К весне 1860 г. недовольством действиями российской администрации была охвачена значительная часть горной Чечни. Достаточно было вспыхнуть восстанию в Беное, как тотчас же выступили жители Аргунского округа.
В 1858 г. жители Аргунского ущелья не оказали российским войскам особого сопротивления при занятии их региона. Безмерно уставшие от долгой Кавказской войны аргунцы надеялись обрести мир и спокойствие. Однако эти надежды не оправдались: российская власть оказалась слишком тяжелой для аргунцев.
В середине мая 1860 г. начались волнения среди жителей верховий Аргуна, которые к концу месяца охватили почти все селения Аргунского округа. Восстание аргунских чеченцев возглавили наиб Шароевского наибства Ума Дуев и окружной кадий Атаби Атаев. «Ума Дуев пользуется большим уважением населения, – докладывал о нем в Петербург командующий Кавказской армией князь Орбелиани, – и по многим своим качествам может сделаться главою народного восстания». «Это был известный герой и храбрец, истинный мусульманин, – пишет об Уме Дуеве Ю.У. Дадаев. – Умма был наибом Киялала и близлежащих сел».
Ума Дуев. Как писал Абдурахман, «он воевал против русских больше года после покорения Чечни, скрывался в лесах, периодически устраивая вылазки и продолжая борьбу. В конце концов его окружили в пещере отряды князя Мирского, и когда он узнал, что не избежать плена, то помирился с ними. Его в 1861 г. выслали в Смоленскую губернию на четыре года, но потом по просьбе жителей родного селения досрочно вернули в Чечню. При возвращении он посетил своего бывшего имама и гостил у него две недели. Когда имам спросил о причине сдачи его в плен, Умма ответил, что его семья испытывала голод и жажду в пещере, где они скрывались и едва не погибли». После возвращения из России он был избран старшиной селения Зумсы. Шамиль очень любил и уважал его, поддерживая во всем. Об этом свидетельствует письмо Шамиля наибу Алдаму. Шамиль писал: «От покровителя верных мусульман, имама Шамиля, моему близкому брату, моему наибу Алдаму. Салам и божий маршал вам. А затем извещаю, что я убедительно отрезал кусок земли одному человеку.
А этот человек – моя правая рука, считающая у себя силу в половину моей армии, – Умма Дуев. Он происходит из самых высших людей по отцу и по матери. Отрезанная местность зовется «Ганза» и граничит течениями воды в Чантинские границы. А потому я дарю Умма Дуеву обозначенную землю, и чтобы никто из вверенного тебе наибства и жители Дзумсоя не препятствовали владеть ему землею».
В 1877 г. Ума Дуев вместе с Алибеком-хаджи стал руководителем известного восстания дагестанцев и чеченцев против царского режима. Они руководили восстанием в Согратле вместе с дагестанцами – новым имамом Мухаммад-Хаджи Согратлинским, Ника-кади Цудахарским, Хаджи-Гамзатом Телетлинским и др. В битве за аул Согратль, когда царским войскам сдались одни руководители, Ума Дуев продолжал сражаться. Вместе с ним воевал его сын Тутакай. Они оба были ранены, причем так «сильно, что не было надежды на его выздоровление». Тутакай был таким же храбрецом, как и отец, «человеком по храбрости своей подобный льву», – отмечал очевидец событий. Вместе с Ума-Хаджи на своем участке оборону держали его товарищи-мухаджиры, пришедшие с ним из Чечни и из других обществ Дагестана. «Когда же, в конце-концов, положение этих всех мухаджиров стало уже явно «слабым», то одна часть их из укреплений сбежала, а другая, оставшись на месте, попросила пощады у Мухаммада Гоцинского, бывшего Шамилевского наиба, теперь уже царского офицера, штурмовавшего укрепленный Согратль». Два бывших наиба Шамиля – Ума Дуев и Донного Мухаммад из Гоцо – теперь уже воевали друг против друга как враги. Оба отличались храбростью, обоих любил и уважал Шамиль. Еще 18 лет назад они воевали вместе против царских войск, а сегодня стояли по разные стороны баррикад.
Цитата: ... При названных обстоятельствах были взяты в плен Ума-Хаджи Чеченский и все те мухаджиры, которые находились вместе с ним. Из-за участия в восстании 1877 г. Ума-Хаджи Зумсоевский, который показал «себя настоящим царем-владыкой во время боев; человеком столь надежным для участников газавата, словно был он – ну самый настоящий замок; личностью, обладающей «белой рукой» в сражениях и войнах», – как писал в ХIХ в. очевидец событий Абдурзак Согратлинский.
Источник: Сообщение французского дипломата Монно-Арбийе о Ичкеринском сражении, состоявшемся мае-июне 1842 г. в Ичкеринском лесу, на возвышенности Кожалг-Дук – аулов Гордали и Шуани в Чечне, между русскими войсками под командованием генерала П. Граббе и войсками Северокавказского имамата под командованием наибов Шуайба Центороевского и Улубий-Муллы Ауховского.
Цитата: ... «Как выясняется, войска вступили в лес, где подверглись окружению значительным корпусом горцев. Попавшие в засаду русские, которым мешали деревья, с трудом могли защищаться. Чеченцы устремились на них с обнаженными саблями и подвергли ужасающей резне. Тысячу семьсот солдат и сорок восемь офицеров было убито или ранено в этой бойне. Господин военный министр находится, в настоящее время, недалеко от театра боевых действий».
Источник: Монно-Арбийе, заведующий канцелярией консульства Франции в Тифлисе, Ф. П. Г. Гизо, министру иностранных дел Франции, относительно сокрушительного поражения, понесенного войсками генерала П. Граббе в Чечне... 29 июня / 11 июля 1842 года. Тифлис Archives du ministère des Affaires étrangères (AMAE). Correspondance politique des consuls (1826-1896). Russie 1. (Consulat de Tiflis 1830-1844). Fol. 104-105. Перевод с французского.
Из книги Г.Мамулиа "Имам Шамиль и национально-освободительная борьба горцев Северо-Восточного Кавказа в сообщениях французских консулов из Тифлиса". Часть 1-я