ДАЙДЖЕСТ: |
Чеченцы - самоназвание нохчи (нахчой), играли и играют едва ли не ключевую роль среди кавказцев, выработав за свою многовековую историю немало значительных ценностей, украшающих этнологическую палитру Кавказа своей самобытной историей, материальной и духовной культурой.
Некоторыми исследователями ошибочно полагается, что этноним "чеченцы" сформировался, якобы, в результате близкого соприкосновения с ними русских в 18 в, связывая происхождение этого этнонима с наименованием чеченского селения Чечен-аул, на который, якобы, русские первыми наткнулись. Противоречит этим утверждениям то, что, во-первых, у тюрков, с которыми чеченцы и русские контактировали издавна, чеченцы известны под этнонимом - "сасаны", у кабардинцев - "шашаны", у осетин "цацаны", у лезгин "чачаны" и т.д., во-вторых, населенный пункт под названием Чечен-аул расположен на территории внутренней Чечни, и первым это селение на пути движения русских отрядов быть не могло.
Чеченцы - близкородственный народ с ингушами, которые не утратили языкового единства, и имеют общую судьбу в истории, имея общее происхождение и также общее самоназвание - вайнахи (буквально - наш народ, наши люди - прим. авт).
Чечня расположена на северных склонах Большого Кавказского хребта, соседствуя там с Грузией, на юго-востоке Чечня граничит с аварскими андоцезскими народностями Дагестана, а на северо-востоке - с кумыками. На равнине чеченцы издавна соприкасались с различными кочевыми народами, а в последние несколько сотен лет соседствовали с кабардинцами, ногайцами, русскими. В довоенной Чечне бок о бок проживали представители более 80 народов.
К концу 18-го столетия, по самым заниженным оценкам специалистов чеченцев было не меньше 1 млн. человек, которых к концу Кавказской войны, закончившейся в 1859 году присоединением Чечни к России, стало в 5 раз меньше. Хорошо известно из истории, что чеченцы не покорились ни Чингисхановым, ни Тамерлановым полчищам, ни арабам, взявшим в VII веке укрепление Дербент (ЧIoгIа), ни после, когда в течение долгого времени их наместник находился в Тбилиси. Формальным оказался, как показали последующие события, и факт присоединения чеченцев к России. Не пали на колени и перед сталинским режимом, может быть, в одни из самых трагических дней в своей истории. Об этом свидетельствует очевидец, современник и соучастник тех ужасных лет А. Солженицын.
Так кто они - всегда держащие головы поднятыми? Что за сила в их коленях, что не подгибаются в трудную минуту? Что они, наконец, знают и говорят о собственной истории? Какой она им представляется?
Писанной истории, в подлинном, научном понимании сути этой дефиниции, у чеченцев нет. Сведения, которые дошли до нас, в том числе и об их происхождении, передавались из поколения в поколение изустно. Эти генеалогические легенды зафиксированы в русских источниках . Народные многочисленные хроники - "тептар" - в силу различных причин за последние столетия утрачены или держатся в глубокой тайне.
Существенным недостатком разработок исторического прошлого чеченцев и ингушей является односторонность ориентации исследователей только на русские источники, и этот пробел ныне ощущается, а в будущем все, что написано по ним, примутся корректировать, опираясь на вновь добытые свидетельства, которые несомненно ждут своего открывателя на Арабском Востоке, в Турции и Иране, с которыми поддерживалась многовековая активная связь.
Историческая память чеченцев и ингушей, как показали изыскания ученых различных научных дисциплин последних десятилетий, обладает завидной реалистичностью, в своей основе не расходясь с ними в интерпретации; когда речь заходит о происхождении этноса, в целом преобладает мысль о Переднеазиатском исходе ( в хрониках обычно присутствует термин Шема), которая до последних 2-3 десятилетий, до утверждения в науке факта о близости вайнахского языка с урартским, не воспринималась учеными всерьез, как, якобы, попытка сближения нашим духовенством с единоверцами - арабским Востоком.
Как здесь уже упоминалось самоназвание чеченцев - нахчой. Первое, вполне надежное историческое свидетельство, упоминающее этноним Нахч, относится к концу 1-й половины II тыс. до н.э. и оставлено одним из Египетских фараонов. Он захватил в плен 7 князей из области, локализующейся в междуречье Большого и Малого Заба. Эти княжества входили в область Аки или Ака. О времени и месте существования Наири/Нахири хорошо известно, мы здесь упоминаем только, что позднее возникает Нахчеван, где формант "ван" означает на армянском район, область, т.е. какое-то определенное место. Там чеканят уже свою монету в V веке до н.э.
В VII в. этноним вновь всплывает в Армянской географии, но в форме Нахчматьяне (досл. Нахч-язычные, т.е. говорящие по-чеченски), но локализуются уже на Северо-Западном Кавказе.
На случайность ориентации вайнахов на Юг, отнюдь не продиктованной конфессиальными соображениями, указывает и анализ субьэтнического пласта среди вайнахов. Хорошо демонстрирует их открытость, которые как будто задались целью вобрать в себя и сохранить для будущих поколений исторически существовавшие, но исчезнувшие с лица земли этносы, как, впрочем, и ныне здравствующие народы. Достаточно сказать, что нет на Кавказе ни одного ныне существующего народа, начиная от русских, калмыков, ногайцев и т.д., которые в свое время не "делегировали" бы к чеченцам довольно крупные общества. Они давно очеченились, но и коренные чеченцы, и они сами знают о своем происхождении. Представлены здесь и наиболее отдельные народы - турки, арабы, евреи, индусы.
Если же перейти к исчезнувшим народам, то среди чеченцев представлены гунны, кушанцы, серы и даже упоминается отцом истории Геродотом гордалоевцы, под собственным своим именем, последователи Атона, изгнанные из Египта после его смерти.
Немало здесь воспроизводятся этнонимы из исторической передней Азии. Здесь я приведу только их чеченские аналогии: Iаьларой, Аки, Беной, Начхой, Ута, Курши и т.д.. Вряд ли здесь уместен скептицизм некоторых "ученых", которые видят во всем этом лишь желание приблизиться к чужой славе. Убежден, что здесь кроется не только одно созвучие, в этом убеждают сведения лингвистов, генеалогические предания, исторические свидетельства, да и многое другое, проявляющееся у них ежедневно.
В современную историю чеченцы ворвались как один из наиболее воинственных народов известных во всем мире. На протяжении многих веков чеченцы вели постоянные и порой гибельные для народа войны. Подтверждая этот факт некоторые исследователи обычно умалчивают об истинном характере этих войн. К чести чеченцев следует прибавить и то, что никогда чеченцы не выступали как агрессоры, и все войны велись только за свою самостоятельность и свободу от иноземных захватчиков.
Безусловно, чеченцы являются лидерами по национальному самосознанию и гегемонами на Кавказе. Среди чеченцев присутствует мощная и налаженная многовековым жизненным укладом система национальной идентификации.
Уже давно закончился процесс, когда чеченцы вбирали в себя представителей других национальностей. Известно из истории, что такая политика специально проводилась чеченцами для поддержания людских ресурсов, которые все время истощались из-за опустошительных войн.
По данным советских исследователей от 1983 года чеченцы занимали второе место в СССР после русских по уровню населения, говорящих на родном языке, и это при том, что среди чеченцев проводилась мощная "русификация", однако на чеченцах она почти не отразилась. И по данным того же исследования чеченцы занимали последнее место по уровню межнациональных браков (99,3%). Это наглядно говорит о том, что на сегодняшний момент чеченская нация является самой закрытой. Фиксируются лишь отдельные, и весьма не одобряемые чеченским обществом межнациональные браки.
Очевидно, что это достаточно крепко слаженный институт сохранения чистоты нации, после того, как она уже закончила свое формирование. На сегодняшний момент о чистоте чеченского рода можно говорить в том случае, если он может доказать принадлежность семи поколений к чеченской нации. У чеченцев считается, что за семь поколений кровь уже избавляется от чужеродных примесей.
Все это не говорит о том, что чеченцы являются ярыми националистами. Отнюдь нет! Приложив все усилия для сохранения собственного этноса, чеченцы сохранили и сохраняют уважение к своим кавказским соседям, и не только к соседям. До наших дней дошла практика давать детям имена собственные в честь разных народов, и как пример: Г1алг1о (ингуш), Сюли (аварец), Гюржи (грузин), НогIи (ногаец), Арби (араб), Турко (турок), Узбек, Киргиз и т.д.
Сегодня чеченцы опять переживают один из самых трагичных моментов в своей истории. Опять гибнут сотнями тысяч люди. Но милостью Всевышнего Аллаха народ пройдет и через это испытание, и займет то достойное место в обществе, которое им давно предначертано самой историей!
КРЫМ. Пьяный 35-летний керчанин забил отца до смерти кочергой
ИНГУШЕТИЯ. Ингушетия оказалась в конце рейтинга по зарплатам
КРЫМ. В Ялте суд рассмотрел дела о подложных документах экс-владельцев «Севастопольгаза»
ВОЛГОГРАД. Вдоль улицы Рокоссовского в Волгограде высадят 300 саженцев крымской сосны
Полный текст обращения В. Путина в связи с ударом западных дальнобойных ракет по территории РФ.
АБХАЗИЯ. Число туристов в Гагрском районе Абхазии выросло на 15%