ДАЙДЖЕСТ: |
ЧЕЧНЯ. В мае 1895 года в Грозном была учреждена Городская дума - буржуазный распорядительный орган городского управления. сполнительным органом думы являлась городская управа. Возглавлял оба эти органа городской голова, который избирался общим собранием гласных дум и утверждался губернатором. Гласные же, как считалось, избирались гражданами города. Первые выборы, на которых в Грозненскую думу нужно было избрать 40 гласных, прошли в том 1895 году.
Кто же имел право избирать и быть избранным? Избирательным правом пользовались:
1) лица, владеющие недвижимым имуществом в Грозном, обложенным налогом в пользу города и оцененным не ниже 300 рублей (деньги для того времени немалые),
2) купцы первой и второй гильдии, содержащие торгово-промышленные предприятия не менее одного года,
3) акционерные общества, компании и тресты через своих представителей,
4) граждане, достигшие двадцатипятилетнего возраста.
Каждый избиратель мог иметь два голоса: свой и по доверенности. От национальностей нехристианского вероисповедания в состав гласных могло войти не более 15 процентов от общего количества. Женщины были лишены избирательных прав.
Классовый характер этих выборов совершенно очевиден: все было направлено к тому, чтобы не допустить к участию в выборах рабочих, рядовых служащих, малоимущих крестьян и открыть широкую дорогу крупным собственникам, торговцам и нефтепромышленникам. В 1904 году в Грозном насчитывалось 23012 жителей (главным образом рабочих), а зарегистрировано в качестве избирателей было всего 558 человек. А через шесть лет, в 1910 году, жителей в городе стало 28760 человек, количество избирателей почти не увеличилось. В предвыборные дни и в день выборов за избирателями устанавливалась охота. Купцы и подрядчики, понимавшие всю выгоду своего участия в городском самоуправлении, заманивали их в пивные и винные подвалы, сулили им золотые горы и немилосердно спаивали: поднимали на ноги всех слобожан, а имущим крестьянам обещали платить по рублю за участие в выборах. Право иметь два голоса широко использовалось для подкупа и спекуляции доверенностями.
Понятно, что в результате таких «выборов» рабочие, на тяжком труде которых капиталисты наживали миллионы, не могли и мечтать попасть в органы городского самоуправления. Вот, например, кто попал в Грозненскую городскую думу на выборах в 1912 году. Воронов - купец, Воробьев - владелец угольного склада, Крыликов - лесопромышленник, Лебедев - подрядчик, Степанов - владелец технического склада, Скляров - торговец мукой и другие.
В период деятельности первой Городской думы Грозный был беднее всех городов Терской области. Он не имел ни собственной больницы, ни даже городского училища. И, если бы не открытие богатейших нефтяных залежей, которые в это время начали успешно разрабатывать, Грозный так и остался бы захудалым городишкой царской России.
В 1893 году на участке нефтепромышленника Ахвердова ударил первый грозненский фонтан небывалой мощности. В этом году к Грозному подвели железную дорогу. У горожан появилась надежда, что город примет, наконец, более благоустроенный вид. Но шли годы, менялись городские головы, нефтепромышленники набивали карманы миллионами, а город не только не стал благоустроеннее, но и в добавок к знаменитой грозненской грязи на улицах появились еще мазут, гарь от нефтеперегонов завода и отравленный керосином воздух. Через 8 лет после открытия грозненских промыслов «Терское эхо» отмечало: «Когда в Грозном была открыта нефть, Грозному предсказывали блестящую будущность. Однако Грозный не оправдал возлагаемых на него надежд! И виновно в этом - грозненское самоуправление».
Чем же занимались «отцы» города? Вот как описывается их «деятельность» в книге «Весь Грозный и его окрестности», выпущенной в 1914 году: «И тогда же самоуправлению (речь идет о составе думы, избранной в 1895 году) пришлось столкнуться с гнусной историей расхищения денег из городского общественного банка… Эти господа спешили умело переложить городские деньги из общественного сундука в карманы свои и своих друзей… Правление банка полезло раз в общественную кассу и с ужасом обнаружило, что там не осталось и гроша ломанного… Пропали 125 тысяч рублей. Как и куда пропали тысячи, не знают и до сей поры. Правление чудесным образом вылезло сухим из воды и даже не попало под суд. В накладе остались кредиторы, а город, самоуправление еще и сейчас не может ликвидировать грехи прошлого».
В 1895 году чеченцы возбудили ходатайство об открытии в пределах грозненского округа низшей сельскохозяйственной школы. При этом обязывались построить здание на 160 учеников, дома для учителей, служебные мастерские, выделить из общественной земли селения Урус-Мартан участок в 400 десятин и построить на нем школьный хутор для занятий сельским хозяйством, завести классную мебель, необходимый инвентарь и рабочий скот, выдавать ежегодно на содержание школы 5 600 рублей. От казны чеченцы просили 3500 рублей ежегодного пособия. Но этот проект погряз в недрах областных канцелярий.
В 1911 году грозненское самоуправление надумало наконец мостить улицы. На специальном заседании думы было решено покупать булыжник в ближайших селениях. Наметили, в каких именно, но договорились хранить это в тайне, чтобы искусственно не поднимать цен. Когда же строители прибыли в намеченные аулы, им предложили камень по такой высокой цене, что пришлось только ахнуть от удивления. Но делать было нечего, и камень стали брать и по такой непомерно вздутой цене. Стали расследовать, в чем дело, и выяснилось, что камень закупили сами гласные думы и теперь перепродавали его городу через подставных лиц.
Особенно скандальной была история с постройкой женской гимназии и реального училища. Строительство началось с редкой торжественностью, много было произнесено тостов за процветание Грозного. А после этого сразу же начался дележ добычи. Всем хотелось поживиться за счет городских средств. Подрядчик ссорился со строителем, строитель - с управой. Гласный Тамуров сделал ряд разоблачений: материал поставлялся плохой, угрожавший целости будущего здания. Председатель строительной комиссии Хохлов счел себя оскорбленным и в свою очередь бросил Тамурову: «У тебя у самого морда в пуху!» Начался ряд судебных процессов, в ходе которых выяснилось, что не у одних только тамуровых и хохловых «морды в пуху». Многие из гласных были компаньонами подрядчиков и ради своей выгоды переиначивали проекты. Городской голова Котров воспользовался скандалом, поднявшимся вокруг строительства, артистически отстранил от доходного дела всех своих противников и сам наложил на него руку.
Работа пошла быстрее, смета пухла день ото дня, но когда был возведен фасад здания, строители остолбенели от изумления: он выстроен совсем не по проекту, а на казарменный лад. И снова начались судебные склоки.
Таких «страниц» летописи деятельности «отцов-радетелей города» не счесть. Из-за бездеятельности думы при проведении железной дороги через Грозный станция была построена не на городской земле, а на землях станицы Грозненской. В результате и заводы, и фабрики стали строиться на станичных землях, поближе к вокзалу, от чего город потерпел большие убытки.
Открытый, беззастенчивый грабеж городских средств, спекуляция нефтеносными участками, непрекращающиеся склоки и мордобои на заседаниях наряду с полным равнодушием к насущным нуждам города, который, как и десятки лет назад, тонул в грязи и кромешной тьме по ночам, - таковы будни Грозненской городской думы. «Мы уже не ждем от наших «отцов города»… - писалось в одной из грозненской газет, - пользы…и мечтаем только о том, чтобы они не приносили хотя бы вреда…»
А. КАЗАКОВ, газета «Грозненский рабочий»,
СЕВАСТОПОЛЬ. В российской экономике наступил переломный момент, заявила Набиуллина
КРАСНОДАР. Стали известны детали ареста имущества экс-главы Сочи
ИНГУШЕТИЯ. Калиматов рассказал о росте темпов промпроизводства в Ингушетии
СЕВАСТОПОЛЬ. Глава Севастополя рассказал, как в городе спасают недоношенных детей
СТАВРОПОЛЬЕ. Теплицы Ставрополья стали давать на 20% больше овощей
СЕВАСТОПОЛЬ. В Севастополе раскрыта схема с фальшивыми земельными документами
КРАСНОДАР. На Кубани осудили шпиона за сбор информации об инфраструктуре Сочи
ВСУ ночью нанесли удар 6 ракетами ATACMS по Брянской области — Минобороны РФ