ЧЕЧНЯ. Шамиль-Хаджи Каратаев (1800-1914) чеченский религиозный и общественный деятель, учёный-арабист, член Духовного совета Северо-Кавказского Имамата, с 1859 г. кадий Ичкерийского округа. Свободно владел арабским, турецким и русским языками. Шамиль-Хаджи содействовал разрешению многих спорных и запутанных земельных вопросов, способствовал мирному разрешению вопросов кровной мести, семейных споров.
В Дагестане. В 1834 году, после убийства в Ашильтийской мечети имама Гамзат-Бека, его близкие родственники, представители древнейшего рода Карата, ученые-богословы братья шейх Мохмад-хаджи, Шамиль-хаджи, Тахир-мулла Каратаевы переехали в Чечню с целью распространения и утверждения ислама среди местного населения, – рассказывал прямой потомок знаменитых эвлия из рода курейшитов Адам Каратаев, журналист, историк, кандидат философских наук.
В Чечне. Во время восстания Алибека-хаджи в 1877 году Тахир-мулла трагически погиб, будучи еще совсем молодым. У него осталась семья – жена Ордаг1аз (Даза), сын Юсуп и дочери Сека, Дабада, Кеси, Кери. Шейх Мохмад-хаджи поселился в Бачи-Юрте, где в настоящее время находится его зиярат. Шейх Мохмад-хаджи Каратаев был женат на женщине по имени Паша. У них было семеро детей: сыновья Ибрахим, Исак, Минкаил, Якуб и дочери Маймат, Эхират, Миннат. Мохмад-хаджи пользовался всеобщим уважением, а мюриды, которых у него было много, любили и глубоко почитали его как учителя и наставника. Но самой яркой личностью среди братьев был Шамиль-хаджи Каратаев. Шамиль-хаджи избрал местом жительства Ведено. Тахир-мулла исполнял обязанности муллы в с. Курчалой и был имамом мусульманской духовной школы, которую он организовал для жителей окрестных сел. Это был известный ученый-арабист, видный общественный деятель. Одно время он был членом духовного совета в имамате Шамиля. Свободно владел арабским, турецким, русским языками.
Шамиль-хаджи. Шамиль-хаджи, как и его братья, был не только праведным и благочестивым человеком, воплощавшим собой во всем пример для подражания, но и прекрасным семьянином. Всю свою жизнь он был любящим и заботливым мужем и отцом. Он имел трех жен – Макку, Маликат и Изахат. От них у него было семеро сыновей – Мохмад, Ахмад, Хамид, Билал, Хажа, Узайр и Махмуд и девять дочерей Риханат, Зайнап, Хадижат, Даба, Пези, Халипат, Ибанат, Ианат и Инабат. Кадий Ичкерийского округа шесть раз совершал паломничество в Мекку.
Первый председатель шариатского суда – Кадий Ичкерийского округа. В 1859 году, когда Чечня была поделена на округи, первым председателем шариатского суда – кадием Ичкерийского округа, или как его еще называют «Большой Чечни», был назначен Шамиль-хаджи. Продолжительные войны на Кавказе, огромные физические и психологические нагрузки и испытания, которые только народу-исполину были по плечу, породили сотни вопросов и претензий в чеченском обществе. Глубоко зная шариат и адаты, будучи человеком широко образованным и мудрым, Шамиль-хаджи содействовал разрешению многих спорных и запутанных земельных вопросов, способствовал мирному разрешению вопросов кровной мести, семейных споров. Именно благодаря его усердию в 1870 году впервые в чеченском обществе была организована светская школа для мальчиков из местных семей. Как и все люди обширных знаний, Шамиль-хаджи был в постоянном поиске, вел большую исследовательскую работу. Плодом его многочисленных наблюдений, изучения и анализа различных источников явился труд о происхождении чеченцев. Книга была написана еще в 1828 году в с. Гоцатли на арабском языке, а впоследствии переведена на русский язык. Эта научная работа под заголовком «Предания о происхождении чеченцев» была опубликована в сборнике известного историка-кавказоведа Н. Семенова «Туземцы Северо-Восточного Кавказа», вышедшей в Санкт-Петербурге в 1895 году. Именно благодаря Шамиль-хаджи и его усердию в 1870 г. впервые в чеченском обществе была организована светская школа для мальчиков из местных семей. Вёл большую исследовательскую работу. Автор научного труда о происхождении чеченцев - " Предания о происхождении чеченцев", опубликованного Семеновым в Санкт-Петербурге в 1895 г. Умер в 1914 г. во время хаджа на священной земле.
Последний хадж. В 1914 году он отправляется в хадж в седьмой раз. Ему 105 лет, но он настолько бодр, что в состоянии отправиться в столь утомительное путешествие. Перед отъездом он созвал своих учеников, друзей и близких на мовлид. Были приглашены многие односельчане – жители Ведено. Время было смутное – перед приходом к власти большевиков. Шамиль-хаджи предсказал их безоговорочную победу (он называл их безбожниками), сказал о том, что принесет людям новая власть. Он предупредил, что религия окажется под запретом, будут уничтожаться мечети, будет проводиться поголовное раскулачивание населения, массовые аресты и расстрелы, будут преследоваться и уничтожаться служители царской власти, таким же репрессиям будут подвергаться алимы. Он также предвидел, что здесь, на земле предков, будут войны, будет пролито много крови. Он считал своим долгом сообщить им все это, чтобы каждый мог что-то предпринять для своей защиты и защиты своих близких. В заключение Шамиль-хаджи сказал, что на родину уже не вернется, ибо встретит там свой смертный час. «Моя могила там», – повторил он, когда кто-то из его учеников попросил не говорить так.
Post scriptum. Все предсказания шейха сбылись. Наш народ и впрямь подвергался репрессиям, мы прошли через две войны, а он, действительно, больше не вернулся домой. Чеченцы говорят: и в смерти должно повезти. Ему повезло и в смерти – он нашел последний приют на священной земле.