ЧЕЧНЯ. В ходе полевой работы (а также и по А.С. Сулейманову), в окрестностях Г1оьрдала зафиксированы следующие топонимические названия, многие из которых устарели, утратили смысл и значение или возникли в наше время:
Попин аг1о «Попи сторона» –урочище на западе села.
Г1удин ирзо «Гуди (л.) поляна» – урочище на западе села.
Хоти чу «В лесу» – урочище на западе села. Хоти – дебри лесные.
Байракхан ирзо «Байракха (л.) поляна» – на западе села.
Къайсаран к1отар лаъттинчу «Кайсара хутор где стоял» – урочище на западе села.
Ба1арна ара «Ореховая поляна» – урочище на западе села.
Чарташ долчу «Там, где могильные стелы стоят» – на востоке.
1омечу «Озеро к» – урочище на северо-востоке села.
Тайна басса «Тайна (?) склону к» – урочище на северо-востоке села.
Ахк «Речка (ущелье)» – пастбище на юге села.
Песин ирзо «Песи (л.) поляна» – пашни на юге от села.
Боьха ирзо – «Бёха (л.) поляна» – урочище на юго-востоке села.
Алмасин ирзо – «Алмастов (л.) поляна» – пастбище на юго-востоке села. Алмаст – человекоподобное существо.
Дукъуш берд «Дукуш склон» – урочище на левом берегу Яьсси. Дукъ – хребет.
Дукъал т1ехъа «За хребтом» – урочище на севере села и др.
Хутора, от которых остались лишь одни названия, были основаны еще в XIX веке, в период Кавказской войны. Каждый раз после нападения царских войск и разгрома аулов чеченцы уходили в лесные дебри, вырубали, выкорчевывали леса, закладывали новые хутора и жили там до очередной трагедии. Хутора, заложенные в лесных дебрях, являлись временным убежищем для горцев от неприятеля, который перманентно вел боевые действия против беззащитных мирных жителей Чечни. Согласно полевому материалу, гордалоевцы пришли из древнего Нашха (прародина нахов. – Прим. авт.) примерно девять веков назад и являются коренными чеченцами, имеющими свою родовую гору – Г1ордалой лам.
Гордалой – один из наиболее крупных чеченских тайпов. Гордалоевцы, энгиноевцы, чиччалхой, даттахой считают себя кровнородственными. Подтверждением вышесказанному является то, что у имама мечети с. Энгиной Ножай-юртовского района Самада до сих пор хранится тайповая рукопись (таьптар) с записью о кровном родстве между названными тайпами, сделанной еще в XIX веке.
Тайповое многообразие на территории Чечни – давняя особенность региона. Любой тайп у чеченцев ассоциируется конкретно с селом. Таким образом, духовным центром тайпа Гордалой является село ГIоьрдала (Ножай-юртовский район ЧР). Оно расположено в трех км к северу от ЦIоьнтара и шести км к западу от Энгана, на левом берегу реки Яьсси. Жители ГIоьрдала считают себя отдельным этническим обществом и говорят о генетическом родстве с энгенойцами.
Что легло в основу этнонима, остается непонятным, но г1орда, г1урда (древневайнахское) – меч, т.е. меченосцы [1]. Действительно, в ауле Гордали жила большая династия мастеров-умельцев по изготовлению холодного оружия, которая помимо знаменитых шашек и кинжалов изготовляла плоские стальные напильники высокой закалки, имевшие еще по бокам бугорки металлических зубьев. Напильники назывались Г1ордаз (Г1оьрда) по имени того же изготовителя шашки Гурды (Г1оьрда) [2]. В памяти глубоких стариков из тайпа гордалой остались, к сожалению, очень скудные предания об оружейном производстве и мастерах села, ограничивающиеся только лишь констатацией факта о существовании у них оружейного промысла. При этом о знаменитой шашке и мастере говорят без сомнения и с гордостью. Их предания гласят, что мастер, изготовлявший знаменитые на всем Кавказе клинки, был в ауле последим из некогда большой оружейной династии. Он один знал секреты их изготовления, перешедшие к нему от предков. С его внезапной смертью была утрачена технология изготовления Гурды. Гордалинцы считают, что последний мастер жил и работал в 19 веке. По их мнению, имя оружейника было Горда (Г1оьрда) – соответственно названию тайпа. Примечательно и то, что гордалоевские старики шашку называют не Гурда, а Горда (Г1оьрда).
Термины Гур да, Г1урда, Гурду, Г1ор да, Г1оьрда, г1оьрдалой имеют разные смысловые значения. Их произносят с различными ударениями и интонацией. Наряду с ними Ц1ийна да, Кхела да, Ц1ера да, Ц1ийна (Ц1е) нана, Мехка да, дай – владелец, отец очага; владелец судьбы; владелец, хозяин огня; мать очага; владелец, владельцы края – относятся к древним вайнахским словам и именам [3]. По мнению лингвиста А. Вагапова, производной основой слов: гIоьрдала (аул); гIоьрдалой (название тайпа); гIоьрда (меч, шашка) – является гIоьрда, семантика которого затемнена. Предположительно, оно может быть однокоренным с другими чеченскими словами – гIора (сила, мощь); гIагI (кольчуга, как средство боевой защиты) и гIа (лист, листва). Ученый С. Умаров считает, что ГIоьрда происходит от слова «гIа» (защита, защитник, опора,прикрытие). Производные от «гIа» слова: гIо – защита, поддержка, подмога; гIора (гIоралла) – сила, мощь; гIора да – владелец мощи; гIарол– защитник и стражник; гIаролла – защита и стража; гIаж – палка как орудие защиты; гIап – крепостное сооружение защитно-оборонительного значения; гIала – укреплённое поселение или башня с защитно-оборонными функциями; гIагI – кольчуга как средство боевой защиты; гIама – клинок (шашка); гIоьрда – меч; гIоьрдалой – меченосцы и т.д. Слово «гIа» двузначно. Его второе значение – лист и листва. Но и в этом значении оно воспринималось первоначально как название средства защиты и прикрытия лиственных растений от природных стихий (в первую очередь от зноя и жары) [4].
В произведениях русского писателя Л.Н. Толстого, близкого кунака чеченца Садо Мисирбиева из древнего чеченского тайпа Элистанжой [5], аул Гордали имеет название Гурдали, соответственно шашке Гурда. В свою бытность в Чечне он, как никто другой, доподлинно узнал историю края. Он зачастую из первых уст слышал о центрах оружейного производства, о мастерах оружейниках, воочию видел и знал чеченское оружие, не жалел денег на приобретение его. Перед написанием знаменитой повести «Хаджи-Мурат» Толстой изучил практически всю литературу, посвященную Кавказу. Об этом пишут биографы писателя, это доказывает его творчество. Немало произведений Толстой написал в Чечне. Они отражают реальные исторические события, происходившие на ее территории, повествуют о нравах, обычаях народа, его культуре, предметах национального быта и вооружения. Рассказы «Набег», «Рубка леса», дневниковые записи писателя (1851-1854 гг.), его походы под предводительством князя Барятинского, участие в боях на реке Мичик и в ауле Гордали, безусловно, свидетельствуют о компетентности Толстого:
«…25-го (февраль 1852 года) выступление из крепости Грозная, лагерь у разоренного аула Устар-Гордой»; «…в виду упорного сопротивления горцев князь Барятинский послал приказание полковнику Бакланову выступить к нему навстречу через реку Гонсаул к аулу Гурдали… Колонна эта… на рассвете спустились в долину Мичика и, быстро перейдя через эту реку, почти без боя заняла аул Гурдали…»;