ДАЙДЖЕСТ: |
ЧЕЧНЯ. Реакция многих российских мусульман на объявление войны России Германией и Австро-Венгрией, а также на последовавшее нападение Турции и младотурецкое воззвание, была своеобразной.
Как известно, народы Кавказа оставались свободными от воинской повинности и призыву не подлежали. Известия о начале войны летом 1914 г. всколыхнули Кавказ, и к наместнику императора на Кавказе стали поступать многочисленные обращения от делегаций горских народов, желавших принять участие "в войне за Белого Царя". Русско-японская война дала положительный опыт использования особой Кавказской конной бригады, созданной из горцев-добровольцев, но в этот раз наплыв желающих служить был столь велик, что это позволяло рассчитывать на развертывание целого соединения. Высочайшим приказом от 23 августа началось формирование Кавказской туземной конной дивизии, часто именовавшейся "Дикой дивизией". Рядовой состав (всадники) и, отчасти, унтер-офицеры (урядники) набирались из добровольцев, представлявших практически все племена Кавказа. В Дагестанском полку служили горцы, разговаривавшие на 20 (!) наречиях. В Кабардинском, кроме всадников-кабардинцев, служили также балкарцы. Дивизия в составе трех бригад имела 6 четырехсотенных полков: Кабардинский, второй Дагестанский, Татарский, Чеченский, Черкесский и Ингушский и более 7 тыс. человек личного состава. Всадники принадлежали к тем горским народам, название которых носили перечисленные полки. На фронт они выступили "по доброй воле, будучи никем и ничем не принуждаемы". В обозе и хозяйственной части соединения служили только русские, так как горцы считали для себя подобную службу постыдной.
Многие офицеры дивизии представляли потомственную русскую аристократию и родовую горскую знать, служить в столь необычном подразделении считалось почетным и далеко не всем предоставляемым правом. Среди снискавших славу и известность – генерал-майоры князья Багратион и Вадбольский, полковники князь Амилахвари, граф Воронцов-Дашков, князь Святополк-Мирский, князь Хогандоков, подполковник князь Чавчавадзе и др. Помощником полковника Мерчуле – командира Ингушского полка – был французский принц (!) из департамента Сены подполковник Наполеон-Мюрат – правнук знаменитого маршала Франции; мать "принца Напо" происходила из знатного княжеского грузинского рода Дадиани. В дивизии служили потомок царей Иверии светлейший князь Георгий Грузинский, бывший офицер прусской армии князь Радзивилл, известный всей России редактор "Нивы", критик и знаток балета Ивлев (Светлов), горцы Бекович-Черкасский, Ханы Эриванские, Ханы Шамхалы-Тарковские и другие. И хотя большинство всадников совсем не говорили по-русски, взаимопонимание между чинами дивизии было полным, чему в немалой степени способствовали прикомандированные к каждой сотне прапорщики горской милиции – представители наиболее уважаемых родов горских селений. Офицеры, чутко относившиеся к вере, традициям и обычаям горцев, пользовались уважением и популярностью, часто перераставшими в привязанность. История "Дикой дивизии" не дала ни единого случая дезертирства.
СЕВАСТОПОЛЬ. В российской экономике наступил переломный момент, заявила Набиуллина
КРАСНОДАР. Стали известны детали ареста имущества экс-главы Сочи
ИНГУШЕТИЯ. Калиматов рассказал о росте темпов промпроизводства в Ингушетии
СЕВАСТОПОЛЬ. Глава Севастополя рассказал, как в городе спасают недоношенных детей
СТАВРОПОЛЬЕ. Теплицы Ставрополья стали давать на 20% больше овощей
СЕВАСТОПОЛЬ. В Севастополе раскрыта схема с фальшивыми земельными документами
КРАСНОДАР. На Кубани осудили шпиона за сбор информации об инфраструктуре Сочи
ВСУ ночью нанесли удар 6 ракетами ATACMS по Брянской области — Минобороны РФ