ДАЙДЖЕСТ: |
Если Имамоглу допустят до выборов, то выдвинут именно его, потому что он самый популярный оппозиционный политик. В 2019 году ему удалось переиграть человека Эрдогана на выборах мэра Стамбула, а сейчас его рейтинги опережают эрдогановские. Другие кандидаты от республиканцев - лидер партии Кемаль Кылычдароглу и мэр Анкары Мансур Яваш. Их шансы перед Эрдоганом очень низки, потому что действующий лидер публично всегда выставлял Кылычдароглу посмешищем, а мэр Анкары Яваш - националист, и за него курды голосовать, скорее всего, не будут.
Тем не менее, несмотря на проблемы у оппозиции, Эрдоган к выборам относится серьезно. Как пишет колумнист газеты Hurriyet, для него 14 мая является "переломным моментом" с точки зрения будущего страны. То, что выборы важны лично для Эрдогана, понятно, ведь он правит Турцией почти 20 лет. У него очень много врагов внутри и за пределами страны, обвиняющих его в авторитаризме, притеснении прав человека и военных авантюрах в Сирии и Ливии. Но дело отнюдь не только в Эрдогане.
Смена власти в Турции будет означать возврат к старой, кемалистской, более светской модели. Военные снова станут главной силой в стране и примутся, как раньше, свергать премьеров при каждом удобном случае. Военные тесно связаны с НАТО, а значит, рука США и западных спецслужб станет в Турции сильнее. Во внутренней жизни, скорее всего, в Турции начнется снижение роли ислама в культуре и социуме. То же самое произойдет и во внешней политике.
В связи с этим возможен кризис внутри страны с ростом протестов со стороны консерваторов, а во внешней политике Турция станет действовать более осторожно. Основная линия разлома между Эрдоганом и республиканцами в том, что Эрдоган проводит независимую политику, стремится к укреплению Турции в тюркоязычных регионах и мусульманских странах, а республиканцы будут ориентироваться на Запад, США и Европейский Союз.
Что все это означает для России? С одной стороны, пассионарная эрдогановская Турция может иметь конкуренцию с Россией в зонах влияния на Ближнем Востоке, на Кавказе и в Средней Азии. Но с другой стороны, при Эрдогане все свои споры Турция решала тет-а-тет с Кремлем без консультаций со стороны западных партнеров. Отсюда независимые решения по строительству АЭС "Аккую", "Турецкого потока" и других совместных российско-турецких проектов. В Сирии Турция проводила военные операции против курдских боевиков, и часто они случались при одобрении России. А с недавних пор Москва посредничает в нормализации отношений между Асадом и Эрдоганом.
Будет ли то же самое при республиканцах - большой вопрос. Республиканцы могут проводить более западоориентированную политику, запросто променять на вступление в ЕС параллельный импорт с Россией и, более того, даже поставлять какие-то серьезные системы вооружений Украине. Эрдоган хоть и любит называть Крым частью Украины, но стремится к беспристрастному посредничеству и не вводит санкции против Москвы. У более лояльного Западу и западным НКО турецкого правительства не будет хватать авторитета, чтобы выступать посредником в украинском вопросе. Как сложатся выборы на самом деле и как изменится турецкая политика, узнаем через три месяца.
АБХАЗИЯ. Абхазия оплатила электричество из России до 22 ноября
Посол РА подарил Университету Патры литературу о культуре и истории Армении
Бельгийские политические деятели требуют от Баку освободить армянских пленных
ГРУЗИЯ. В Ташкенте заработало представительство крупного китайского банка
ГРУЗИЯ. Оппозиционный протест перекроет площадь Героев в Тбилиси
Армения официально стала 104-м полноправным членом Международного солнечного альянса
Директор СС МВД РА и представитель ВБ обсудили ситуацию на территории завода «Наирит»