Вообще-то в таких случаях в заголовок добавляют слово «вчера». Я не стал этого делать еще и потому, что хотелось избежать штампа, ну а главное – какое может быть вчера, когда вся история сборки и выпуска легковых автомобилей в нашей республике происходит на наших глазах и не насчитывает и полных трех лет. Хотя без экскурса во вчерашний день не обойдется.
Дело в том, что тот, кто руководит сегодня сборкой вазовских «семерок», генеральный директор ОАО «Чеченавто» Айнади Кузумов, еще в конце 80-х чуть не добился открытия собственно чеченского автопроизводства. Слушать его на эту тему можно бесконечно долго. Потому, как этот человек уже был близок к тому, что тогдашний «Пищемаш» уже почти был готов к выпуску многих кузовных частей и запасных деталей для легковых машин вазовского бренда. Но республику семимильными шагами вели к войне, обществом овладело чувство неверия в будущее, кругом начали тащить с производства все, что под руку попадалось. Те же, кто оказался полномочней, и вовсе принялись без зазрения совести вывозить отовсюду пригодное к эксплуатации оборудование и мощности, которыми республика на поверку оказалась переполненной. Айнади Алимсолтанович почти в одиночку встал на защиту собственности «Пищемаша», гнал в шею, рискуя здоровьем и даже жизнью, доморощенных захватчиков, под шумок дудаевской неразберихи сподобившихся на самое низкое – грабеж собственной республики.
О нем рассказывали легенды в беженских лагерях и везде, где люди обсуждали новости из рушащейся республики. «А в Аргуне-то завод не дали растащить, там все сохранилось – и заводские цеха, и оборудование»… К концу военных событий «Пищемаш», как чудесный лотос, возвышался на сравненном с землей промышленном поле Чечни и был готов к открытию нового производства. -Никакого подвига я не совершал, говорит сейчас Кузумов,- просто сохранил завод, друзья и родственники тоже помогли. Только вот к началу двухтысячных все, что сохранилось, почти устарело. Зато мы смогли, реализовав нигде уже не числившееся оборудование, потихоньку готовить заводские мощности к работе в новых условиях. Команда первого Президента новой Чеченской Республики Ахмат-Хаджи Кадырова и особенно – его энергичного и амбициозного преемника Рамзана Кадырова в лице таких, как Айнади Кузумов, получили мощную поддержку в деле реализации грандиозных планов возрождения промышленного потенциала послевоенной Чеченской Республики.
Собственно к сборке машин в Аргуне приступили «только» в начале 2008 года. Всего за тот год было собрано и отправлено в торговую сеть 159 «Жигулей» седьмой модели на десяток миллионов рублей. Всего же за первый и второй годы сборки “семерок” аргунцы выдали «на гора» продукции на 30 с лишним миллионов рублей. Конечно, для устоявшегося, с традициями автопрома эта сумма выглядит более чем скромно. Однако стоить заглянуть в статистические данные 2008 года, чтобы понять весь масштаб произошедшего сдвига в цехах «Чеченавто». По данным Росстата, на 1 мая 2008 года долги Федерального центра ЧР составили 23,7 миллиона рублей, писала недавно «Российская газета». Чтобы кардинально улучшить ситуацию, власти региона предпринимают меры по сокращению безработицы. Прежде всего это касается таких секторов, как промышленность и сельское хозяйство, где положение близко к критическому. Неслучайно в нынешнем году их модернизация объявлена приоритетным направлением деятельности органов власти ЧР.
Практически все крупные заводы в Чечне бездействуют. Хотя и наметились признаки улучшения обстановки. Особые надежды связываются с открытием в Аргуне предприятий, специализирующихся на автосборке и производстве комплектующих и запасных частей для автопрома. - Промышленность и аграрный сектор могут и должны приносить высокий доход жителям ЧР и создавать рабочие места, причем не сезонные, как сейчас, а постоянные, - считает заместитель министра экономического развития и торговли ЧР Увайс Султыгов. - Вот почему мы намерены изменить структуру производства. Сегодня на аргунском автосборочном предприятии работает более сотни высококвалифицированных рабочих и инженеров. И те, кто задействован непосредственно на сборке, получают в месяц до двенадцати тысяч рублей. А это еще недавние безработные мастер сборочного цеха Салман Абзаилов и более четырех десятков его молодых товарищей-автосборщиков. Все они вместе и еще три десятка молодых и сильных парней более полугода проходили практику на Волжском автоза- воде «Лада», показали себя с наилучшей стороны и почти все вернулись высококовалифицированными специалистами на родное предприятие.
- Не маловато ли получаете? - не сдержался и спросил я у Салмана. На что он улыбнулся и ответил, что там, в Тольятти, люди столько же сегодня получают. В уютном и по-деловому обставленном кабинете А. Кузумова хозяин без утайки, как мне показалось, рассказывает о сложностях, с которыми пришлось столкнуться чеченским автосборщикам. Послать людей учиться не очень сложно. Здесь приходи- лось защищаться от разного рода любящих родителей, которым неважно куда, но лишь бы пристроить своих детей. Полгода в Тольятти для них заманчиво выглядят: приличная стипендия, большой город, прославленное предприятие. Но как там они будут учиться, вернутся ли назад, на родной завод, и станут ли здесь работать, - это для них совсем не главное. – Для меня же и моих соратников именно эти критерии во главе угла. Вот и готовый конфликт интересов. Спорили, даже размолвки были, но сделали, казалось, все, чтобы на берега Волги поехали только те, кто потом действительно у нас работать будут. И что вы думаете, около трети из тех, кого мы отобрали, так и не пришли на завод… Хорошо, что пока не очень высокая нагрузка, успеваем, – сказал и тут же поправился Айнади Алимсолтанович, – ну в смысле, хуже бы было, если б уже на всю мощь работали, а людей не хватало.
Впрочем, людей на завод и сейчас можно привлечь большое количество. Даже те, кто отучились в Тольятти и не пришли, вернутся по первому зову, стоит увеличить темпы сборки. Цех в отличном состоянии, укомплектован немецким оборудованием по последнему слову техники, Тольятти позавидует. Самый придирчивый тест-автомат на конце линии сборки не пропустит машину с малейшими недоделками, заставляет вернуть и переделать. И ничего с этим чудо-контролером не поделаешь. Компьютер умнейший, но абсолютно не умеет понимать людей, склонных где-то схалтурить. Так что на выходе из цеха вы можете увидеть стройный ряд еще не отправленных в продажу новеньких автомобилей, ничем не уступающих лучшим образцам тольяттинской сборки. Их, этих красавцев, не так уж и много – где-то порядка шестидесяти было, когда я в прошлую пятницу бродил с фотоаппаратом по территории завода в поисках хорошего кадра. Но через пару дней белые “семерки” уступили место своим собратьям цвета “металлик”, но тех было уже меньше. Второй и самой главной проблемой для своего завода А. Кузумов считает финансы.
Они и везде, понятно, решают все, но в аргунской (читай – чеченской) ситуации – и подавно. Кто решится инвестировать огромные средства в рисковое предприятие, таких сегодня – раз, два и обчелся. А тем более, если его затеяли там, где еще недавно бомбили, стреляли и грабили. Вот тут и сработал фактор Р. Кадырова. Он приехал на завод вместе с самарским губернатором В. Артяковым, показал гостю все и сам посмотрел, да еще покатался на новеньком автокаре. Да так, что, как рассказывают аргунские автосборщики, охрана едва успевала за ним угнаться. И на машинах оба успели покататься, довольные остались. Потом, рассказывает А. Кузумов, и с Тольятти легче стало договариваться, и с другими толстосумами. Деньги, конечно, все хотят зарабатывать, а когда есть гарантия успешного их вложения в производство, то и скептиков меньше остается. Вот что, например, в феврале 2008-го писал сайт «EPLUS»: «На днях в Грозном побывала делегация из Самарской области во главе с ведущим конструктором «Автоваз» Петром Прусовым и руководителем Департамента торговли и межрегиональных связей Правительства Самарской области Юрием Величко.
Гости представили руководству Чечни типовые модели автомобилей, выпуск которых планируется начать в Чечне. Одним из инициаторов проекта строительства в Чечне заводов по производству легковых автомобилей и комплектующих к ним выступал бывший президент ООО «Группа Автоваз» Владимир Артяков (в настоящее время губернатор Самарской области). Впервые о планах выпуска в Чечне легковых автомобилей было объявлено еще в 2006 году. По мнению ряда специалистов, реализация данного проекта позволит создать в Чеченской Республике, где, по разным оценкам, уровень безработицы составляет от 60 до 70 процентов, как минимум восемь тысяч рабочих мест». Это, впрочем, когда о друзьях речь идет. Но ведь есть еще и враги… Да, да, таких тоже у аргунцев немало. Просто они в одежды скептиков все больше рядятся, поэтому и заметны не очень.
Перед тем как встретиться с пионерами чеченского автопрома, заглянул в Интернет и такого там начитался, что волосы дыбом. Приведу для примера утверждение одного из солидных Интернет-изданий «Кавказский узел». В нем, например, утверждается, что машины, собранные в Аргуне, протекают. Идет дождь, а сквозь уплотнители лобового, заднего и боковых стекол в салон якобы текут струи воды. Вот так, мол, они собирают… Впрочем, лучше, кажется, процитировать: «Между тем жители республики к «чеченским «жигулям» относятся довольно скептически. «О каком качестве собираемых в Аргуне машин можно говорить, если, когда ее моешь, вода просачивается в салон через резиновые уплотнители в лобовом стекле и дверях? Через пару месяцев езды на такой машине она вся начинает дребезжать и «сыпаться», как старый драндулет. Аргунские «Жигули» берут либо те, кто слабо разбирается в машинах, либо бизнесмены, которые оптом покупают партию в несколько десятков машин, а потом сдают их в аренду под такси. Нормальный водитель это «чудо техники» покупать не станет», - утверждает житель Грозного Сайд-Хасан».
Когда я поведал на заводе о россказнях мифического Сайд-Хасана, те просто рассмеялись: “Так мы же здесь кузова не собираем, а получаем их в первом комплекте сборки прямо из Тольятти! Кстати, пока наш конвейер двигается еще не так быстро, как там, и наши сборщики успевают качественно исполнить все операции на сборочной линии. Там, в Тольятти, не успел подтянуть болт, а машина уже у другого стенда… И кто исправит дефект, уже неясно”. Если мне пришлось ощутить конфуз после приведенного диалога, что должны почувствовать авторы подобных измышлений?! Впрочем, вовсе не для рекламы, а с целью убедиться лично, я попросил хозяев дать мне прокатиться в одной из выставленных для отправки в автосалоны Грозного машин. Ничего подобного! Руками все ощупал, сам за рулем сидел в дождь и разгонял лужи по заводскому автотреку, где они ходовые испытания делают, и - ничего подобного. Враки все это, жаль, пока безнаказанные. Так что, как только откроется для ОАО “Чеченавто” нормальное финансирование, аргунцы еще покажут класс. Я в этом просто убежден. О перспективах завода мы с Айнади Алимсолтановичем тоже много говорили. Здесь, кроме действующего гигантского и суперсовременного цеха, где одновременно могут собирать до нескольких сотен машин, строится еще один, такой же по величине.
Там аргунские автостроители готовятся уже в скором будущем организовать сталеплавильное, прессовочное, а также автосварочное оборудование. Чтобы можно было самим любой конфигурации кузовные и ходовые детали делать для собираемых марок. “Семерка” скоро уступит место другим маркам автомобилей. Она и сегодня бегает неплохо по дорогам нашей и соседних республик. Но это первый опыт. Так сказать, набить руку, научиться собирать машины, как тольяттинцы, как калининградцы, как питерцы. И не хуже, а лучше! Но и то, что сегодня производят в Аргуне, и как они это они делают, стоит совсем другой - не скептической, но очень оптимистической оценки. Я, кстати, до сих пор не знал, но двое моих соседей, оказывается, работают уже второй год на такси аргунской сборки.
Всегда чистенькие, всегда на ходу. И ни разу не видел, чтоб они открывали капоты своих машин во дворе или ходили вокруг них с монтировками. - Алихан, - спросил на днях у одного из них,- как машина, бегает? - А что с ней случится, сам видишь, таксую, и ничего… - Тольяттинская? - Наверно, а что? - Открой капот, посмотрим… И вместе долго удивлялись. Я – тому, что в точку попал. А он – прочитанному под капотом: “ОАО «Чеченавто». 2008.” Слово заместителю министра промышленности и энергетики Чеченской Республики Султану Рахмаеву: - В 2010 году бывшее аргунское предприятие «Пищемаш» – ныне «Чеченавто» – выпустит по 1 тыс. автомобилей моделей Lada Kalina и хэтчбеков Lada Priora, а также 5 тыс. ВАЗ-21074. А во втором квар- тале текущего года запланирован запуск первого завода по выпуску полимерных автокомпонентов. С. Рахмаев рассчитывает в рамках реализации инвестиционного проекта «Создание производства автомобилей и автомобильных компонентов в Чеченской Республике» в ближайшие годы довести выпуск автомобилей семейства Lada до 20 тыс. штук в год.
Третья и не менее важная проблема из тех, о которых мы говорили с А. Кузумовым, – доверие. - Поверят нам инвесторы, - говорит он с уверенностью, - поверит потребитель, а доверие республиканского и тольяттинс- кого руководства высказано уже на самом высоком уровне, завтра тысячи водителей буду кататься на наших «Приорах» и «Калинах» повышенной комфортности. А потом, глядишь, и под капотами своих «Хонд» и «Ниссанов» прочитают непривычное, но гордое: «ОАО «Чече- навто».
Руслан КАРАЕВ.От редакции: Промышленность республики действительно переживает этап своего возрождения. Самый печальный итог прошедших войн – полный развал экономики, промышленности, сельского хозяйства, других сфер деятельности общества. И отсюда – важнейшая задача сегодняшнего дня – повсеместная индустриализация, создание промышленного комплекса, в результате чего республика получит огром- ное количество рабочих мест, станет производить товары, реализация которых вкупе с рядом других факторов приведет не только к возрождению, но процветанию экономики региона, повышению качества жизни населения. На наш взгляд, автор не зря упомянул в своей статье тему друзей и врагов. У всех жителей республики свежа память о том, как партия войны первыми объектами своих бомбовых атак избрала банки, промзоны и жизнеобеспечивающие объекты республики.
Но главное для нее было – милитаризация и криминализация населения, поэтому республика и оказалась наводненной сотнями тысяч единиц оружия. Ослепленные мефистофельской пропагандой дудаевско-ельцинской клики, массы чеченских люмпенов самозабвенно принялись грабить собственный народ и разрушать всю экономическую основу его жизни. Эта партия войны и сейчас не сложила руки.
В статье упомянута фраза одного из Интернет-изданий «В республике сегодня не работают крупнейшие предприятия». Да как они могут работать, когда их попросту нет. Перекрасившись в скептиков, недруги республики не только пытаются игнорировать явные успехи мирного строительства в Чеченской Республике, но и при случае всячески ему препятствуют. И только огромный запас энергии общества, его нынешних лидеров с их позитивным настроем успешно противостоит их явным и скрытым атакам.
Становление чеченского автопрома – первая ласточка, возвещающая приход весны в восстанавливаемую республику. За этим, уверены, последуют новые и более решительные шаги по дальнейшему развитию экономики Чеченской Республики, что повлечет за собой и рост, и укрепление культуры, науки, духовности и здоровья народов, ее населяющих. Президент ЧР Р. Кадыров ставит перед собой и народом сложнейшие задачи, успешное решение которых зависит от активности каждого из нас, от нашей готовности, отбросив все негативное, сделать для процветания нашей Родины все возможное. Не щадя ни сил своих, ни знаний, ни опыта, ни здоровья.
checheninfo.ru