Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

ЧЕЧНЯ. Л. М. Гарсаев. Этническое общество Беной (История, топонимия, известные люди)


Просмотров: 12 821Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
ЧЕЧНЯ. Л. М. Гарсаев. Этническое общество Беной (История, топонимия, известные люди)

Актуальная во все времена и постоянно востребованная проблема генеалогии чеченцев в отечественной исторической науке не являлась предметом специального научного исследования, несмотря на не угасавший интерес к ней в чеченском социуме. Откровенно говоря, на нее было наложено табу существовавши¬ми в истории чеченцев режимами. Вопросы генеалогии чеченцев затрагивались, причем в строго «регламентированных рамках» правящей верхушки. В настоящее время благодаря мудрой политике, проводимой Главой Чеченской Республики, Героем России, настоящим патриотом нашей Великой страны, стало возможным и поощряемым обращение народов к своим корням, освещение истории, этнографии не только чеченцев, но и всех этносов, проживающих в Чеченской Республике.

Для меня как чеченца, как ученого-этнолога стало знаковым событием его обращение к научному сообществу на недавней встрече с профессорско-преподавательским составом вузов Чеченской Республики. Он призвал нас всех, кому не безразличны свои корни, изучать историю своего народа, своего рода, своего села. Он отметил, что у чеченцев принято обязательно знать свою родословную и имена предков до седьмого колена, что это долг каждого из нас перед памятью наших предков.

Данная статья - это скромная попытка раскрыть важную тему, показать генеалогию чеченского этноса на примере крупно¬го этнического общества Беной, к которому принадлежит мудрый политик, интернационалист, созидатель, руководитель региона, Герой России - Рамзан Ахматович Кадыров, сын Великого Ахмат - Хаджи Кадырова, первого Президента Чеченской Республики, Героя России.

На юго-востоке Чечни, в ее сердцевине - Нохчмохк (современный Ножай-Юртовский район), в верховьях рек Аксай и Яман-су (с тюрк. - белая вода и плохая вода. - Л. Г.), в котловине, окруженной буковыми лесистыми горами до самого Андийского хребта, сотни лет лежат больше десятка монотайповых поселений. Этот живописный уголок является этническим обществом Бена, который граничит на севере с Энгана и Гендаргана, на западе - с Даьрг1а (Веденский район), на востоке - с Даттах, на юге от него через хребет находится андийское село Гагатли (Республика Дагестан). Близкие соседи - дагестанцы называют это место Баян или Баини, а русскоязычное население Чечни - Беной.

По мнению А. Сулейманова, утвердившийся в литературе термин бен - гнездо, откуда якобы произошло беной, неприемлемо, так как на территории Чечни отмечено более двух десятков Бена, рельеф которых не напоминает гнезда [1, с. 330]. Вообще-то многие беноевцы эту точку зрения не разделяют.

Общеизвестно, что беноевцы - самый крупный из 164 тайпов в чеченском этносе, которые долгое время играли заметную роль в судьбе и общественной жизни народа. Беноевцы в силу различных многочисленных трагических причин широко расселились почти во всех населенных пунктах на равнине и частично в горах.

Исторически Беной, собственно, состоит из следующих монотайповых хуторов и отселков: Бенойн Ведана - «Бенойцев ровное (плоское) место» к западу от центра, на левом берегу реки Яьсси; Оьси юрт - «Оси поселение» - западная окраина (Оьси могло выражать как собственное имя, так и указательное оьсси, оьссира - туда, откуда); 1ожа юрт - «Яблоневое поселение» - за¬падная часть Бена; Коьрен Бена - «Ястребиное Бена» - хутор в двух км к западу; Гуьржийн мохк - «Грузина владение (страна, место)» - в одном км. к западу от Беноя. О нем существует следующее предание. Во время набега на соседнюю Грузию беноевская дружина привезла грузинского мальчика. Подрастая, маленький пленник приобрел большую известность среди своих сверстников и взрослых своей силой, находчивостью, ловкостью, красотой. Он стал равным членом общества, в жены ему дали красавицу, выделили землю и помогли построить дом, дали рабочих волов, корову, коня. Впоследствии, когда семья грузина разрослась, выделились отселки, разросся и хутор. Тогда бенойцы назвали это место Гуьржичун мохк.

Пхьачу - «Поселение» - расположено в двух км. к северу от центра. Это древнейшее поселение в обществе Бена, в котором обнаружены древние могильники. Представители соседних обществ Гендаргана и Энгана также называют Пхьачу в числе своих «родовых владений» и считают его своим древним очагом. Такое обстоятельство вызывает интерес в том смысле, что указанные эт-нические общества могут быть генетически родственными.

Оьла махка, О-махка (Ола махка, О-махка) - «Ола владения, О-владения» - хутор в трех км к юго-востоку от центра. (Соб¬ственное имя «Оьла» не встречается в вайнахской антропонимии). Вероятно, распространено было «эла махка», что означает «кня¬зя (феодала) владения», или «О-махка», что может выражать указательные местоимения: это, то, тот. Вполне возможно, что в данном случае «оьла» - метрологический термин. Как пишет Т. М. Шавлаева, в метрической системе чеченцев имеет место мера - «оьла», для измерения всего того, что собирается в кучу - зерно, дрова, тыква, картофель и др. Они даже различались по занимаемой площади и объему [2, с. 138].

К тайпу Беной относятся и другие хутора: Денги-юрт «Поселение» (в одном км к югу от Бена. Денги - собственное имя); Лоьма арц «Львиная гора» (в пяти км. к югу от Бена); Стерчийн керташка «Волов ограде к» (в 5 км к югу от Бена); Булг1ат ирзие «Булгата поляна» (в шести км. к востоку от Бена); Чилла к1ажа «Цикады пятачок» (на западе от Бена) [1. С. 330].

А теперь коротко остановимся на микротопонимии Бена, которая подтверждает древность беноевского тайпа. Как известно, топонимия - закодированная в древних названиях память родной Земли, судьба которой неразрывно связана с судьбой проживающего на ней народа. Так, название Горга лам могло обозначать «Круглая гора». Ц1олта «Цая (божества огня) возвышенность» -    живописный холм на западе Бена, на котором обнаруживаются древние могильники.
Урочище Хьеха т1е - «Пещерой над» - расположено в районе Гуьржийн мохк, на западе. Легенда гласит, что в Ц1олта и Хьеха т1е жили два нарта. У них на двоих были один каменный топор, одна зернотерка, один лук и одна стрела. Каждый из них, сделав свое дело, бросал другому все эти предметы. Тот, который жил в местечке Хьеха т1е, втайне замышлял завладеть всем богатством. Когда нарт, который живет в Хьеха т1е, кончив свое дело, стал бросать вещи другому, он перебросил зернотерку, топор, а потом пустил в него стрелу из туго натянутого лука и пробил нарту из Ц1олта сердце и убил его. Так опустел Ц1олта. Легенда представляет интерес в том смысле, что в ней говорится о предметах каменного и бронзового периода. В урочище Хьеха т1е, а также и Пхьачу обнаруживаются древние могильники и предметы каменного века - кремневые скребки, ножи, топоры, бусы из зубов различных диких животных.

Зарга-зале - это живописное место на севере Бена, на кото¬ром был древний стадион для военных и спортивных игр. (Зарг -    щит, зал - гребень хребта. Щит - хребет; Б1аьла хьех - «Войск пещера» - на юге; Зударийн лам - «Женщин гора» - на юге. Это древнее культовое место, куда собирались лишь одни женщины в период весеннего цветения; Гоьза тухучу - «Коновязь, где при¬бивают» - на юге, на подъеме к хребту Шоьрча г1оне. В древние времена коновязь делали из меди и бронзы. О материале говорит и само название - гоьза, от гез - бронза. Позднее ее украшали рога¬ми тура, оленя, барана. Вероятно, это было культовое место, куда приезжало много паломников. Здесь же мог собираться и Совет Страны (Совет Мудрецов).
Боьрзанан ков - «Бронзовые ворота» - узкий проход между высокими скалами на юге Бена в горах. Через эти ворота якобы не может пройти человек, совершивший грех или другое преступление. Возможно, это было место испытания подозреваемого в преступлении - воровстве, убийстве и т. д. По легенде преступника эти скалы не пропускали. Они сходились и сплющивали его. Невиновный мог свободно проходить.

TIepra-дукъ - «Щит-хребет» - хребет, тянущийся с юга на север между реками Яьсси и Ямсу. На склонах Т1ергадукъ раз¬местились Бена, Гендаргана, Энгана, Сесана, Айти мохк, Билта, Була-хит1а, Замай-юрт, Г1алайт1и и др. [1, с. 331]. Поселенцев этих мест называют беноевцами (чеч. - беной). Его представители поддерживают тесные взаимоотношения, где бы они ни находились, искренно и бескорыстно стараются помочь друг другу в случае опасности или нужды.

Тайп беной входит в тукхум Нохчмахкахой, являющийся ядром чеченского этноса, и делится на 9 крупных и основных вет¬вей (некъе):
1.    Онжби-некъе;2.    Жоби-некъе;3.    1асти-некъе;4.    Ати-некъе;5.    Чопал-некъе;6.    Очи-некъе;7.    Доьвши-некъе;8.    Эди-некъе;9.    Гуьржмахкахой.
М. А. Мамакаев отмечает, что Беной и Ц1енторой - отдельные тайпы из нохчмахкхойского тукхума, они «настолько сильно увеличились, что давно уже забыли о своём первоначальном кровном родстве», и брак между ними стал обычным явлением. «....Но- хчмахкхойцы своей древней родиной считают Нашха (местечко в районе Галанчож), хотя с незапамятных времён и живут на территории своего нынешнего поселения». Далее тот же автор пишет, что «выйдя за пределы своей древней земли, представители этих тайпов, уже, по крайней мере с XVI века, стали расселяться по другим районам современной Чечни. Трудно найти в наше время населённый пункт, где бы не было представителя, например, бе- ноевцев» [3, с. 22].

В тайпе Беной все его представители считаются равными и нет среди них деления на лучшие и худшие гары и некъе (сегмен¬ты тайпа). Люди одного гара считаются родственниками (гергара нах). После расселения беноевцев в других аулах от больших гаров стали отпочковываться более мелкие некъе, имеющие название по имени первопоселенцев или отдельных долгожителей в роду. К примеру, в гар Жоби-некъе сейчас входят Жа1пар-некъе, Джонха-некъе, 1иски-некъе, Щаци-некъе, Лит1и-некъе и другие [4, с. 100].

Как было отмечено, Беноевцы - самый влиятельный и крупный по численности тайп в Чечне. Они долгое время играли, да и сейчас играют ведущую роль в общественной жизни народа. Они широко расселились в равнинных селах и других населенных пунктах Чечни. Наиболее крупными общинами беноевцы живут в родовом Беное, Шелковском и Гудермесском районах, селениях Гехи-чу, Новые Атаги, Шалажи, Гойты, Алхан-Юрт, в г. Шали и других населенных пунктах. Больше всего беноевцев несколько веков живут в г. Урус-Мартан. Там они представлены ветвями: Жоби-некъе, Доьвши-некъе, Чопал-некъе, Гуьржмахкахой, Кхай- некъе и т.д. Представители тайпа Беной компактно проживают не только в Чеченской Республике, но и в Республиках Дагестан (часть из них здесь ассимилирована кумыками), Казахстан, Кыргызстан, в Иордании, Турции, Саудовской Аравии и в других странах.

Согласно полевому материалу, в чеченском представлении истинный беноевец (ц1ена бено) выглядит как человек крупного телосложения, высокого роста, с большими ногами (есть даже по-говорка «баккхий когаш болу беной»). Отличительная черта беноевцев - это чистосердечность, доверчивость к людям и спокойный нрав, самокритичность. «Но если беноевца выведешь из себя, то его ничем не остановишь», - говорят в народе. Тому немало примеров из жизни чеченцев.

Отвечая на наш вопрос, что можно сказать о беноевском тайпе с профессиональной точки зрения этнографа/этнолога, Гранд-доктор истории Т. М. Шавлаева сказала дословно следующее: в народных сказаниях и притчах, как правило, подчёркивается бесхитростность, щедрость, прямолинейность и мужество беноевцев. Внутри чеченского социума беноевцы имели положительное реноме. Согласно социальной оценке, им не были свойственны такие негативные черты, как коварство и подлость. Беноевцы пользовались доверием народа, их любили за доброжелательность. Как известно, в народной среде имеют место шутливые высказывания в адрес любого чеченского тайпа без исключения. Подобные шутки относительно беноевцев, типа, упрямые, «большелапые», найденные в гнезде (т. к. бен (чеч.) - это гнездо), не имели злобного умысла, а носили только юмористический характер, вполне допускаемый в чеченском обществе. Зная это, они и не обижались. Более того, эти и другие шутки о себе беноевцы сами охотно и озвучивают.

В местности Бена, как и во всей Чечне, люди живут с древнейших времен, по крайней мере, на протяжении сорока тысяч лет, со времен, когда люди пользовались еще каменными орудиями труда. Об этом говорят случайные находки каменных орудий труда в Беное и его окрестностях. К сожалению, пока никто из археологов еще не занимался здесь раскопками.

Бена - очень древнее чеченское селение. Что означает его название, пока точно никто не знает, но известно, что древнейшее государство Урарту на территории Закавказья на языке урартов, язык которых был схож с современным чеченским, называлось «Биайна». Некоторые ученые считают, что беноевцы - потомки урартов (проф. К. Чокаев, Л. Бабахян). По беноевским арабоязычным тептарам и генеалогическим преданиям стариков, беноевцы, как и другие родственные им чеченские тайпы (ц1онтарой, гендергеной, энганой, зандакъой, билтой, 1алларой, гуной, белг1атой, курчалой, харачой, эрсаной и другие), являются потомками сирийского шахиншаха (царя) Сайд-Али-аш-Шами и, попав на Кавказ, поселились в X веке нашей эры в местности Нашха (Галанчожский район), откуда переселились в Махкеты, затем на реку Аргун и оттуда легендарный родоначальник беноевцев Биан через Тевзана переселился в место, где основал свой аул Бена более 1000 лет назад [2, с. 99]. Автор с таким мнением не согласен и считает, что чеченцы являются аборигенами и автохтонами Кавказа.

Это подтверждают и нашхойцы (Саламат Гаев, 70 лет и др.), указывая место, где проживали предки беноевцев. Оно находится в Галанчожском районе у бывшего нашхоевского аула Моцкъара и называется «Бена-кха». После расселения беноевцев на равнине, Тереке и в горах Чечни появляется много одноименных хуторов и сел: Бени-Юрт (Надтеречный район), Бенойн Атаг1а (Жима Атаг1а - Новые Атаги, Шалинский район), Бена (Шатоевский район), Бенойн к1отар (Урус-Мартановский район), Бенойн арц (Шалин- ский район) и т. д.

Селение Беной упоминается и в старинных арабоязычных источниках (тептарах) других народов. Селение «Баяни-Юрт» упоминается в книге об истории Дербента «Дер-бент-Намэ». О Беное упоминается также в книге 1-й половины XV века аланского путешественника и мусульманского миссионера Аздина Вазар [4, с. 100].

В ираноязычных источниках начала XVII века аул «Баян, где находится нефтяной колодец», упоминается как селение, на кото¬рое претендовали эндерийские князья (так же как на Аух и Салатавию). Борьба беноевцев с кумыкскими князьями в XVIII веке привела к тому, что в споре за гору Бенойн лам (гора беноевцев) беноевцы убили князя Хамзатхана, о чем стало известно российской администрации в Кизляре [2, с. 98].

Множившееся население Беноя вынуждало беноевцев пере¬селяться на другие земли, где, живя своими общинами, они начинали играть заметную роль в социально-политической жизни чеченских селений. Так, по русским источникам, с середины до конца XVIII века в ауле Алды представители тайпа беной играли ключевую роль, а беноевец Ада долгое время был старшиной селения Алды, возглавляя борьбу алдынцев против князя Турлова. Кроме того, некоторые беноевцы, переселявшиеся от малоземелья или по причине кровной мести на другие земли, смешивались с другими народами, основывая среди них новые фамилии. Так, по преданиям, андийцы происходят от беноевцев. Некоторые кумы¬ки говорят о том, что их предки происходили из Беноя. Потомки беноевцев есть среди ингушей (Ахильговы, Цицкиевы и часть Джамбулатовых) и казаков [2, с. 101].

По данным беноевских тептаров, жители селения Беной од¬ними из первых в горной Чечне приняли ислам. По крайней мере, один из беноевских предков Хурсул, живший в середине XVI века, уже считался мусульманином. В Беное Курчалойский Берс-шайх, женившийся на беноевке, принял ислам. Беноевцы активно участвовали в распространении ислама в Нохчмохке. А. Берже в своей книге «Чечня и чеченцы» называет тайп Беной среди коренных чеченских узденских фамилий [5, с. 30].

Из беноевцев вышли выдающиеся политические и государственные деятели, учителя, врачи, ученые, богословы, журналисты, рабочие, военные, артисты и другие, которые хорошо извест¬ны не только в Чеченской Республике и Российской Федерации, но и за их пределами. Большой гордостью чеченцев, России и мира являются первый Президент Чеченской Республики, Герой России Ахмат-Хаджи Кадыров, его сын Глава Чеченской Республики, Герой России Рамзан Кадыров, Председатель Совета Улемов Чеченской Республики Шейх Хож-Ахмед-Хаджи Кадыров. В республике хорошо известны: депутат Государственной Думы Российской Федерации, доктор политических наук Адам Делимханов; известный кавказовед, доктор исторических наук, профессор, академик, президент Академии наук ЧР Шахрудин Гапуров, военный летчик Хайрудин Висангариев из Беноя; Ислам Кадыров, мэр г. Грозного из с. Хоси-Юрта; писатель Саидбей Арсанов и кандидат юридических наук, философ Адам Дудаев из Новых Атагов; писатель, основоположник чеченской советской лите¬ратуры Саид Бадуев, художники Иса Ясаев и Харон Исаев, форматор по художественной скульптуре Дока Джабраилов, директор этнографического музея «Донди-юрт», заслуженный работник культуры Чеченской Республики Адам Сатуев, главный режиссер русского драматического театра им. М. Ю. Лермонтова Али Майрсултанов, боксер-профессионал, мастер спорта междуна¬родного класса Альберт Гучигов, заслуженный учитель ЧИАССР Али Джанаралиев; писатель, кандидат филологических наук Лема Ибрагимов; заслуженный учитель РСФСР Адлан Ясаев из Урус-Мартана; оперный певец Мовсар Минцаев из Бено-Юрта Надтеречного района; известные общественные и политические деятели Лечи Умхаев и Шамиль Бено, бывший министр легкой промышленности и вице-премьер Правительства ЧР Муса Дошукаев, бывший министр социального обеспечения ЧР Ваха Магомадов, бывший министр культуры ЧИАССР Ваха Татаев («большой министр в маленькой Чеченской Республике») из Толстой-юрта, Мулаев Имран - бывший зам. председателя Совмина ЧИАССР и многие другие. Особо следует отметить следующих легендарных личностей: наиба имама Шамиля Байсангура Беноевского и абрека Вара, сподвижника Великого гуманиста, эвлияа (святого) Кун та-Хаджи Кишиева.

С хорошей стороны показали себя беноевцы-мухаджиры, оказавшиеся в Иордании. Из беноевцев на чужбине были: министром путей сообщения Саид Бено, заместителем начальника таможенной службы Амин Бено, бригадный генерал Абдул-Латиф Саид Батал (бывший военный атташе Министерства Обороны Иордании в СССР), Самах Муса Бено, Сами Абдель-Хади, Абдал-Межид (генералы в отставке). Мустафа Мусса Бено, генерал медицинской службы госпиталя им. Короля Хусейна Хашимитского Королевства Иордании; Алаутдин Мухаммад Отчгар, полковник, начальник ПВО ВС Иордании, Усман Халид Бено, бывший депутат парламента Иордании, Муса Юнус Бено, мэр г. Сувелех, Адаль Мухаммад Тахир Бено, доктор экономических наук, эксперт ООН, Мурад Бено, доктор химических наук, академик АН Хашимитского Королевства Иордании и многие другие.

Нами выявлено более 50 ярких имен беноевцев, прославив¬ших чеченский народ в XIX-XXI вв. как в нашей стране, так и за рубежом. Однако формат данной статьи не позволил нам всех их перечислить. Их деятельность заслуживает персонального внимания ученых.

Беноевцы в чеченской общине Иордании и других стран Ближнего Востока составляют наиболее влиятельную часть. Со многими из них мне повезло встречаться благодаря моему брату Ходжа-Ахмеду, востоковеду-арабисту, в прошлом дипломатическому работнику Посольства СССР в Иордании и военного атташе СССР в Йемене.

Здесь же подчеркиваем, что вся история беноевцев, где бы они ни находились, является неразрывной частью истории чеческого народа. Народная мудрость гласит: «Если корень кривой, то и всходы бывают кривыми». Нам всем необходимо разумно и энергично беречь славные корни наших предков.

Использованные источники и литература:

1.    Сулейманов А. Топонимия Чечни. Грозный, 2006.
2.    Shavlaeva T. Traditional Metrology Chechens. The First International Conference on History and Political Sciences. 24 th March, 2014. Vienna, 2014.
3.    Мамакаев М. А. Чеченский тайп (род) в период его разложе¬ния. Грозный, 2009.
4.    Хожаев Д. Роль тейпа Беной в истории чеченского народа. Грозный, 1993.
5.    Берже А. П. Чечня и чеченцы. Тифлис, 1859. 


Л. М. Гарсаев. Грозный
Генеалогия народов Кавказа традиции и современность. Выпуск VII. Владикавказ 2015 ББК 63.214(531)


checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"