ЧЕЧНЯ. ЛАЙ И ЭЛИЙ. У нас нет ни малейшего сомнения в том, что с какого-то момента люди в чеченском обществе будут делиться на «лай», «оьздий» и «элий». Однако это деление будет основано на нравах и приличиях людей (чеч. гIиллакх), а не на их имущественном или социальном положении. Не зря ученый-богослов Сугаип-мулла Гойсумов (1837–1932) уже в годы своей деятельности делил людей (теоретически) на
«лай» (три ступени: 1. IуьтIеш, 2. хардангаш, 3. бежлой) и
«элий» (три степени: 1. боьрша, 2. стага. 3. Къонаха). Как же, по нашему мнению, произойдет это разделение? Сейчас идет яркая тенденция: абсолютный нигилизм, то есть отказ от всего прошлого БЕЗ РАЗБОРА. Некоторые даже умудряются прикрываться Исламом: мол, пережитки прошлого, национальное, запрещено Исламом. При этом путается понятие «асабиййи» (нацизм, определение стороны по родству, а не по богобоязненности и по праву). Это, конечно же, полное невежество.
- Во-первых, сообщается, что имам аш-Шафии (да будет доволен им АллахI) говорил: «У того, кто изучает историю, увеличивается ум и уменьшаются ошибки». Сам ученый рассказывал об историях межплеменных войн.
- Во-вторых, сподвижник Умар бин аль-Хаттаб (да будет доволен им АллахI) говорил, что боится не за тех, кто вырос во времена джахилиййи (невежества) и пришел в Ислам, а за тех, кто ее НЕ ВИДЕЛ (и не изучал), потому что они склонны к ошибкам прошлого, не будучи знакомы с ними. А также сообщается, что Умар сказал: «Знайте свою родословную, и не будьте как набатеи, живущие в окрестностях, которые, если спросить кого-нибудь из них о его происхождении, то отвечает: я из такой-то деревни».
- В-третьих, аш-Шафии и Умар не сказали бы того, чего не сказал Пророк, да благословит его Всевышний и приветствует). А что известно со слов Посланника? У Тирмизи приводится хадис со слов Пророка: «Изучайте свою родословную, посредством которой вы будете поддерживать родственные связи. Ведь, поистине, поддерживание родственных связей является причиной любви между родственниками, способствует увеличению имущества и продлению (срока) жизни».
Но что же говорит нам Сам Господь (пречист Он и Велик!)? В переводах смыслов аятов читаем:
«О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга» (аль-Худжурат, 49:13).
«Скажи: “Постранствуйте по земле и посмотрите, каким был конец тех, которые сочли ложью истину”» (аль-Анам, 6:11). Не этим ли занимается история и археология?
Также в Коране приводятся многочисленные истории, в том числе истории народов, тиранов и их цивилизаций. И часто к читающему обращен вопрос: НЕУЖЕЛИ ВЫ НЕ УРАЗУМЕЕТЕ? Таким образом, именно Ислам призывает к познанию истории (не только мусульманского мира, но и времен ДЖАХИЛИЙЙИ, то есть времен до принятия Ислама). У ученых об этом вообще нет противоречий. Зато невежество по этому вопросу живет в головах наших братьев и сестер. Последний пример: Согласно аятам Корана, Иблис (Люцифер, да будет он унижен и поражен!) сначала внушил верующим народа Ноя помянуть праведников (Вадда, Суваа, Йагус, Йаука, Наср), возведя в их честь статуи. Затем, через поколения, люди ЗАБЫЛИ о том, кто были эти люди, но продолжали называть их по именам. Затем, через поколения, люди стали обожествлять эти статуи. Переходное звено – ЗАБЫТИЕ. Ведь ПАМЯТЬ (ИСТОРИЯ) – это НАЗИДАНИЕ и ЗАЩИТА (иммунитет) от ошибок прошлого.
Возвращаясь к нашему мнению о том, что чеченское общество разделится на «лай», «оьздий» и «элий». Нет сомнения в том, что отрицание норм приличия (не противоречащих Исламу) как минимум делит общество на «консерваторов» (сторонников гIиллакха) и «нигилистов» (полное отрицание гIиллакха). Мы каждый день встречаем людей, которые не проявляют почтения к старшему (не уступают дорогу, не встают, не здороваются, дерзят и т. д.). И каждый день встречаем стариков, о которых чеченская поговорка (многовековой опыт народа!) говорит коротко: «Хено жIаьлаъ къандо» (время и собаку старит). Такие старики соперничают с молодыми, сами нарушают субординацию с ними и т. д. С годами мы увидим, как девушки и парни будут считать как чеченский, так и мусульманский канон «пережитками прошлого» и будут сторонниками более свободных отношений, нравов и прочего. В этой ситуации постепенно выделится группа людей, которая резко абстрагируется (отделится) от основных людских масс: выполняя религиозный канон и соблюдая высокий этикет, они предпочтут заключать родственные узы только между собой. К ним присоединятся и состоятельные люди, которые помогут создать общинную финансовую базу, вследствие чего эта категория людей будет допускать к большому бизнесу только личностей из своих рядов. Так, постепенно, обособится и возникнет группа, которая станет настоящими «элий» (по Сугаипу Гойсумову). Имея базовые представления о «гIиллакхе», они будут оттачивать его до совершенства, отменяя то, что не соответствует вере и никак не идет в ногу со временем, и вводя новое, необходимое сегодня. Эти люди станут известны высшим кругам в мире, которые, насытившись имуществом, в конце концов, всегда приходят к духовному и интеллектуальному голоду.
Наши друзья из Бельгии рассказали случай: на общественном мероприятии монаршая особа Бельгии присутствовала и наблюдала за тем, как ведут себя чеченцы (почтение, уважительное обращение друг к другу и так далее). В итоге, расспросив о том, что она наблюдала в поведении чеченцев, королева заявила – это высший этикет монархов. То есть то, что соблюдается и прежде соблюдалось королями и дворянами, теперь соблюдают только некоторые высокородные семьи Европы (включая Кавказ) и часть чеченцев. Давайте мы покажем визуальный пример: на общественных собраниях чеченский мужчина, выступая перед собранием, ставил правую руку на правый бок, опираясь на правую ногу, а левую ногу выставлял немного вперед. Кто еще так поступал? А теперь вспомните, как самые благородные особы в мире позировали портретистам .
Чем же чеченцы отличались от этих элит мира? А тем, что чеченцы (прежде) соблюдали этот этикет всенародно, целый народ-элий, а у соседней – бии, ханы, пши, беки, шамхалы, нуцалы, а также «уздени», но не основной «люд». Мы полагаем, что постепенно начнется нравственное деление общества как минимум на две категории, а вероятно – на три: «лай», «оьздий», элий». Что говорится в чеченской поговорке об этом? «ЛАЙ – ЧОВХАВЕ, ЭЛА – ХЬАСТА». Каков смысл этих слов? Часто ли с Вами случалось так, что, обратившись к кому-то вежливо и добро, Вы сталкивались с грубостью и бестактностью? На чеченском: «эвхьазаволуш», «атта хеташ». ЭТО – первый признак, рабское проявление в человеке. Про таких старики говорили – «човхаве», то есть говорили жестко, грубо, настойчиво, а если надо – «наездами». Почему? Потому что другого языка не понимают.
А что же значит «ЭЛА ХЬАСТА»? Лизоблюдничать? Склониться? Вовсе нет. Эта часть поговорки говорит о том, что к благородному по нраву необходимо обращаться вежливо. Хаза къамел дича, эла веша, хьоьца гIиллакх хIоттадо, хьан гIуллакхе хьожу и! Вот в чем смысл. А что будет, если к такому обратиться иначе? А то, что он не только не сделает дела, так еще и затаит обиду, вражду или сразу же даст отпор. Поэтому смысл этих слов: с невежей – грубо, с благонравным – вежливо. Безусловно, в какой-то момент та категория людей, которая станет наблюдать, как «элий» выстраивают отношения в семье, селе, квартале, в обществе, а также то, каким почетом и уважением они заручаются в мире, постепенно начнет (какая-то ее часть) стремиться подражать «элий», хотя и не делать это в полную силу. Так из «лай» выделятся «оьздий», т. е. те, которым противно поведение невежд, но сложно полностью соблюдать высокий гIиллакх. Это просто прогноз, наше мнение. Мы не будем углубляться в теорию самого процесса, но под данной рубрикой впредь намерены рассматривать то, что нужно знать уже сегодня, и чему нужно обучать самих себя и окружающих нас. Собственным примером.
Начнем с литературы. Прежде всего хочется сказать о труде Сайд-Мохьмада Хасиева «НОХЧАЛЛА. НОХЧИЙН ГIИЛЛАКХЕХ». Это один из лучших источников по чеченскому этикету. Сразу отметим, что некоторые вопросы гIиллакха действительно сложны. Об этом мы еще поговорим в части, посвященной «консервации» гIиллакха в состоянии шамилевской эпохи. В будущем еще предстоит что-то убрать, что-то добавить. Но такое право, конечно же, всегда принадлежало чеченскому Мехк-Кхелу и Мехк-Кхеташо. Сегодня мы лишь указываем на важность знакомства с трудами современных исследователей.
Итак, «НОХЧАЛЛА» Хасиева. Что говорится о том, в каком порядке идет группа людей: «Некъа-новкъахь лелош долу гIиллакхаш а ду ларамна тIехь кхолладелла. Масала, новкъахь шиъ нисвелча, воккхачунна (духар беркъа долчунна, гIораца эшна волчунна, дешначунна, говзалла лакхара йолчунна, гергара йоцчу зудчунна, хьешана, тукхамхочунна (ненахочунна), стунцхочунна и. дI. Кх.) аьтту агIо луш ду». То есть правую сторону принято уступать старшему: по годам, по знаниям, гостю, слабому, посторонней женщине и т. д. В чем логика? Возможно, в том, что левая сторона при движении по дороге – ближе к проезжей части, а значит – больше подвержена риску. Это лишь один из смыслов.
Амин Тесаев
checheninfo.ru