ДАЙДЖЕСТ: |
- Ольга Николаевна, ограничения по здоровью у детей могут быть разными. У кого-то есть проблемы со слухом, у кого-то со зрением и так далее. Каким категориям детей с ОВЗ подойдет формат обучения онлайн, а кому он категорически противопоказан?
- Есть три категории детей, которым мы не рекомендуем переходить на онлайн-обучение. Это дети с нарушениями зрения, с нарушениями слуха, а также с умственной отсталостью. Остальные патологии, если степень нарушения невысока (1 или 2 балла по общепринятой 4-балльной шкале), онлайн-обучению, как правило, не мешают.
В онлайн-школе БИТ сейчас учатся полностью дистанционно дети с задержкой психического развития, с расстройством аутистического спектра, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением речи и другие. Как и в традиционной школе, мы обучаем таких детей по адаптированным образовательным программам.
- В каком возрасте особым детям можно получать общее образование онлайн?
- В любом. Главное условие – что школа и родитель смогут обеспечить специальные условия обучения. В нашей школе пока акцент сделан на начальную ступень, аналогичные программы в среднем и старшем звене планируем развивать в ближайшей перспективе. В специальных классах у нас обучаются порядка двадцати человек с ограниченными возможностями здоровья, в обычных классах вместе с нормотипичными детьми – еще несколько.
На обучение по адаптированным программам мы принимаем только при наличии заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Нередко бывает так, что родители не могут или не хотят получать и предоставлять это заключение, считая, что патология не мешает обучению и с возрастом это пройдет. Поскольку для прохождения ПМПК необходимо заключение психиатра, родители часто боятся, что это может навредить будущему ребенка. Мы считаем, что такая позиция родителей, как правило, ничем не обоснована и ребенку может только навредить, так как возможности школы по созданию необходимых условий будут ограничены.
- Почему родители особых детей выбирают онлайн-обучение? Ведь закон позволяет им обратиться в любую массовую школу, и для ребенка там должны создать необходимые условия.
- Основная причина в том, что массовая школа далеко не всегда готова к инклюзии. Условия для обучения особых детей создать зачастую не удается, специалисты, которых порекомендовала ПМПК, в школе не всегда есть. Зачастую квалификации не хватает педагогам – не все умеют работать с особыми детьми, не все владеют специальными технологиями. К тому же классы в обычных школах, как правило, переполнены, и ребенку там просто некомфортно.
Конечно, есть специальные школы (в прежней терминологии – коррекционные), работающие только по адаптированным образовательным программам. Там создаются определенные условия для особых детей той или иной категории, есть штат квалифицированных специалистов разного профиля, возможности для лечения. Но таких школ мало, расположены они, как правило, далеко от дома, а если речь идет об интернате, то отдавать туда ребенка захочет далеко не каждый родитель.
Особым детям нужны особые условия, и одно из них – наличие особого режима питания, который рекомендован при каждом заболевании: например, отказ от глютена и казеина при аутизме, отказ от продуктов, содержащих быстрые углеводы, при диабете. Дома больше возможностей организовать ребенку правильное питание.
- Можно ли говорить о преимуществах онлайн-обучения для детей с ОВЗ – об особых условиях, которые в традиционной школе обеспечить сложно или даже невозможно?
- Во-первых, обучаясь в онлайн-школе, ребенок, как правило, находится дома - в привычной комфортной обстановке. Нет риска простудиться, получить травму или заразиться ОРЗ от сверстников (как правило, организм таких детей ослаблен, они болеют часто и долго). Не нужно тратить время и силы на дорогу до школы и обратно, что особенно важно для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Во-вторых, на онлайн-уроках могут присутствовать родители, чтобы в сложный момент помочь и учителю, и ребенку – например, успокоить ребенка, дать ему воды и т.д. Фактически они выполняют роль тьютора, при этом другие дети, находящиеся на уроке, их не замечают и на них не отвлекаются. Родитель может на время выключить микрофон и камеру, если у ребенка, например, случился эмоциональный всплеск и необходимо его успокоить.
В-третьих, онлайн-формат позволяет сохранять записи всех уроков – если ребенок пропустил занятие (что опять же часто случается с особыми детьми), он может посмотреть его позже на нашей онлайн-платформе. Возможность подключения из любой точки, характерная для онлайн-образования, особенно важна для детей, которые могут уехать на реабилитацию или лечение в другой город и таким образом не прерывать обучение.
Онлайн-формат особенно удобен для детей, испытывающих трудности в коммуникации, - тех же детей с расстройством аутистического спектра. Офлайн-контакт с учителем и тем более со сверстниками им не нужен – они их не принимают, присутствие посторонних людей чревато перепадами настроения и прочими проблемами. Находясь же дома, рядом с родителями, они более спокойны, и возможностей для результативной учебы в таких условиях гораздо больше.
- Что представляет собой расписание уроков ребенка с ОВЗ в онлайн-школе? Как строится обычный учебный день?
- Учебный день в онлайн-школе – это уроки, перемены, внеурочная деятельность, все, как в обычной школе, только за компьютером. Для детей с ОВЗ контактных часов обычно больше, поскольку необходимы еще и занятия с психологом, логопедом, дефектологом.
В начальной школе изучаются обычные предметы - русский язык, математика, чтение, окружающий мир, ИЗО, технология и так далее. Во второй половине дня – занятия с психологом, логопедом и дефектологом. Раз в неделю проводится классный час. Уроки по основным предметам продолжаются 45 минут, занятия со специалистами – 30 минут.
Онлайн-школа БИТ работает на онлайн-платформе МЭО («Мобильное электронное образование), где есть образовательный контент для каждого класса по каждому предмету. Для детей с ОВЗ с 1 по 4 класс разработан адаптированный контент. Например, для лучшего усвоения темы предусмотрены упрощенная подача материала, большее число картинок в презентациях, дополнительные задания, дополнительные вопросы, дробление некоторых вопросов.
Специалисты организуют работу с детьми строго в соответствии с заключением ПМПК. Несмотря на особые условия обучения, дважды в год проводится аттестация, и уровень подготовки ребенка должен соответствовать требованиям программы, по которой он учится. Адаптированная программа подразумевает возможность продления сроков обучения, так что учеба в начальной школе может продолжаться больше обычных трех-четырех лет.
- В какой мере онлайн-формат обучения особых детей подразумевает возможность неформального общения – как между ними, так и с учителем?
- Конечно, такая возможность есть. Отсутствие социализации в онлайн-образовании – это распространенный миф, и наш опыт его опровергает в полной мере.
Например, малыши на занятиях показывают своих домашних животных – можно сказать, приносят их на урок. Мы даже открыли в школе кружок, посвященный домашним животным. В целом в классах складывается домашняя обстановка, дружелюбная атмосфера – дети рассказывают о себе, демонстрируют любимые игрушки и т.д. После урока они общаются онлайн между собой, вместе рисуют на виртуальной доске – учитель для этого оставляет пустой слайд.
Особые дети ни в коем случае не выпадают из общего пространства онлайн-школы. Они имеют возможность участвовать в различных внеурочных мероприятиях, фестивалях, конкурсах, посещать различные кружки – от музыки до шахмат, и это не влияет на цену обучения.
- Какие требования предъявляются к учителю, работающему на онлайн-платформе с особыми детьми?
- В основном те же, что и к учителю, работающему с такими детьми в обычной школе. Важное дополнение – это свободное владение компьютерной техникой и электронными ресурсами, умение работать на онлайн-платформе.
Конечно, учитель начальной школы, обучающий детей по адаптированной программе, - это специальный педагог, то есть педагог-дефектолог, понимающий особенности работы с такими детьми и владеющий соответствующими методиками. В противном случае он вряд ли поймет ребенка – не сможет определить причины его поведения и его реакций, вовремя не поможет ему и не обеспечит достижение нужных образовательных результатов.
Мне представляется, что учитель, работающий с особыми детьми, должен любить таких детей. В противном случае есть риск быстрого профессионального выгорания. И, конечно, очень важна работа коллектива учителей и специалистов: все, кто работает с классом, обсуждают возможность помощи конкретным ученикам. Проводятся школьные заседания психолого-педагогического консилиума, чтобы совместно найти способы более эффективного обучения каждого.
- Как в онлайн-школе оценивается результативность обучения? Понятно, что есть промежуточные аттестации, но они вряд ли демонстрируют все аспекты развития особых детей.
- Мы проводим диагностические обследования в начале и в конце года, оценивая каждого ребенка в динамике, на предмет наличия приращений. Например, можно сравнить его письменные работы и голосовые сообщения в начале и конце года, которые сохраняются на платформе. Если речь стала более развернутой и плавной, если вместо одного слова ребенок стал произносить несколько или даже может произнести целый текст, это прогресс – значит, учителя поработали хорошо. И, конечно, важно мнение родителей, которые видят динамику развития своих детей и постоянно находятся на связи с педагогами.
- Каковы, на ваш взгляд, недостатки онлайн-обучения для особых детей?
- Онлайн-формат имеет некоторые ограничения по использованию методов работы – например, невозможно в едином физическом пространстве проявлять совместную двигательную активность и тактильный контакт, что является частым компонентом психологического тренинга. В таких случаях приходится отказываться от таких упражнений или адаптировать упражнение под онлайн-формат, насколько это возможно.
То же самое касается некоторых упражнений для развития мелкой и крупной моторики, отдельных элементов логопедических занятий, связанных с постановкой звуков, логопедическим массажем и так далее. Все остальное, пожалуй, можно сделать онлайн. А то, что нельзя, отрабатывается офлайн – для этого мы обычно направляем детей к нашим коллегам по месту жительства.
- Как вы оцениваете перспективы развития онлайн-обучения для особых детей? Будет ли расти популярность онлайн-формата у семей, которые воспитывают таких детей?
- Думаю, да. Если раньше особый ребенок, который не смог прижиться в обычной или коррекционной школе, вынужден был переходить на домашнее обучение, то теперь, по мере развития технологий, онлайн-обучение стало хорошей альтернативой. Я даже не беру в расчет тех, кто выбирает онлайн-формат не из-за того, что обычная школа не устраивает, а, например, потому что семья часто меняет место жительства или же ребенок находится на длительном лечении в больнице.
Чаще всего в массовой школе у особых детей возникают проблемы с поведением и проблемы с успеваемостью, причем у детей с сохранным интеллектом успеваемость ухудшается именно из-за поведения. Ребенок отвлекался на одном уроке, потом на втором, на третьем и в результате вообще не осваивает материал.
Во многих случаях онлайн-обучение - это единственный способ родительского контроля и за успеваемостью, и за поведением. В течение прошедшего учебного года мы проконсультировали многих родителей, которые столкнулись с подобными проблемами и уже приняли решение привести к нам своих детей в следующем учебном году.
СТАВРОПОЛЬЕ. В регионе з-за опасного моста возбуждено уголовное дело
ЧЕЧНЯ. В Грозном открылся социальный центр для участников СВО
ЧЕЧНЯ. Республика получит доп. средства на социальную газификацию
Количество индивидуальных предпринимателей в РФ достигло 4,2 млн
ЧЕЧНЯ. Муслим Ахтаев стал серебряным призером чемпионата России
ГРУЗИЯ. Сборная Грузии по баскетболу добилась первой победы на отборочном этапе чемпионата Европы