ЧЕЧНЯ. В начале XX-го века композитор по имени Муслим Магомаев-старший обращает своё внимание на песни об Ахмаде Автуринском, которые исполняет сказитель А. Нучаев. Его так часто слушают и записывают, что молва о храбром сыне чеченского народа продолжает жить в непростые для России годы. Жизнь Ахмада Автуринского длится недолго, но ярко. Каждодневная борьба с общим врагом Северного Кавказа учит мальчика одной простой истине: «В любом обществе право на голос необходимо доказать». Защитник своего народа и храбрый воин, будучи героем Кавказской войны, становится достоянием литературы и устного народного творчества чеченцев.
Воин. Как все начиналось.Начинается история в 1824 году в селе чеченского аула Автуры. Семья местного жителя Мохмада из тейпа Гуной радуется —в ней рождается сын Ахмад, который с малых лет радует своих родителей тем, что лучше всех ездит на лошади, обладает благородством, щедростью и смелостью. Большинство представителей тейпа Гуной хранят свою историю от самого основателя по имени Гундала. В конце XIII века Гундал выходит из аула Нахша и поселяется у горы Эртан в районе Чёрных Гор. Эту историю до сих пор передают из поколения в поколение сами представители тейпа
Когда наступает Кавказская война, то Автуры выбирают сторону восставших. Село всегда находится в опасности, царские военачальники неоднократно посылают туда экспедиции с целью усмирить и покорить. Юный Ахмад застаёт это непростое время для народа и часто становится участником постоянных стычек с жестоким врагом.
Весной 1840 года вся Чечня под руководством имама Шамиля вновь берётся за оружие, идя сражаться за свободу народа. Им навстречу выступает войско генерала Граббе, которое по причине отчаянного сопротивления чеченцев останавливается перед входом в горы. Но в конце концов русским удаётся взять штурмом пару сёл. Одним из них становится Автуры. В обнаруженной А.И. Гапаевым в 1986 году чеченской хронике 40-х годов XIX века, написанной на арабском языке, рассказывается о бое чеченцев с русскими берегов реки Терек. Неизвестный летописец сообщает, как на вызов предводителей: «Кто понесет знамя?» – из рядов войск, подобно льву, выскакивает неизвестный юноша на коне, коим является Ахмад Автуринский
Ахмад в боях за родной аул показывает себя отважным и зрелым воином. Вследствие чего имя юноши становится известно каждому жителю Чечни. В 1842 году происходит сражение в Нохчи-Мохке, где по рассказам стариков, в стане горцев неожиданно, будто из-под земли, появляется неуловимый царский офицер. Он успевает убить многих и скрыться. Опытные бойцы Шамиля начинают обсуждать план поимки офицера, однако наш герой в них не участвует, а за попытку помочь, воины высмеивают и выгоняют его за наглость. Тогда, воспитанный на традициях своего народа, Ахмад решает доказать то, что не менее храбр, чем остальные. Он, выследив русского офицера, вступает с ним в борьбу на саблях и повергает врага. В качестве доказательства 18-летний юноша приводит коня и оружие противника высокомерным бойцам Шамиля.
Но не только воинская доблесть пылкого юноши прославляет его имя. Храбростью, благородством, добротой и честностью молодой Ахмад завоевывает уважение и любовь народа. Дружеское расположение к Ахмаду питает и сам имам Шамиль, умеющий выделять в народе достойных людей Ахмад благодаря своему доброму сердцу остаётся в народной памяти как защитник обездоленных, вдов и сирот. Всё добытое на войне он не оставляет себе, а делит между неимущими.
Наиб Шамиля.В разгар Кавказкой войны Ахмад Автуринский находит свою любовь. В походе на Кизляр он знакомится с местной жительницей укрепления и влюбляется. Девушка принимает новую для себя религию — ислам и покидает отчий дом, уезжая вслед за супругом в село Автуры. Родственники мужа называют её ГIизларха, что значит Кизлярка. На свадьбу друга поспевает Санька — гребенский казак, который после удачного набега пригоняет 40 жеребцов в подарок. Ахмад чеченец по происхождению — коренной житель Кавказского хребта становится кровным родственником человека из пришлого казачьего народа. В честь своего друга он нарекает сына именем Сату.
Дружба Ахмада с казаком говорит о его внутренней свободе от стереотипов и умении доверять. В нём чувствуют большую человечность, поэтому к нему тянутся люди. Многие решения принимаются, исходя из общепризнанных моральных ценностей.
В 1845 году, после одержанной чеченцами победой над войском Воронцова, на место наиба округа Шали в Большой Чечне назначают Ахмада Автуринского, который пользуется уважением всех здешних жителей. Его пребывание на этой должности приходится на очень трудный период. Постоянные бои против царских войск, экономическая блокада, связанные с войной лишения изводят народ. Но люди Большой Чечни продолжают верить молодому наибу, идя за ним, невзирая на опасности. Ахмад в качестве главы отряда как в Большой, так и в Малой Чечне, на чьи земли переносится театр военных действий принимает активное участие в сражениях против русских. Ахмад, как настоящий храбрец, не раздумывая кидается вместе с соратниками в наиболее уязвимые места, нанося урон вокруг стоящим около Чечни станицам и крепостям, однако это не сильно помогает.
В результате предпринятых русскими экспедиций в 1850 году Малая Чечня придаётся такому разгрому, что жители вынуждены уйти в горы. Начинают появляться слухи, что освободившуюся от чеченцев землю хотят отдать казакам, образуя тем самым ещё одну линию укреплений. Доведённый до отчаяния народ вынужден вернуться на свои земли и подчиниться русским, дабы не потерять дома и хозяйства.
В это время Шамиль начинает терпеть поражения и постепенно терять авторитет. Среди восставших растёт недовольство им и его неспособностью защитить Чечню. Поэтому имам ужесточает меры порядка во всём Имамате. Смертные казни, запугивание слабых и притеснение вызывают ответную реакцию тех, на ком десятилетиями держится сопротивление царизму. За такое время в людях укрепляется дух свободолюбия и непокорности. Они не собираются терпеть никакого ярма на шее своего народа, даже в лице главы восстания.
Среди недовольных, заметное место занимает Ахмад. Его правление в качестве наиба отличалось мягкостью по отношению к наказуемым и защитой осуждённых на казнь. Когда имам приказывает ужесточить меры Ахмад высказывает Шамилю, что тот нарушает шариат, приказывая конфисковать в пользу государства имущество казненных, которое по правилам считается сиротским и изъятию не подлежит. Имам Шамиль вынужденно соглашается с доводами наиба. Недовольство местных жителей вызывает не только ужесточение мер, но и то, что Шамиль, выдвинутый на должность имама Мехк-Кхелом — высшим законосовещательным органом Чечни, с молчаливого согласия чеченских лидеров практически распускает его, заменяя своими людьми в Диван-хане. Тем самым имам узурпирует данную ему власть и начинает творить то, что ему вздумается.
Ахмаду, пользовавшемуся уважением имама, приходится вмешиваться в судебные дала, спасая одного из авторитетных людей эпохи — Кунту-Хаджи Кишиева из Илисхан-Юрта, чьи открытые проповеди о мире и покорности судьбе в военное время были очень некстати и грозили большими неприятностями. Ахмаду Автуринскому удивительным способом совершает поистине человеческие поступки в такое нечеловеческое время.
Герой.Ахмад Автуринский проходит через круги ада — ему объявляют кровную месть. В тот момент, когда он сидит на месте наиба, в Чечне происходит перестрелка, в ходе которой умирают шестеро перебежчиков из аула Устар-Гардой, ныне Аргун. Очень сильно на молодого чеченца влияет этот случай, потому что именно по его приказу открывают огонь. Но делает это лишь после того, как перебежчики убивают одного из всадников и отказываются вернуться в село при условии прощения убийства. Мысли о совершённом убийстве не дают ему собраться. Они причиняют боль и мучают сомнениями. Молодой наиб задаёт себе вопрос, который возникает у каждого неопытного вождя: «Справедливо ли я поступил, отдав приказ стрелять?».
После случившейся трагедии Ахмаду приходит приказ казнить семерых осужденных. Он не соглашается с решением суда и добровольно покидает пост наиба в 1849 году. Подобные решения принимает сильный или слабый человек? Чтобы стоять во главе нужно заплатить цену. Молодой храбрец не желает быть палачом своего же народа, а вот Талхиг, который занимает его место, приводит в действие смертный приговор.
Несмотря на то, что он отказывается от поста наиба, Ахмад продолжает борьбу с царизмом и не теряет связи с Шамилём. В письме, переданному через тайного дипломата — троюродного брата автуринского храбреца Эвтархойн AгIа-Мирзу, имам благодарит его за деньги, скакуна, белого верблюда и другие подарки, добытые после разгрома неприятельского лагеря на берегу реки ГIойсу. В конце глава имамата просит Ахмада вернуться на должность, однако тот заявляет, что «возвращаются только покинутые невесты».
17 сентября 1852 года имам вместе со своим войском начинает движение в сторону крепости Грозной. Принуждая царское командование к военной тактике, он хочет поднять свой пошатнувшийся из-за военных неудач авторитет в Большой Чечне и прибрать местные аулы под свою власть. Но замысел Шамиля раскрывается и его отряд попадает в засаду. Он бежит в горы и несёт большие потери в людях.
Ахмад также принимает участие в нападении на Грозную. На переправе через Сунжу русские открывают перекрёстный огонь. Бывший наиб отдаёт приказ отступать, а сам начинает отстреливаться. В результате получает тяжёлое ранение в ногу. Истекая кровью, он чудом уходит от погони. Отъехав немного, окровавленный и теряющий сознание Ахмад спускается с коня, расстилает бурку и ложится. Он отпускает своего любимого коня. Тело находят кровники – враги. Они не совершают над ним казни, а, наоборот, сооружают носилки, на которых доставляют Ахмада в аул.
Этот благородный шаг кровников – предсмертное прощение. Ахмад не выживает. Его 28-летнее тело увозят братья — Гапа, Ета и Овхад. Их лица искажает горе. Они проводят церемонию погребения на кладбище селения Автуры. Народ приходит попрощаться со своим героем — настоящим борцом, отважным, мужественным и одновременно добрым и верным человеком, который дорожил и любил свою Родину как никто другой на свете.
checheninfo.ru