На фото: Шарой Деши Морица, 1897 К «этническим» топонимам с окончанием ван следует добавить еще одну аналогию, которую мы обнаруживаем у академика И.А. Джавахишвили. Отмечая широкое распространение чеченского общества Шарой в древнем Закавказье, И.А. Джавахишвили писал: «Следы пребывания племен шаро прочно запечатлены и в исторической топонимике Закавказья. Так, например, древнее название Ширвана, как известно, было Шарван, и владетели этой области носили имя Шарваншахов. Имя же Шарван состоит из Шар и ван, из которых последнее означает "обиталище, дом, местопребывание", слово, имевшееся и в древнегрузинском точно в таком же значении. Таким образом, Шарван не что иное, как "обиталище шар-ов"» [1, с. 41].
Добавим, что и у В.Ф. Минорского обнаруживаются сведения о том, что город Ширван до XVI века носил название Шарван [2, с. 34]. Таким образом, выявляется еще один топоним – Шар-ван, оформленный по тому же типу, что и названия Гурджи-ван, Курди-ван, Нахче-ван, о которых мы упоминали выше, то есть на этнической (племя Шарой) основе с добавлением слова ван в значении «место, обиталище, дом, местопребывание».
По свидетельству грузинского историка X века Георгия Мерчуле, к северу от Абхазии (или в северной Абхазии) в средние века существовало княжество Шаро или Шароэли [3, с. 131]. Весьма вероятно, что компонент «эли» в названии Шароэли является древнегрузинским суффиксом этнических имен (eli), образованных на основе географических названий [4, с. 134] и Шароэли означало «шаройцы», «жители Шароя».
Разбирая эти исторические данные, абхазский историк З.В. Анчабадзе приходит к целому ряду выводов, которые соприкасаются с нашей тематикой. Во-первых, выясняется, что от титула Шароэли и названия местности Шаро происходит знаменитая фамилия Шервашидзе (абхазский вариант произношения Чачба), носители которой с конца XII столетия и вплоть до 1864 года являлись владетельными князьями Абхазии; во-вторых, князья Шароэли-Шервашидзе-Чачба сами указывали на свое родство и происхождение от князей древнего Шарвана – населенного пункта, который, напомним, акад. И.А. Джавахишвили связывал с чеченским обществом Шаро (Шарой); в-третьих, о родственной связи между владетелями Шарвана, расположенного в восточном Закавказье, и причерноморской местности Шаро свидетельствует также и древнее грузинское написание фамилии Шервашидзе – Шарваисдзе, что буквально означает «сын шарван-шаха» [5, с. 191-193].
Следует пояснить, как фамилия Шервашидзе превратилась в фамилию Чачба. До того времени, когда царица Тамара в 1184 году назначила Датаго Шервашидзе (потомка эмира Шарвана Абуласвара II) наместником (эристави) Абхазии, там издревле правили князья из рода Ачба, и их фамилия стала нарицательной, синонимом слова «государь». Поэтому вновь назначенные правители Шервашидзе среди абхазов получили наименование Ач Ачба – «Ачба над Ачба» или, согласно абхазской фонетике, Чачба. Заслуживает внимания также и то, что академик Н.Я. Марр считал фамилию князей Шервашидзе (Чачба) связанной своим происхождением не с городом Шарван, а непосредственно с местностью «Шаро» или «Шароэти» [5, с. 192], что, по нашему мнению, указывает на Чечню, где и по сей день существует местность Шаро.
В случае с Шароэти мы видим, что название местности Шаро отягощено характерным чеченским и грузинским топонимообразующим суффиксом места (страны) «ти/те». Это позволяет нам предположить, что княжеская династия Шервашидзе (Чачба), как и население западногрузинского владения Шароэли, могли происходить не из исторического Шарвана//Ширвана, который в описываемый период находился в вассальной зависимости от Грузии, а непосредственно из местности Шарой в Чечне, что согласуется с мнением академика И.А. Джавахишвили, который связывал княжество Шароэли в Причерноморье непосредственно с чеченским обществом Шарой, а название последнего (с добавлением лексемы мат – «страна») считал тождественным этнониму «сармат» [1, сс. 40-41].
Появляется все больше оснований полагать, что чеченское племя Шарой в древности являлось многочисленным и политически активным обществом и было широко распространено в различных регионах Кавказа и даже южнее. Акад. Г.А. Капанцян отмечает некоторые факты, связанные с присутствием общества Шарой (Шаро) на территории древней Армении. Ученый пишет: «Šаrа – это имя, как эпоним, упоминается у армянского историка Моисея Хоренского… Несомненно также, что Šаr(а) есть эпоним и персонифицирует в себе имя известного рода или племени… Нет сомнения, что от этнического имени Šаr(а) образовалась и армянская область Šаrur, название долины от горы Арарат до Нахичевани» [6, сс. 118-122].
Таким образом, какая-то часть общества Шарой (Шаро), судя по топонимическим данным, приводимым академиком Г.А. Капанцяном, могла в древности и средневековье проживать также и в окрестностях горы Арарат и города Нахчеван (Нахичевань).
Источники: 1. Джавахишвили И.А. Основные историко-этнологические проблемы истории Грузии, Кавказа и Ближнего Востока древнейшей эпохи//ВДИ, 1939 г., №4, 30-49 С.
2. Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда X-XI веков. М., изд-во Восточной литературы, 1963 г., 266 С.
3. Мерчуле Георгий. Житие св. Григория Хандзтийского, СПб, изд-во Факультета восточных языков СПбУ, 1911 г.
4. Макалатия П.Н. К вопросу о топонимической аффиксации (На материале картвельских языков).//Вопросы ономастики. Свердловск, изд-во Уральского университета, 1975 г., № 10, 130- 134 С.
5. Анчабадзе З.В. Из истории средневековой Абхазии (VI – XVII вв.). Сухуми, Абхазское гос. изд-во, 1959 г., 305 С.
6. Капанцян Г.А. Историко-лингвистическое значение топонимики Древней Армении.//Историко-лингвистические работы. Т. II, Ереван, изд-во АН Арм. ССР, 1975 г., 539 С.
checheninfo.ru