ДАЙДЖЕСТ: |
Горские врачи при лечении ран, по свидетельству автора статьи «Лечение ран у кавказских горцев» (журн. «Смесь», № 2, 1855), преследовалиследующие основные цели: «остановить кровотечение из раны, удалить изнее посторонние тела, поедотвратить воспалительное состояние в ней и впериферии ее, способствовать хорошей грануляции и доброкачественномунагноению в ране и заживлению ее», т.е. те же цели остаются главными и всовременной хирургии. Но это не значит, что другие методы лечения больных им не были известны.
• При огнестрельных застарелых ранах с раздроблением костей и присутствием посторонних тел (пули, секвестры, осколки) в отверстие ранывносилась, как можно глубже, толстая турунда из тряпки, смоченная едкимвеществом, обыкновенно мышьяком, и оставлялась там на несколько дней,что вело к расширению рань). В эту рану вставлялся рог и высасывалсяскопившийся в глубине гной, частицы омертвевшей кости, пули, осколки идругие посторонние тела.
• На огнестрельную рану прикладывали 2 раза в день мазь из смолычинары с медом и яичным желтком попеременно с тертою морковью, вложенную в тряпку - до уничтожения воспаления.
• При переломах конечностей, их оборачивали в шкуры только чтоубитого барана, козы, внутренняя сторона которой обращена к поверхноститела. Засыхая, шкура образует твердую и неподвижную коробку, в которойпокоится страждущий член (догипсовый период).
• Шкуру, снятую со свежеубитого животного, употребляли и как ванну, куда заворачивали рахиточных и гипотрофичных детей, воспаленныесуставы, конечности.
• Куски курдюка (жир, висящий у хвоста баранов) вкладывали в свежую рану, в область мозга после трепанации черепа, на воспаленную рану,сустав в виде компресса.
• Антонов огонь (газовая гангрена) лечился теми же едкими веществами (квасцы, мышьяк и др.) и различными травами.
• Ампутации горские хикими (лекари) не делали совершенно, а прибегали К сберегательной, щадящей терапии.
• При переломах накладывались шины (зерштохар) из доски, или жерди, сплетенной из хвороста, или из специально приготовленного на яичномбелке теста из муки (белхьам), которое при завертывании превращалось всвоего оола КОЖУХ
• Такого же рода белхьам из муки с маслом в теплом виде прикладывали для ускоренного завершения процесса воспаления, например, панариции.
• Для ускорения созревания панариции прикладывали также слегкапропеченный лук и немного примятый подорожник.
• Для созревания панариции делали проколы гнойника, протягиваличерез него нитку и завязывали узлом. Это кольцо обеспечивало постоянныйотток гноя через отверстие.
• Для облегчения болей при панарициях беспрерывно играли на дечигпандуре (национальный музыкальный инструмент наподобие русской балалайки) «мотив для излечения панариции».
• Для обезболивания применялись также различные методы (еще донаркозный период): сдавливание конечности выше ран до онемения, клалина рану лед, отвлекающий боль в другом месте. Но самым распространенным было воздействие и влияние на больного словом.
• При проникающих ранениях в грудную полость (открытый пневмоторакс) затыкали отверстие ватой, тряпкой, травой.
• При головных болях, связанных с повышением давления, укусахзмей, пауков, при долго незаживающих язвах и т.д. применялось кровопускание (пхьатохар). Суть его заключалась в следующем. На выбритом местеголовы (обычно затылок, темя) специальным инструментом «пхьа» (топорикв миниатюре) после тщательного мытья и обжога на фитиле наносились насечки, а потом, создавая в стакане вакуум, вытягивали кровь. Когда кровьсворачивалась, стакан убирали, раны перевязывались. Такую процедуру делали на голенях и на спине. Этим инструментом иной раз наносились насечки и по вздутой вене, чтобы выпустить определенное количество крови.
• Оспопрививание делалось издревле. Делались насечки на руке маланькими острыми клещами, предварительно смоченными с жидкостью сострупьями человека, переболевшим оспой (способ приготовления этой жидкости остался тайной).
• Внезапными психическими потрясениями выводили больного малярией из состояния приступа. Для этого его неожиданно обдавали холоднойводой, или бросали ему за воротник рубашки живую лягушку, кусок льда,зимой подпиливали мостик, по которому ночью шел больной, который проваливался в ледяную воду, устраивали ложный пожар, неожиданный скандалсо стрельбой и т.д.
• При экземах и лишаях применялось «вытаскивание гниды» («хинжабаккхар»), когда лекарь иголкой из-под эпидермиса с определенного участка кожи вытаскивает маленький кусочек подкожной ткани, скорее нервноеокончание размером с гниду.
• Чесотку лечили серной мазью (смесь серы с коровьим маслом) иликупали в реке Аргун выше селения Чишки, где в нее впадают чанты-аргунские источники, насыщенные серой.
• Лечение окуриванием. Больного сажали на стул, возле его ног ставили таз с горящими головешками, иногда на огонь клали различные тпавы.коренья. Больного окутывали с головы до ног и он дышал и вдыхал дым ипары. Больной потел. Делалось это при простудах, болях в суставах, мыши(миозиты) и т.д.
• Так называемый «чоп» (палочка, щепочка, любое инородное тело вгорле или носовых ходах), вызванное этими предметами воспаление. ЧопистСажает больного (чаще дети), сначала мягкими, постепенно усиливающимидвижениями делает массаж горла, шеи, а за тем подставляет свой рот ко ртуИли носу больного и силой втягивает в себя воздух и через несколько такихпроцедур инородное тело (если оно там было) попадает в рот чописту, абольной облегченно вздыхает.
• Для лечения многих заболеваний народные лекари использовали иприродные богатства своего края, такие, как горячие источники, которых вреспублике много, солнце, воздух, грязи и т.д.
• При нарывах накладывали помятый лист лебеды, подорожника (динбсрг), или слегка пропеченный лук и перевязывали.
• При болях в суставах, шейном и поясничном радикулите делалимассаж и растирание с оливковым маслом (зейт даьтта) или давали пить 23% йодистый калии (к!ай молха).
• При головных болях, связанных с повышением давления, ставилисьпиявки или делалось кровопускание нанесением насечек на темя или залыдок.
• При, головных болях от простуды, возникших от сквозняков, примигренях, делали массаж и «вытягивание головы» (корта озар).
• Для остановки кровотечения из ран применялись:
•кровоостанавливающий порошок, состоящий из 2-х частей сушенныхчернильных орешков и 1 части сосновой смолы, который насыпался толстымсдоем на рану, которую завязывали плотной повязкой;
•для этой же цели насыпали золу, грушевую муку;
•прикладывали к ране переженную кость, смоченную в холодной водетряпку;
•как крайнее средство применяли прижигание раны, сосуда каленнымжелезом;
•порошок из высушенной свежей человеческой крови (чаще самогораненного) насыпался на рану, сверху прикладывалась чистая греческая губка и туго завязывалась на 3 дня.
• Для предотвращения воспаления или дальнейшего развития процесса, применялась мазь из румянки, которая накладывалась на рану, натиралась вокруг раны и накладывалась повязка или компресс, или воспаленнаячасть тела заворачивалась в шкуру, только что убитого барана. Для этих жецелей служило свежее курдючное сало (и при ранениях в голову) и свежеекоровье масло.
• При растяжении сухожилий жарилось яйцо ястреба до полученияиз него масла и натиралось им поврежденное место.
• При вывихах суставов пальцев, преднарительно вправив их, смазывалось поврежденное место коровьей желчью, обкладывалось ватой, накладывались с четырех сторон деревянные пластинки и навязывалось на К) дней.
• При вывихах больших суставов, после их вправления, суставы натирались яичным маслом и камфарой, обкладывались ватой и забинтовывалисьи вкладывались в специально сделанные деревянные или железные чаши повеличине суставов.
• Интересный способ определения переломов костей, который заключался в следующем: к поврежденному месту прикладывалась лепешка изпросовой муки, яичных желтков и меда. При снятии через сутки с местаперелома лепешка окажется не высохшей.
• При вывихах шейных позвонков больного клали на спину на ровномместе. Лекарь, сидя сзади больного, упирался ногами в его плечи, ухватившись обеими руками за голову, сильно протягивает на себя, затем, обложивватой шею, накладывали на нее липовую кору (шина), намазывался бинт(тряпка) яичным желтком, смешанным с мукой (белхьам) и Забинтовывалосьна 18 дней, после чего выжимался сок из кожуры толченных лесных орехови ежедневно втирался в область шеи.
• Вправление вывиха плеча. Больной усаживался на пол, один из помощников обхватывал его туловище, другой помощник становился с длинным шестом у больной руки. Больной берет больной рукой за шест, а лекарь, осторожно выпрямляя и вытягивая больную руку, устанавливал шестпочти параллельно (немного впереди), едва заметно, постоянно успокаивающими причитаниями, медленными движениями поднималась рука по шестивыше до уровня плеча и крепко завязывал руку, затем медленным движением растирал плечо и постепенно подвигая вывихнутую головку к суставнойямке, а помощник отводит шест к наружи и немного вперед и в это времялекарь с силой надавливает на головку, слышится хруст и вывих вправлен.
• Вправление вывиха стопы. Пятку вывихнутой ноги вставляли в ямку,помощник держал ее, больного сажали на спину другому помощнику лекаря, который, держа больного, медленно нагибался, тем самым вытягивалбольную ногу. Сам лекарь в это время медленно надавливал сверху вниз,пригибал к земле пальцы вывихнутой стопы и растиранием и надавливаниемприводил кости больной ноги в надлежащее место.. Потом ногу заворачивали в шкуру только что убитого барана.
• При сердцебиениях давали по чайной ложке два раза в день сосновый сок, смешанный в равных частях с медом.
• При сухом кашле клали лед на позвоночник, при затяжном (хроническом) кашле - каждое утро рекомендовали пить по два сырых яйца, добавляя к ним толченую, неочищенную серу.
• При катаре желудка с «потерею аппетита» давали порошок из сушенной конопли и редьки в равных частях.
• При запорах как слабительное давали свежее коровье масло с медом.
• Трепанацию черепа чеченские лекари делали, видно, еще несколькосот лет назад. Этому есть немало подтверждений. Больного клали на длинную скамью (нары) плашмя, вниз лицом. Двое помощников садились ему наспину и бедра. Ноги и руки связывали, больному давали держать во ртууголок одеяла или подушки, чтобы не сломал себе зубы (обезболивания ведьне были никакого). Лекарь острым ножом (мокху) делал разрез, предварительно обритую кожу головы, отворачивал вокруг раны или травмированной части головы кожу, вынимал сломанные кости или инородные тела искоблил кость остро отточенным инструментом (гам). Когда края кости достаточно.истончались, раны осторожно промывали чистой (кипяченной) тряпочкой, место пролома смазывали свежим сливочным маслом, отвороченную кожу опускали поверх раны клали салфетку (тряпочку) со сливочныммаслом и голову перевязывали. Перевязки делали через каждые два дняпока на истонченную кость не наплывала костная мозоль и рана не закрывалась.
СТАВРОПОЛЬЕ. Больше трети жителей Ставрополья встретят Новый год дома с семьей
КБР. КБР собирается резко нарастить мощности плодоовощехранилищ к 2030 году
СТАВРОПОЛЬЕ. Глава Ставрополья заявил об успешном выполнении дорожного нацпроекта
ИНГУШЕТИЯ. Прокуратура Ингушетии через суд восстановила права ребенка-инвалида на социальную пенсию
ИНГУШЕТИЯ. Одиннадцатилетняя девочка скончалась в больнице после ДТП в Ингушетии
ГРУЗИЯ. Саакашвили призвал оппозицию перестать играть в балеринок в Грузии