ЧЕЧНЯ. Ни для кого не секрет, что чеченский вопрос всегда и во все времена остается на первых строчках обсуждения. Смысл современного слова «хейт» чеченцы поняли очень давно. Царизм их пытался представить дикарями, власть советов – дремучими и отсталыми, в девяностые их называли бандитами, в двухтысячные на них усиленно вешали ярлык ваххабизма. Одним словом, чеченцы испытали на себе всю эту, повторюсь, волну невообразимого хейта, который они, кстати, очень стойко выдержали. Они продемонстрировали всему миру, что жить и умирать умеют одинаково красиво, что и не дает покоя определенным кругам.
Рекордсменами чеченского хейта, конечно же, являются дагестанцы. Они крайне остро и болезненно реагируют на все происходящее в жизни чеченцев. Да настолько болезненно, что иногда даже толпами идут драться с дорожным знаком, указывающим въезд в Чеченскую республику.В последние дни в сети завирусило видео некоего общественного деятеля и историка Деньги Халидова, который на ровном месте начал предъявлять очень большие претензии к чеченской науке, которая тихо, мирно живет себе, никого не трогая. Халидов обвиняет чеченцев, как он выразился в ультранационализме и излишнем самолюбовании, причисляя себя к наследникам великих цивилизаций.
Сразу задается вопрос, а почему это волнует Дагестан? Если на сегодняшний день дагестанцы вместе с Халидовым объявят себя даже прародителями всего человечества, чеченцам на это будет ровным счетом наплевать. Ну неинтересно. И на эти изрыгания Халидова в свой адрес они тоже, кстати, среагировали достаточно сдержанно и недоуменно. И этот видео посыл также не является ответкой о халидовским обвинениям. Это, скорее, пояснение чеченцам, почему так сильно дагестанскую общественность волнует чеченская история.
Итак, Халидову спать спокойно не дает тот факт, что чеченцы причисляют себя к шумерам. Общественный деятель все это списывает на фантазии Амина Тесаева и несостоятельность Чеченской Академии Наук. И да, еще несколько раз он подчеркивает, что у чеченцев нет писанной истории и вся она строится на преданиях стариков. Получается, история наша строится на преданиях стариков, а наука на фантазии Тесаева. Интересное заявление, не правда ли? Начну с того, что историю вообще-то и не нужно писать, её нужно создавать, как и делали в своё время чеченцы. А время оно уже само напишет и расставит всё по своим местам. И да, чеченскую историю, между прочим, всегда и писали, если бы кто-то так усердно не сжигал эти письмена.
Чеченцы являются автохтонным коренным народом Кавказа, которые на этой громной земле не имеют никаких родственных племён. Здесь нет того кавардака языков, кровей и наций, как в Дагестане, чтобы решать, кто откуда, когда и раньше кого пришел. Чеченцы жили и существовали на Кавказе со дня сотворения этого мира. И первые достоверные письменные известия о предках чеченцев мы находим у греко-римских историков первого века до нашей эры и начала первого века нашей эры. Если, как утверждает Халидов, принадлежность чеченцев к древним цивилизациям – это всего лишь фантазии Тесаева, Умарова, Ибрагимова и всей чеченской академии наук, то куда же девать ученых мирового имени? К примеру, известный британец, автор книги «Тайные общества всех веков и стран» Чарльз Уильям Геккертон пишет
(Цитата): «После сокрушения Франции в 1812-1814 годах, нанеся поражение могущественной Османской империи, царская Россия принялась за кавказцев. Среди них чеченцы оказали самое яростное сопротивление. Они были готовы погибнуть, но не расставаться со свободой. Это святое чувство – основа чеченского этнического характера и по сию пору. Мы теперь знаем, что их предки были причастны к становлению человеческой цивилизации в первичном ее очаге на Ближнем Востоке. Хурриты, Митани и Урарту – вот кто числится в источниках чеченской культуры» (Конец цитаты).
Арабы чеченцев с глубины истории и по сей день называют шишан, что в переводе означает «образцовый», а грузины с незапамятных времен называют их дзурдзуками, что на грузинском означает «праведный». В древнегрузинских летописях чеченцев называют кавказионами. Родоначальника лишь той нации именуют Кавказус, который составлял четвертое колено пророка Ноя (Мир ему).
В книге Константина Туманова «О историческом языке Закавказья», вышедшей в 1913 году в Тифлисе, говорится о том, что, судя по многочисленным историческим свидетельствам, именно предки чеченцев хурриты стали первым народом, населившим территорию Закавказья и южнее вплоть до самого африканского континента. Их культура повлияла практически на все земные цивилизации, в том числе и европейские, включая Древний Рим и Грецию.
Известный немецкий историк, лингвист и востоковед Йозеф Карст констатирует, что чеченцы резко отделяются от других горских народов Кавказа своим происхождением и языком, являются остатком некоего великого древнего народа, чьи следы улавливаются во многих районах Ближнего Востока вплоть до границ Египта. В своей другой работе Йозеф Карст назвал чеченский язык «северным отпрыском праязыка», считая язык чеченцев и самих чеченцев остатком древнейшего первичного народа.
Этнолог Ян Чеснов отмечает, что чеченская нация является этнической корневой частью кавказской расы, одной из древнейших источников человеческой цивилизации, первоосновой духовности, которая прошла через хурритскую, митанскую, урартскую культуры и выстрадала свою историю и право на достойную жизнь, стала образцом жизнестойкости и демократии. Известный исследователь Алексеев своих изысканиях подтверждает, что хуррито-урарты представляют собой не только физических, но и языковых предков чеченцев.
В последнем издании материалов по истории СССР также отмечается о том, что урартский, как и хурритский, принадлежит к особой языковой семье. Наиболее близким к ним является современный чеченский язык. Благо все эти вышеперечисленные ученые уже отжили свой век, и Тесаев никоим образом не мог бы их заставить все это написать, чтобы разогреть свою фантазию. И кстати, петроглифы на чеченских башнях, расположенных в Аргунском ущелье, согласно как российским, так и немецким ученым, имеют сходство с шумерским пиктографическим письмом, буквами этрусского алфавита.
В начале XX века в Чечне побывал австрийский профессор географии Кёнигсбергского университета Бруно Плечке. Он изложил в своих научных трудах историю чеченской башенной архитектуры, о которой он напишет в своей книге «Чеченцы», которая была издана на немецком языке в городе Гамбург в 1929 году. Ученые полагали, что петроглифы появились в XI-XVI веках, однако новейшие исследования подтвердили, что они намного древнее и обладают сходством со знаками на памятниках материальной культуры кобанской цивилизации начала первого тысячелетия до н.э. И, надо отметить, что петроглифы эти на башнях рисовал не Тесаев, чтобы позлить дагестанцев. И столицу аланского царства Магас на территории чеченского селения Алханкала вблизи Сунжи заложил тоже не Тесаев на пару с Умаровыми и Академией наук. Ещё в 1888 году в Алханчуртовской долине председатель Императорской археологической комиссии Бобринский провёл исследования, в ходе которых и состоялось открытие Большого Городища. И если Халидов может называть исследования чеченских учёных фантазией, тогда чеченцы с таким же успехом могут назвать фантазии и воззрения дагестанцев. Или же труды некой Патимат, на которую ссылается Деньга Халидов – это догма, святая истина, не подлежащая сомнению?
Почему-то чеченцы так истерично не реагируют на жалкие потуги Курбанова признать переселение дагестанца в 44 году на территорию Чечни насильственным. Кстати, сейчас я и поясню, в чем причина всех этих судорожных истеричных выпадов дагестанца в адрес чеченцев. Тут даже и шумеры-то с хурритами ни при чем. Собака зарыта (а точнее большой такой блохастый пёс) зарыт в Ауховском районе, который входил в Хасавюртовский округ Терской области, а после окончания Кавказской войны Россия технично включила в Дагестан, а после (уже в годы советской власти) округ и вовсе официально был присоединен к ДССР. А потом любимый по этой причине дагестанцами товарищ Сталин выслал чеченцев, и благодатный Ауховский край, исконная чеченская земля Аухой-Мох стала принадлежать Дагестану.
Кстати, сегодняшние лживые, циничные заявления дагестанцев о своем насильственном переселении и попытках признать это депортацией – и есть самая настоящая фантазия, потому что в отчете об освоении земель бывшей Чечено-Ингушской ССР, вошедших в состав Дагестанской АССР, отмечалось, что решение заселять чеченские земли было воспринято народами Дагестана как мероприятие, имеющее большое историческое значение. Присоединение новых районов, откуда было депортировано население было воспринято дагестанцами с большим оптимизмом, но еще бы, ведь им было разрешено заселить не только АУХ, но и другие граничащие с Чечней районы, которые они с большим энтузиазмом решили обжить за счет изгнанных чеченцев, улучшая свое материальное положение и быт. Кстати, Дагестан, веками находящийся в моральном и материальном дне, всегда пытается выкарабкаться оттуда за счет чеченцев, так что никакой речи о насильственном переселений здесь и быть не может.
Допустим, если даже их и переселяли насильственно, то не такое-то уже насилие-то было – пешочком перейти на соседнюю территорию и зайти в дома, в которых даже еда не успела еще остыть, в отличие от чеченцев, которые были перевезены за несколько тысяч километров и выкинуты на произвол судьбы в заснеженные чужие степи, где они от голода и холода потеряли треть своей нации. Через тринадцать лет после того, как чеченцы вернулись домой, обжившиеся в чеченских домах дагестанцы, в отличие от грузин, решили остаться. Если с остальных районов Чечни их удалось всё-таки худо-бедно выгнать обратно к себе, то здесь это не получилось, так как район юридически принадлежит Дагестану. Вернуться в свой собственный дом не смог даже родной брат Героя Советского Союза Ханпаши Нурадилова - Мухтарпаша. Его дети и внуки по сегодняшний день бьются за право хотя бы создать музей в доме своего легендарного дяди.
Кстати, когда он (Нурадилов) вместе с остальными чеченцами, отстаивал южные рубежи Советского Союза, львинная доля дагестанцев целыми отрядами воевала в рядах вермахта, предавая таким образом интересы своей родины. Вот откуда, как говорится, дует ветер, а дует он с ауховских предгорий. И последнее интервью Халидова, точнее, этот телецирк, устроенный одним недожурналистом, который настолько слащаво и дешево задает наводящие вопросы про Ауховский район и доказывает, что и Халидова, как и всех своих земляков, беспокоит одно – стук чеченцев в дверь в позднее время. Дагестанцам можно понять – страх и постоянное ощущение за собой вины перед кем-то, страшные чувства, отравляющие человеческую жизнь. И жить, постоянно затыкая рот собственной совести, наверняка тяжело. Поэтому, видимо, так счастливые были дагестанцы, надеясь, что уже второй вихрь войны сметет навсегда чеченцев и они снова смогут насладиться их благами, потому и провожали всю военную технику, засыпая цветами и заботливо передавая солдатам арбузы. А женщины мило вальсировали солдатами, называя их братьями. Но и тут чеченцы не оправдали их ожидания. Они не только выжили, но и стали одной из передовых наций, свой свет которой оставляют везде, начиная с кремлевских стен и заканчивая залом Бунденстага.
Кстати, философия Ницше «всё, что меня не убивает, делает меня сильнее» очень подходит чеченцам, которые, будучи даже мухаджирами, вынужденными переселенцами, выкинутыми на турецкие береги, в Иорданские песчаники, умудрялись становиться у руля этих стран. Большая часть Иорданского генералитета составляли чеченцы, которые были также великими визирями Османской империи. При этом даже в такой ситуации чеченцы, между прочим, никогда не упрекают дагестанцев, а стараются мирно с ними сосуществовать. И даже тот исторический плевок со стороны Дагестана в виде почётного плена имама Шамиля чеченцы выдержали достойно и до сих пор даже с неким уважением относятся к его личности. И высказывание Халидова «Был в Гунибе Байсангур или не было его там» не так важно. Важно то, что Шамиль, которого чеченцы со старой клячи пересадили на коня и провозгласили имамом, и под чьим знаменем четверть века проливали свою кровь, а плевал их самым мерзким способом. Имам Шамиль пытался всеми методами уничтожить чеченскую историю. Именно по его приказу был сожжен национальный котел чеченцев, а над каждым тейпом он пытался подставить наибам дагестанца, таким образом развить на территории чеченцев феодализм, которого здесь отродясь не было.
В чеченской истории жив ответ тейпа Дишни, которые они дали лезгинским посланцам на наиба Магомы, которые прибыли от имени Шамиля, передавшего чеченцам, чтобы те достойно встретили своего наместника. Чеченцы ответили коротко и ясно: «Передайте и Шамилю, и Магоме, которые вас прислали, и скажите им, что у нас нет ослов, чтобы выехать ему навстречу, и нет дудочников, как у вас в горах, чтобы достойно его встретить. Мы выйдем к нему на конях боевых и вместо дудок мы возьмём чёрные винтовки. Как над соколами смешно назначать наибом ворона, так глупо лезгину быть начальником над чеченцами».
На исходе борьбы разменявший уже восьмой десяток Шамиль решил спасти свою шкуру, тогда как его предшественник, первый имам Кавказа Мансур, которому не было и тридцати лет, вместо жизни выбрал мучительную смерть в холодных застенках Шлиссельбургской крепости. А Ума Дуев, полководец, старый волк имамата и правая рука Шамиля, вместе с остальными наибами продолжил борьбу и умер в Газавате, когда, нареченный имамом, решил завершить свою жизнь самым позорным способом — в плену у врага, наслаждаясь подачками с царского стола. Вот она разница, та пропасть, которая лежит между вами, дагестанцами, и нами, чеченцами. Поэтому не надо на хромом ишаке пытаться догнать боевого коня.
Сегодня Деньга Халидов пытается упрекнуть чеченцев (я так и не, то ли в участии в СВО, то ли в недостаточном вкладе в это дело), но и здесь хочу подчеркнуть, в разные периоды времени чеченцы стояли по разной стороны баррикад с Россией. И надо отметить и как враги, и как друзья и в этих обоих ипостасях они умеют себя преподнести. Много раз чеченцы стояли на защите интересов России и сегодня она все так же нуждается в их историческом, культурном и материальном потенциале. А проявлять усердие в служении государству нужно как раз таки Дагестану, которому кроме как канализационных отходов больше нечего дать своей стране. И не стоит Халидову делить чеченцев на праведных и неправедных, на братьев или не братьев. Не тянете вы на наших братьев - ни на сводных, ни даже на названных. Максимум роль, которые дагестанцы могут сыграть в отношении чеченцев - это роль мелочного и завистливого соседа, который при любом удобном случае пытается напакостить, и соседу этому стоит помнить, что ни одну каплю своей безвинно пролитой крови, и ни одно лживое слово сказанное в свой адрес чеченцы еще не оставили. Поэтому рано или поздно волею судьбы они еще постучат в двери Ауха.
Post scriptum. Кстати, наоборот нужно радоваться, что написаанной истории у нас нет. Если мы сядем и вдруг начнем ее писать, то потесниться придется многим - от Каспия до Ефрата. И называйте это как душе угодно ультро, контро или супернационализмом, я всего лишь констатирую факты, перед которыми рано или поздно вас поставит чеченская история, посягать на которую мы никому не позволим.
Янина Дикаева
checheninfo.ru