Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Экскурс в кавказскую историю. Ассирийцы в Грузии в раннем средневековье.


Просмотров: 742Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
Экскурс в кавказскую историю. Ассирийцы в Грузии в раннем средневековье.

Святой Евстафий Мцхетский. Изображение 19 века. Взято из открытых источников в сети Интернет. Святой Евстафий Мцхетский. Изображение 19 века. Взято из открытых источников в сети Интернет. «Мученичество и страстотерпничество святого Евстате Мцхетели» (далее «Мученичество») - памятник ранней грузинской агиографической (повествующей о жизни святых) литературы.

Самая ранняя сохранившаяся рукопись этого произведения датируется IX веком, но анализ текста (например, автор точно воспроизводит бытовые детали и этнические противоречия, существовавшие на территории Грузии / Иверии во времена борьбы грузин-христиан с религиозной и политической экспансией Сасанидского Ирана) позволил специалистам отнести время составления к VI веку, в котором жил главный герой «Мученичества» - святой Евстафий (Евстате, Эстате). На русский язык оно переведено дореволюционным историком грузинской Церкви Михаилом Сабининым.

Святой Евстафий был по происхождению персом и происходил из семьи зороастрийских священников. Его родиной являлось село Арбукети, «принадлежащее городу Ганракили» (предположительно это город Гандзак *). До крещения носил имя Гвиробандак (Бгробандав, от персидского - раб, принадлежащий гуру). В 10-й год правления в Персии шахиншаха Хосрова Ануширвана (годы правления 531-579) наш герой в возрасте 30 лет переехал в столицу подвластной Сасанидам Картли (Восточная Грузия) - Мцхету и занимался там сапожным ремеслом. Еще на родине заинтересовавшись христианской верой, он стал тайно посещать церковь в Мцхете, а потом крестился у католикоса Картли Самуила IV (582-591) и женился на христианке.

Тут надо отметить вот что. В общем и целом времена правления Хосрова Ануширвана и его преемника Ормузда IV (в правление которого св. Евстафий принял мученическую смерть) к христианам в самой Персии и в её вассальных государствах – Грузии, Армении и Кавказской Албании относились очень хорошо, а Ормузд даже именовал христиан одной из опор трона **.

Ассирийцы-христиане, составлявшие основную массу христианского населения Сасанидской империи, были даже привилегированным и зажиточным сословием торговцев, врачей и ремесленников. Однако веротерпимость зороастрийских правителей имела границы. Как и во времена ислама, христианам запрещался прозелитизм среди представителей государственной религии – зороастризма, а вероотступникам от «благой веры» грозила смерть (прям как во времена Османской империи в случае отречения от ислама).

Именно данное обстоятельство и привело к гибели св. Евстафия. Он был не просто «вероотступником», а «вероотступником в квадрате», так как происходил из жреческого сословия. По доносу местных зороастрийцев он был схвачен персидскими властями в Мцхете вместе с 7 другими христианами, которых звали Гушнак, Бахдиад, Борзо, Панагушнасп, Перозак, Зармил и Стефан (которым предъявили аналогичное обвинение) и вместе с ними отправлен на суд персидского сатрапа Арванда-Губнаба, чья резиденция находилась в Тифлисе (ныне Тбилиси). Шестеро его товарищей носили персидские имена и несомненно являлись христианскими прозелитами из персов (в тот период на Востоке смена языческого имени при крещении не была строго обязательной). А вот Стефан, скорее всего, был ассирийцем-христианином и был обвинён в вероотступничестве ошибочно, как мы ниже увидим, хотя сам Стефан перед судьями заявлял, подобно своим товарищам, «прежде держался безбожного персидского Зороастрова учения», видимо фанатично желал умереть христианским мучеником.

Двое заключённых не выдержав пыток и давления, отреклись от христианства, остальных через 6 месяцев освободили по просьбе грузинского католикоса и местной грузинской знати.

Спустя 3 года те же самые доносчики-зороастрийцы снова нажаловались на Евстафия и Стефана теперь уже новоназначенному сатрапу Бежану-Бузмилу. Их вновь арестовали и привели на суд сатрапа. И вот тут открывается происхождение Стефана. Житие сообщает:

Бежан-Бузмил спросил Евстафия и Стефана: «Кто вы такие и какой веры держитесь?» При этих словах вельможи родом из Сирии встали со своих мест и сказали сатрапу: «Мы знаем этого Стефана, он из наших мест, родители, братья и сестры его христиане, и он рожден в христианстве». Услышав это, сатрап освободил Стефана из уважения к знавшим его вельможам.


То есть что мы видим. В Тифлисе, столице грузинской сатрапии Ирана, присутствуют сирийцы (ассирийцы) и не простые, а вельможи, скорее всего занимавшие ключевые должности в местной администрации. И они были настолько влиятельными, что сатрап прислушивался к их мнению и освободил по их просьбе «государственного преступника».

У св. Евстафия таких высоких покровителей не было и его обезглавили

Примечания:

* Гандзак – не современная Гянджа в Азербайджане (которая возникла спустя век после смерти святого Евстафия), а одноимённый Ганзак в ныненшнем иранском Азербайджане, священный город зороастрийцев, уничтоженный византийскими войсками императора Ираклия в начале VII века.

**По сообщению историка Ат-Табари:
Хербеды (зороастрийское жреческое сословие) подали Ормузду заявление с нападками на христиан, а он написал на нём следующее решение: «Как не может устоять престол царства нашего на одних только двух передних ножках, без двух задних, так не может устоять царство наше и не может утвердиться, если мы возбудим против себя живущих в нашей стране христиан и последователей других вероучений, несогласных с нами. Воздержитесь от нападок на христиан и неотступно совершайте дела праведные, дабы узрели это христиане и последователи прочих вероучений, восхвалили вас за это и устремились сердца их к вашему вероучению.

***Сразу после смерти мощи св. Евстафия были погребены в соборе Светицховели, а грузинский католикос прославил его в лике святых. Интересная подробность – в те времена (до 608 года) Грузинская (Иверская) Церковь состояла в каноническом единстве с Армянской Апостольской Церковью (и Церковью Кавказской Албании) и отвергала Халкидонский собор. Так, что православный грузинский святой Евстафий принял крещение от миафизитов и был канонизирован миафизитами. И житие его написали миафизиты.


checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:

ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости

Это интересно

Календарь новостей

«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Здесь могла быть Ваша реклама


Вечные ссылки от ProNewws

checheninfo.ru      checheninfo.ru

checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

Я.Дзен

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"