Святой Евстафий Мцхетский. Изображение 19 века. Взято из открытых источников в сети Интернет. Святой Евстафий Мцхетский. Изображение 19 века. Взято из открытых источников в сети Интернет. «
Мученичество и страстотерпничество святого Евстате Мцхетели» (далее «
Мученичество») - памятник ранней грузинской агиографической (повествующей о жизни святых) литературы.
Самая ранняя сохранившаяся рукопись этого произведения датируется IX веком, но анализ текста (например, автор точно воспроизводит бытовые детали и этнические противоречия, существовавшие на территории Грузии / Иверии во времена борьбы грузин-христиан с религиозной и политической экспансией Сасанидского Ирана) позволил специалистам отнести время составления к VI веку, в котором жил главный герой «Мученичества» - святой Евстафий (Евстате, Эстате). На русский язык оно переведено дореволюционным историком грузинской Церкви Михаилом Сабининым.
Святой Евстафий был по происхождению персом и происходил из семьи зороастрийских священников. Его родиной являлось село Арбукети, «
принадлежащее городу Ганракили» (предположительно это город Гандзак *). До крещения носил имя Гвиробандак (Бгробандав, от персидского - раб, принадлежащий гуру). В 10-й год правления в Персии шахиншаха Хосрова Ануширвана (годы правления 531-579) наш герой в возрасте 30 лет переехал в столицу подвластной Сасанидам Картли (Восточная Грузия) - Мцхету и занимался там сапожным ремеслом. Еще на родине заинтересовавшись христианской верой, он стал тайно посещать церковь в Мцхете, а потом крестился у католикоса Картли Самуила IV (582-591) и женился на христианке.
Тут надо отметить вот что. В общем и целом времена правления Хосрова Ануширвана и его преемника Ормузда IV (в правление которого св. Евстафий принял мученическую смерть) к христианам в самой Персии и в её вассальных государствах – Грузии, Армении и Кавказской Албании относились очень хорошо, а Ормузд даже именовал христиан одной из опор трона **.
Ассирийцы-христиане, составлявшие основную массу христианского населения Сасанидской империи, были даже привилегированным и зажиточным сословием торговцев, врачей и ремесленников. Однако веротерпимость зороастрийских правителей имела границы. Как и во времена ислама, христианам запрещался прозелитизм среди представителей государственной религии – зороастризма, а вероотступникам от «благой веры» грозила смерть (прям как во времена Османской империи в случае отречения от ислама).
Именно данное обстоятельство и привело к гибели св. Евстафия. Он был не просто «вероотступником», а «вероотступником в квадрате», так как происходил из жреческого сословия. По доносу местных зороастрийцев он был схвачен персидскими властями в Мцхете вместе с 7 другими христианами, которых звали Гушнак, Бахдиад, Борзо, Панагушнасп, Перозак, Зармил и Стефан (которым предъявили аналогичное обвинение) и вместе с ними отправлен на суд персидского сатрапа Арванда-Губнаба, чья резиденция находилась в Тифлисе (ныне Тбилиси). Шестеро его товарищей носили персидские имена и несомненно являлись христианскими прозелитами из персов (в тот период на Востоке смена языческого имени при крещении не была строго обязательной). А вот Стефан, скорее всего, был ассирийцем-христианином и был обвинён в вероотступничестве ошибочно, как мы ниже увидим, хотя сам Стефан перед судьями заявлял, подобно своим товарищам, «
прежде держался безбожного персидского Зороастрова учения», видимо фанатично желал умереть христианским мучеником.
Двое заключённых не выдержав пыток и давления, отреклись от христианства, остальных через 6 месяцев освободили по просьбе грузинского католикоса и местной грузинской знати.
Спустя 3 года те же самые доносчики-зороастрийцы снова нажаловались на Евстафия и Стефана теперь уже новоназначенному сатрапу Бежану-Бузмилу. Их вновь арестовали и привели на суд сатрапа. И вот тут открывается происхождение Стефана. Житие сообщает:
Бежан-Бузмил спросил Евстафия и Стефана: «Кто вы такие и какой веры держитесь?» При этих словах вельможи родом из Сирии встали со своих мест и сказали сатрапу: «Мы знаем этого Стефана, он из наших мест, родители, братья и сестры его христиане, и он рожден в христианстве». Услышав это, сатрап освободил Стефана из уважения к знавшим его вельможам.
То есть что мы видим. В Тифлисе, столице грузинской сатрапии Ирана, присутствуют сирийцы (ассирийцы) и не простые, а вельможи, скорее всего занимавшие ключевые должности в местной администрации. И они были настолько влиятельными, что сатрап прислушивался к их мнению и освободил по их просьбе «государственного преступника».
У св. Евстафия таких высоких покровителей не было и его обезглавили
Примечания:* Гандзак – не современная Гянджа в Азербайджане (которая возникла спустя век после смерти святого Евстафия), а одноимённый Ганзак в ныненшнем иранском Азербайджане, священный город зороастрийцев, уничтоженный византийскими войсками императора Ираклия в начале VII века.
**По сообщению историка Ат-Табари:
Хербеды (зороастрийское жреческое сословие) подали Ормузду заявление с нападками на христиан, а он написал на нём следующее решение: «Как не может устоять престол царства нашего на одних только двух передних ножках, без двух задних, так не может устоять царство наше и не может утвердиться, если мы возбудим против себя живущих в нашей стране христиан и последователей других вероучений, несогласных с нами. Воздержитесь от нападок на христиан и неотступно совершайте дела праведные, дабы узрели это христиане и последователи прочих вероучений, восхвалили вас за это и устремились сердца их к вашему вероучению.
***Сразу после смерти мощи св. Евстафия были погребены в соборе Светицховели, а грузинский католикос прославил его в лике святых. Интересная подробность – в те времена (до 608 года) Грузинская (Иверская) Церковь состояла в каноническом единстве с Армянской Апостольской Церковью (и Церковью Кавказской Албании) и отвергала Халкидонский собор. Так, что православный грузинский святой Евстафий принял крещение от миафизитов и был канонизирован миафизитами. И житие его написали миафизиты.
checheninfo.ru