Яндекс.Метрика
Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Забытые страницы Кавказа: как адыги жили в эпоху молчаливых хроник


Просмотров: 99Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
Забытые страницы Кавказа: как адыги жили в эпоху молчаливых хроник

История адыгов в период раннего средневековья остаётся одной из самых загадочных и слабо освещённых глав в изучении народов Северного Кавказа. Причина — острая нехватка письменных источников. Адыги, как и многие другие народы региона, не имели собственной письменности, поэтому их прошлое приходится воссоздавать по косвенным данным — свидетельствам византийских, арабских и персидских авторов, чьи упоминания о «прибрежных народах» часто фрагментарны, расплывчаты и требуют тщательной расшифровки. Тем не менее, именно эти редкие строки становятся ключом к пониманию того, как жили, торговали, воевали и выживали адыгские общности на рубеже тысячелетий.

Сведения, дошедшие до нас, разрозненны, но вместе они складываются в сложную мозаику. Византийские авторы называли народы Западного Кавказа разными именами: у Прокопия Кесарийского — зихи и сагины, у императора Константина Багрянородного — зихи, папаги и касоги. Этноним «зихи» известен ещё со времён Страбона и Птолемея, а в более поздних источниках — у Епифания и Феофана Исповедника — он продолжает употребляться, указывая на устойчивое восприятие этого народа как отдельного этнического образования. Считается, что зихи — одно из крупных адыгских племенных объединений, возможно, давшее своё имя всему адыгскому этносу. Другой термин — сагины — связан с территорией, которую позже Константин Багрянородный отводит касогам, жившим глубже в материк, за зихами, на границе с аланами. Учёные склонны считать, что сагины, касогдианы и касоги — это разные формы обозначения одного и того же этнического массива, который в X–XII веках постепенно становится синонимом всех адыгских племён.

Арабские источники, напротив, не знают термина «зихи», но активно используют название каша или кашак — «все живущие в стране Каса». Это указывает на то, что к X веку имя касогов стало обобщённым этнонимом для всех адыгских общин. Ал-Хваризми, Ибн Сарабийюн и ал-Баттани упоминают даже «Страну ал-Йатиз» или «Йазугус» — по всей видимости, это древнее обозначение прибрежной Черкесии. Но наиболее полные и ценные данные содержатся у арабского географа X века Аль-Мас’уди, чей труд «Луга золота и рудник драгоценных камней» включает целую главу о Кавказе. Он помещает кашаков за царством аланов, называя их прибрежным народом, разрозненным и не имеющим единого правителя, но упорно сохраняющим независимость благодаря приморским крепостям.

Константин Багрянородный, опираясь на информацию византийской разведки первой половины X века, делит страну на три области: Зихию, Папагию и Касахию. При этом Папагия — не самостоятельное владение, а часть Зихии. Он также упоминает фемы — Дерзинес и Чиляперт — и конкретные посёлки: Сипакси (возможно, «пыль» — от местных песчаных бурь), Хумух (по имени основателя) и Епискомий. Эти населённые пункты, по его словам, находились в день пути от моря и славились минеральными источниками — вероятно, речь идёт о территории современного Горячего Ключа, где до сих пор бьют целебные воды.

Особое внимание источники уделяют торговле — ключевому элементу жизни средневековых адыгов. Географическое положение делало их важным звеном в международных торговых маршрутах. Одним из главных торговых центров был город Таматарха (Тмутаракань). Константин Багрянородный описывает его как не только город, но и самостоятельную область, простирающуюся до реки Укрух (предположительно, Кубань). Однако он умалчивает, кому именно принадлежал этот город, что говорит о его особом, возможно, нейтральном статусе. Более подробные сведения даёт арабский географ XII века Ал-Идриси, который называет Матраху (Таматарху) древним, густонаселённым городом с чёткой системой управления: «Владыки города властвуют над соседями. Мужественные, благоразумные и решительные». Его рынки привлекали купцов со всего региона — от Константинополя до далёких стран Азии. Этот маршрут был одним из самых оживлённых в Чёрноморье.

Интерес арабских учёных к адыгам сам по себе примечателен: по традиции они фиксировали только крупные государства и империи. То, что кашаки попали в их хроники, говорит о том, что адыгское сообщество воспринималось как значимое политическое и торговое образование. Несмотря на отсутствие централизованной власти, адыги сохраняли целостность как этническая и культурная общность, имевшая прочные связи с Византией, Халифатом и степными народами. Они были не «варварами на окраине», а активными участниками средневекового мира — торговцами, воинами, хранителями древних традиций, жившими между морем и горами, в вечном балансе между свободой и выживанием.


checheninfo.ru



Добавить комментарий

ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ:


ЧТО ЧИТАЮТ. BEST:

Время в Грозном

   

Горячие новости


Календарь новостей


Здесь могла быть Ваша реклама


checheninfo.ru      checheninfo.ru

Смотреть все новости


МЫ В СЕТЯХ:

 checheninfo.ru  checheninfo.ru checheninfo.ru checheninfo.ru Ютуб Гордалой  checheninfo.ru Ютуб Гордалой Ютуб Гордалой checheninfo.ru

 checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru


Наши партнеры

gordaloy  Абрек