Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Известные народные лекари Чечни


Просмотров: 5 077Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
Известные народные лекари Чечни
К сожалению, многие имена вайнахских (чеченских и ингушских) лекарей неизвестны, но те, что сохранились в народной памяти, хочется назвать, а о двух из них рассказать более подробно, на основе воспоминаний известного чеченского писателя Х.Д.Ошаева.

ЦУСЛИМ ЭПЕНДИЕВ - из селения Шали, лечивший людей не только в Шалях, но и в других селах и в затеречных станицах, а также городе Кизляре. Он прекрасно знал арабский язык, пользовался арабскими книгами, лечил больше травами и испытанными методами народной медицины. Ежегодно рано весной он. Отправлялся в горы и до июля собирал там травы. Муслим хорошо различал травы и знал, где какие из них произрастают. По возвращении из «экспедиции» он начинал обработку кореньев, трави цветов, а - затем приступал к лечению больных, причем больной, пока не вылечится, жил у него дома. За лечение он ничего не требовал, а брал только то, что дают. С самого начала лечения Муслим заявлял, что такого- больного он вылечит, а такого-то не сможет.
Во дворе он выстроил домик из двух комнат. Жители села Шали назвали, эту раклю «больницей Муслима». В те месяцы, когда он бывал дома, не было дня, чтобы эта больница пустовала. В саду он устроил баню-парильню с двумя железными бочками, в одной грелась вода, а в другой - камни. Обдавая горячие камни водой, он получал пар, который использовал при лечении некоторых больных.«На всю жизнь запомнилось мне одна больная из Дагестана,- рассказывал Х.Д.Ошаев. - Все лицо ее было сплошной маской из гноя и корок. Гноились руки, ноги и все тело. Муслим приготовил ей из трав какую-то мазь с отвратительным запахом. Потом он самолично вымыл женщину в бане и, несмотря на рев больной, ободрал со всех язв корку высохшего гноя, наложил изготовленную мазь. Три раза в неделю водил ее в баню. Через три недели на местах язв появилась кроваво-красная кожа. Женщина поправилась».Муслим хорошо знал владельца Грозненской аптеки Бояржинского, который по его просьбе отпускал ему любые, в том числе и сильно действующие лекарства. Он часто лечил больных и пиявками. Умер Муслим Эпендиев в бедности. Однако на похороны его сошлось великое множество людей, знавших его, благодарных ему за бескорыстную помощь. 

ИСРАИЛ МОЦАХАДЖИЕВ - из селения Чир-Юрт Шалинского района. Избрал своей профессией лечение душевнобольных. Во дворе его усадьбы был построен дом, в котором он содержал до 20 больных. Летом Исраил часто водил их купить на речку, при этом в руках у него бывал пастуший кнут. Время от времени он искусно хлопал им, издавая в воздухе звуки, похожие на выстрел из пистолета. Больные очень боялись Исраила, и даже самые буйные из них слушались его. Исраил не применял кандалы и только особо буйных туго связывал. Больных заставлял работать во дворе, саду, в поле.
Об Исраиле в народе пошла молва, будто стоило Исраилу взять руку буйного и посмотреть ему в глаза, как больной успокаивался. Если больной был безнадежен, Исраил сразу говорил: «Этого больного я не смогу вылечить».Однажды несколько ингушей привезли к Исраилу красивую девушку и сказали, что за ее излечение они дадут все, что у них есть. Исраил спросил:«А отдадите вы ее за меня замуж, если я ее вылечу?» Ингуши с радостью согласились. Исраил вылечил ингушку и женился на ней, для лечения больных он применял отвары лекарственных трав. Очень редко Исраилу не удавалось вылечить больных, взятых в свою «психбольницу». Но иногда больные попадали к нему повторно.
В огромной Терской области была в то время лишь одна психбольница во Владикавказе. Добиться приема больных туда было очень трудно. Надо сказать, что Исраил делал в условиях того времени полезное дело. Его хорошо знал и герой гражданской войны Н.Гикало, который в 1922 году был у Исраила. В 1925-1926 гг. Исраил прекратил свою работу по лечению душевнобольных. Стали подавать на него жалобы, что он использует больных как своих батраков. 
Примерно в 1929 году профессор Ростовской психиатрической клиники Сёрейский М.Я. специально приезжал к Исраилу, чтобы узнать, в чем заключается лечение и секрет успехов Исраила. Ездил с профессором Серейским М.Я. в Чир-Юрт директор Мечено-Ингушского краеведческого музея Заурбек Щерипов.
Исраила пригласили в Грозный к больным, содержащимся в психизоляторе. М.Я.Серейский показывал Исраилу душевнобольных и последний безошибочно определял кого из них можно вылечить. Отчет о своей поездкек Исраилу Моцахаджиеву профессор М.Я.Серейский опубликовал в журнале «Революция и горец» (Ростов-н/Д), но высказался он об Исраиле неблагожелательно. Может быть, это было отражением того времени - шла борьба с кулачеством. Но врачи владикавказской психбольницы Домба и Копшицер возмущались этой статьей. Они считали, что в тех условиях трудовая и водная терапия и лечение внушением были единственно доступными, працильными средствами».

Хорошо известны имена следующих лекарей:

  • Братья Солсбек и Сардал-Хожа Бекмурзаевы из селения ВалерикАчхой-Мартановского района, 
  • Братья Джамалдин и Зияудин Музаевы из селения Белгатой Шалинского района. 
  • Дида Абулзаков из селения Автуры Шалинского района. 
  • Овдарханов из селения Бачи-Юрт Шалинскогоо района. 
  • Юсуп - из Брагунов. 
  • Ио Бочашвили - из сел. Джоколо Ахметского района Грузии. (Иоего имя, чеченец). 

ЛЕКАРИ ИЗ СЕЛЕНИЯ МАЙСТЫ.
О том, что в Чечне были и целые селения, славившиеся искусством своих жителей по врачеванию, говорится в рапорте генерала Розена о событиях9 августа 183 2 год а на имя военного министра Чернышева: «Генерал-майор князь Бекович-Черкасский истребил непокорную богатую деревню Нурки, имеющую 150 дворов, в коей многие жители известны... искусством в лечении, наследственно в некоторых семействах переходящим...»(2). Село Нурки, где жили знаменитые врачи-самоучки, находилось вблизи с. Шалажи, - комментирует историк Х.А.Хизриев, выявивший этот документ.
Думается, приведенные выше свидетельства врачей-очевидцев и корифея русской медицины Н.И.Пирогова (таких свидетельств можно привести еще множество) вполне достаточно подтверждают, что народная медицина чеченцев возникла не на голом месте, что она ничего общего не имела с шарлатанством. Часть народных лекарей были самоучки, другие ПОЛУЧИЛИ свое искусство по наследству. И те и другие в дальнейшем совершенствовали свое мастерство и непременно их достижения являются плодом исканий пытливых умов и одаренных людей. 
И, наконец, в условиях, когда народ был фактически лишен организованной государственной медицинской помощи, народные лекари делали неоценимое по значимости дело. В этом их величайшая заслуга и благодарный народ с неподдельной признательностью чтит память о них за их бескорысгное служение страждущему.

М.Т.ИНДЕРБИЕВ


checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:


ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости


Это интересно

Календарь новостей

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Здесь могла быть Ваша реклама


checheninfo.ru      checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

 checheninfo.ru  checheninfo.ru checheninfo.ru checheninfo.ru Ютуб Гордалой  checheninfo.ru Ютуб Гордалой Ютуб Гордалой checheninfo.ru

 checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"