ДАЙДЖЕСТ: |
Даже имея изобилие фольклорного и археологического материала (помимо письменных источников), сегодня непросто однозначно ответить, являются ли современные чеченцы автохтонами Кавказа, либо ареал формирования нахского этноса находится за пределами данного региона , или же современные чеченцы являются смешанными потомками пришлых племен с местным кавказским субстратом. На этот счет существуют совершенно различные точки зрения, порой — противоположные и взаимоисключающие.
Старинные предания гласят о том, что такие тайпы, как беноевцы, дишнинцы, чантиевцы и многие другие проникли на территорию современной Чечни с юга — через Грузию или Дагестан с территории современной Сирии (называемой «Шам» в старинных рукописных летописях чеченцев — тептар). В принципе, историки также локализуют древнюю историю чеченцев на территории Малой Азии. Мало у кого вызывает сомнения тот факт, что современные чеченцы фактически являются носителями хуррито-урартского языка, который отражен в древних клинописных текстах. В своей книге «О доисторическом языке Закавказья», изданной в 1913 году в Тифлисе, К.М. Туманов пишет о миграции народа Нахчо (таково самоназвание чеченцев) из Нахчувана в Чечню, где они, по словам автора, ассимилировали кавказоязычных чеберлоевцев.
Говоря об этнониме «нохчо» (более архаичный вариант — «нахчо»), следует отметить, что этот термин в переводе означает «народ, люди», являясь общим собирательным для всех групп нахов. В этой связи первый русскоязычный чеченский этнограф Умалат Лаудаев пишет: «Шатоевцы и назрановцы неохотно зовутся нахчоями... Но при излиянии сердечных чувств..., они всегда изъявляют свою единоплеменностъ, выражаясь: мы общие браться (вай ца вежерий деци), или: мы одинаковые нахчой (вай ца нахчой ду)». В качестве комментария добавим, что назрановцы, о которых упоминает Лаудаев, являются сегодня ингушами. Другими словами, исходя из приведенных выше утверждений автора, еще полтора столетия назад предки современных ингушей идентифицировали себя как чеченцы (нахчо).
В современной Чечне насчитывается свыше полутораста больших и малых родов (тайпов), которые преимущественно объединены в союз тайпов (тукум). В свою очередь, совокупность тукумов составляет всю чеченскую нацию (къам). Есть также тайпы, которые не входят ни в один из известных девяти чеченских тукумов.Как-то, в приватной беседе, где была затронута тема, касающаяся происхождения и классификации чеченских тайпов, один историк воскликнул: «Да здесь сам черт ногу сломит!» Несмотря на некоторый эмоциональный окрас, эта фраза очень правильно характеризует ситуацию, связанную с изучением данной проблемы, суть которой мы пытаемся изложить
На сегодняшний день единственной исследовательской работой, посвященной данной теме, стала книга Магомеда Мамакаева «Чеченский тайп в период его разложения», но и она, по мнению ряда ученых, имеет некоторые недостатки, и поэтому тема до сих пор представляет интерес для исследователей.
Если попытаться расшифровать термин «тайп», то в русском языке есть его эквивалент — «род», но этот перевод не отражает всей глубины и значимости тайпа в восприятии чеченцев. Ассоциируясь с понятием «родовой строй», этот термин невольно подразумевает некую недоразвитость, примитивность. В этой связи уместно отметить, что чеченский тайп не является подобием социальной единицы первобытных людей, которых мы привыкли видеть в диких племенах, обитающих в джунглях Америки или островов Океании. Подразумевая некое кровное родство, тайп, скорее, является социальной структурой, уходящей в глубь тысячелетий. Историк Ш.Б. Ахмадов дает следующее объяснение: «Тайп» не был родоплеменной организацией, а являлся как бы своеобразным землячеством выходцев из разных горных аулов на плоскости. Вместе с тем, «тайп» превращался в своеобразные объединения феодального типа, имевшие свою организацию».
Что касается чеченских тукумов (в чеченской транскрипции — «тукхум»), то в переводе с тюркского этот термин переводится как «племя», хотя в своей книге, посвященной чеченскому тайпу, Магомед Мамакаев пишет, что оно означает в переводе «семя», «яйцо». Итак, тукум является союзом тайпов, не всегда связанных общим кровнородственным происхождением. Эта социальная структура, сложившаяся в течение долгого времени. Чеченский народ составляют девять тукумов. Это аккинцы (Аьккхий), нахчмахкинцы (Нохчамахкахой), шатоевцы (Шуотой), чантиевцы (Ч1антий), терлоевцы (Т1ерлой), шароевцы (Шарой), чеберлоевцы (Ч1ебарлой), мелхистинцы (Мялхий) и орстхоевцы (Эрштхой). Причем, последние представлены в составе как чеченской нации, так и ингушской (три четверти орстхоевцев сегодня являются чеченцами, и лишь 25% их — ингуши).В упомянутой выше книге М. Мамакаева «Чеченский тайп в период его разложения» автор дает следующее определение: «Чеченский тукхум — это своего рода военно-экономический союз определенной группы тайпов, не связанных между собой кровным родством, но объединившихся в более высокую ассоциацию для совместного решения общих задач защиты от нападения противника и экономического обмена. Тукхум занимал определенную территорию, которая состояла из фактически заселенной им местности, а равно и окружающего района, где тайпы, входившие в тукхум, занимались охотой, скотоводством и земледелием. Каждый тукхум говорил на определенном диалекте одного и того же вайнахского языка».
Есть также исконно чеченские тайпы, которые не входят в тукумы: майистинцы (МIайстой), пешхоевцы (Пешхой) и некоторые другие. Однако наряду с ними есть тайпы, основанные пришельцами нечеченского происхождения. Как правило, схема появления новых тайпов следующая: в Чечне появляется какой-нибудь человек (как правило, жестянщик или пастух), который получает право на жительство, и в итоге роднится с какой-нибудь из влиятельных фамилий, и уже в следующем поколении его дети, являясь племянниками того или иного знатного рода, либо именуют себя именем рода своей матери, либо начинают самостоятельный отсчет собственной генеалогии.
В чеченских тайпах есть «некъий» / «гарнаш» (подразделения внутри тайпов) или даже отдельные тайпы, чье происхождение восходит к различным народам: грузинам, черкесам, кабардинцам, калмыкам, ногайцам, андийцам, аварцам, даргинцам, персам, туркам, осетинам, ингушам, кумыкам, арабам, горским евреям, русским, украинцам, полякам, немцам и т. д. К примеру, тайпы, шуоной, зилой, чартой и некоторые другие считаются еврейского происхождения.
В селении Шаами-Юрт проживают представители тайпа нихалой, которых называют калай-некъий (потомки Калы), чья история не относительно новая, так как в 30-е года XX столетия многие украинцы спасались от голодной смерти в Чечне. Таким образом, молодой украинец по имени Коля (в силу фонетических особенностей чеченской речи здесь его имя автоматически переделалось в «Кала»), который в итоге изучил чеченский язык, принял ислам и, женившись на чеченке из тайпа нихало, ассимилировался с чеченцами. Сегодня калай-некъий называют не только его прямых потомков, но и всю фамилию, которая приняла его к себе.
Есть также такие семьи, которые причисляют себя к одному тайпу, будучи на самом деле потомками другого тайпа, но тоже чеченского.Из всех народов Кавказа, пожалуй, лишь у осетин и ингушей, кровно близких чеченцам, сохранилось фамильное родство.;
Следует признать, что, несмотря на соблюдение преемственности, в нашу эпоху тайп уже не выполняет в полной мере прежних функций. Хотя до сих пор у чеченцев существуют неукоснительное подчинение старшим, защита чести сородичей и кровная месть.Разумеется, каждый человек вправе иметь и даже знать свою родословную. Попытки узнать свои истоки не следует отождествлять со стремлением осуществить раздробленность нации. Тем не менее, зачастую на почве тайпового деления мы становимся очевидцами попыток подмены тайпового родства клановостью. Явление это получило распространение, но если вникнуть в его суть, оно в корне противоречит нахскому менталитету. В качестве аргумента уместно вспомнить такую деталь, как обязательное почтение к родственникам матери и жены, то есть к своим кузенам и кузенам своих детей. Понятно, что большинство браков чеченцы заключали с представителями других тайпов. Вот почему до сих пор в Чечне нет как такового внутригражданского межтайпового противостояния: настолько здесь сильны родственные узы.
Тем не менее, основной проблемой сегодняшней Чечни и чеченцев является столкновение различных точек зрения на то, какой должна быть чеченская нация. На этом фоне и появились разговоры относительно «чистопородных» и пришлых чеченцев. В этой связи практически повсеместно началось изучение корней так называемых публичных, известных, людей. В данном поиске зачастую задействованы даже те, кто элементарно не сведущи в истории, и произвольно трактуют любые факты.
Самое парадоксальное, это то, что по причине наличия уже упомянутых выше тесных родственных уз и традиций кавказского куначества, чеченцев почти невозможно разделить ни по тайповому, ни по территориальному, ни по вирдовому (конфессиональному) признаку. Все это перемешалось, и одни и те же тайпы проживают как в горной Чечне, так и на плоскостной еe части. Говорить о том, что один тайп поддерживает сепаратистов («боевиков»), а второй — федералов, в корне неверно, так как практика показывает, что идейные соображения людей не зависят от их тайповой принадлежности. Тем не менее, сегодня мы видим попытки рассматривать и прогнозировать развитие событий в Чечне строго в «тайповой» плоскости. В первую военную кампанию 1994-1996 гг. бытовало мнение, что надтереченцы, урус-мартановцы и итумкалинцы поддержали российскую власть, тогда как остальные поддержали независимость Чечни. В этой связи в Чечне появились идеологи, проповедовавшие мысль о разделе Чечни и чеченцев на две части: ичкерийскую и пророссийскую. Но если делить единый организм, то получится не разделение, а его расчленение. Однако вторая военная кампания помогла переосмыслить многие вещи, и теперь совершенно очевидно, что у чеченской нации — общие чаяния и надежды, и говорить о непримиримости сторон и антагонизме, по меньшей мере, преждевременно.
Идея тайпового родства по-прежнему сильна в чеченцах, но надо осознавать, что невозможно дважды войти в одну и ту же реку. Точно так и чеченский народ, который уже оформился в НАЦИЮ, и воспринимать его на средневековом уровне или же начала XIX века не только неправильно, но и оскорбительно.
Зелимхан МУСАЕВ
Мобильный трафик и бесплатные антидетект-браузеры: что нужно знать
ИНГУШЕТИЯ. В Ингушетии объявили победителей конкурса «Спаси Грута»
АБХАЗИЯ. Москва рассчитывает на сохранение союзнических отношений с Абхазией
ИНГУШЕТИЯ. Антимонопольщики Ингушетии оштрафовали онкодиспансер за задержку оплаты лекарств
АБХАЗИЯ. Бжания усомнился в искренности симпатий Саломе Зурабишвили к абхазской оппозиции