства обладал способностью чувствовать чужую боль, всегда стремился помогать людям, был бескорыстным, щедрым и человечным. Арабы и чеченцы говорили, что он своим умом и мужеством достиг первенства во всём.
В Иордании Идрис Султан впервые организовал общественный клуб "Кавказ", главной задачей которого было научить соотечественников читать и писать на чеченском языке. Эту задачу он выполнил блестяще.
Всю свою жизнь Идрис Султан тосковал по родине и по живущим там родственникам. Скончался в 1985 г. Дала гечдойла цунна!
Источник: Л.М.Гарсаев, Х.-А.М.Гарсаев "Чеченские мухаджиры и их потомки в истории и культуре Иордании", Грозный, 2019