ЧЕЧНЯ. Деревянная пушка имама Шамиля. Рассказывают, явился к Шамилю однажды человек, говорят, ламароевец. Пушку, говорит,может из дерева сделать, будет не хуже царской из чугуна. "Делай", — сказал Шамиль, так как очень хотел иметь свою пушку. Распилил человек дубовое бревно, выдолбил в половинках каналы и скрепил половинки железными обручами. Большая пушка получилась. Три пары быков еле на гору ее тащили. Наибы имама Шамиля зарядили жерло пушки порохом, вместо ядер набили булыжниками. Навели пушку на лагерь царских войск. Изобретатель фитиль к запальнику поднес. И раздался гром. Пороховой дым окутал гору. Когда он рассеялся, все увидели: ни пушки, ни мюридов имама. Каким-то чудом уцелел незадачливый изобретатель деревянной пушки. "Повесить его!" — велел имам, увидев такую картину. "О великий имам, — взмолился пушкарь, — ты несправедлив. Если моя пушка у нас положила лучших твоих наибов, то представь себе, что эта пушка натворила у неприятеля. От него дым и мокрое место осталось!.. Засмеялся, говорят, Шамиль и сохранил жизнь неудачливому пушкарю». Так звучит один из распространенных в Чечне анекдотов о деревянной пушке Шамиля.
Тем не менее, профессор Петербургского университета М. Казем-Бек, в 1859 году беседовавший с Шамилем, писал в своей книге «Мюридизм и Шамиль», что «артиллерия у него до ста орудий». Русские военные источники также указывают, что за время правления Шамиля в Имамате было отлито 40—50 пушек. С пушками кавказские народы были знакомы давно — через Золотую Орду, генуэзские и венецианские колонии в Причерноморье, Турцию, Иран и Крым. Но не имея нужды в применении громоздкого и тяжелого оружия, в массовом порядке его не производили. Во время военных действий против русских войск орудия в качестве трофеев довольно часто попадали в руки кавказцев, но в большинстве своем продавались обратно царским войскам. Хотя фиксируются не только случаи употребления пушек горцами во время боевых действий, но и производство орудий кавказскими мастерами еще до Имамата Шамиля.
В то же время, М. Н. Чичагова писала а 1889 году: «Шамиль занимался деятельно в Ведено преобразованием военного искусства у горцев и устройством артиллерии, взяв себе за образец русский. Артиллерия Шамиля состояла по большей части из русских пушек, взятых в 1843 году; но имам начал отливать и собственные пушки и ядра. Он устроил пороховые заводы в Ведено, Унцукуле и Гунибе, где выделывались ракеты». Очень интересные показания дает Э. фон Шварценберг – участник похода Воронцова на ДаьргIа в 1845 году – о применении артиллерии и даже разрывных гранат чеченцами в сражении. В тех же воспоминаниях о ходе сражения в Ичкеринском лесу он пишет:
«С 16-го по 19 июля отряд Воронцова стоял на поляне совершенно открытым, на виду у большого скопища горцев, расположившихся на лесистых горах вокруг занятой отрядом позиции. Кавказский наметсник находился сперва в маленькой палатке, единственно для него одного сохраненной. Но так как горцы с прибытием нашим на позицию беспрерывно стреляли из орудий и снаряды их ложились подле палатки, то Воронцов вынужден был выехать в ближайший аул, где собраны были все раненые. Принимавший участие в этом походе принц Гессен-Дармштадтский, ныне великий герцог, расположился было под большим деревом; но так как и сюда долетали выстрелы, то и он удалился с этого места. За неимением достаточного количества снарядов наш отряд не мог отвечать на неприятельскую пальбу. Два дня и две ночи войска стояли на поляне, будучи очевидцами того, как беспрестанно были убиваемы и ранены их товарищи от неприятельских ядер и разрывных гранат».
Артиллерия Шамиля и Талхиг Шалинский. Своя артиллерия в Имамате появилась в 1842 году, когда Шамиль завел артиллерийские подразделения из трофейных орудий. Позже горские мастера наладили и собственное производство, отливая их из меди на оружейном заводе в столице Имамата Ведено. Всего было отлито до 50 орудий. Порох производили на заводах в Дарго, Унцукуле, Ведено и Гунибе. Учителями горцев в артиллерийском деле (помимо своих мастеров) стали солдаты-беглецы из царской армии. Горская артиллерия, находившаяся при наиболее талантливых в этой части наибах, наносила царской армии значительный урон, выигрывая легкостью орудий и подвижностью. Больших успехов в применении артиллерии достиг «один из лучших наибов» Хаджи-Яхья Казикумухский, известный как организатор артиллерийского дела в Имамате. Но наиболее значительных результатов в развитии тактики артиллерийского боя добился один из самых талантливых полководцев Имамата Талхиг Шалинский, долгое время бывший начальником артиллерии Имамата.
Гранаты и ракеты в армии Шамиля. О производстве пороха, гранат, ракет и ядер со слов Шамилия в свое время написал А. Руновский, состоявший в свое время приставом при Шамиле в период его пребывания в Калуге с 1859 по 1862 гг. . Из артиллерийских снарядов у Шамиля отливались ядра и гранаты (в Ведено, Чохе и Сугратле). Последние имели только форму гранаты; снаряжались они редко, а снаряженные — еще реже разрывались. Поэтому производство их впоследствии оставлено. Переливка ядер производилась посредством форм совершенно так, как льются пули. На одной стороне ядра клалось клеймо с именем Шамиля (Шамуиль), а на другой — с изречением: “Да возвеличит Господь славу его (Шамиля) на многие лета”».