ДАЙДЖЕСТ: |
Известный чеченский писатель Х.Д.Ошаев рассказывал, что он на базаре в Итум-Кале в 1924 или 1925 году видел майстинца, который прививал детишкам оспу, делая насечки на руке маленькими острыми клещами, окунаемыми им в пузырек с жидкостью со струпьями переболевшего оспой человека.
Методы лечения, которыми пользовались народные хакимы, несмотря на кажущуюся нелепость, были тогда единственно доступными в условиях Чечни, где научная медицина была совершенно недоступна народу. Вместе с тем, мы, конечно, далеки от утверждения, что горской народной медицине свойственны какие-либо организационная целостность и системность. Она передавалась от отца к отцу или от учителя прилежному ученику. Народная медицина наряду со многими удачами имела и неудачи. Тем не менее, мы хотим обратить внимание на некоторые методы горской медицины, явившееся обобщением эмпирического (стихийного) народного опыта.
Н.И.Пирогов дает следующую характеристику горским лекарям: «Что азиятские врачи на Кавказе вылечивали совершенно такие наружные повреждения (преимущественно следствие огнестрельных ран), по мнению наших врачей, требовали отнятия членов, это факт, подтвержденный многими наблюдениями; известно, так же всем на Кавказе и то, что отнятие членов, вырезывание раздробленных костей никогда не предпринимаются азиятскими врачами; из кровавых операций, производимых ими для лечения наружных повреждений, известны только вырезывание пуль».
И дальше: « Из всех примеров их леченья, которые я собрал в бытность мою на Кавказе (некоторые из этих больных я сам наблюдал), видно, что азиятские врачи действуют по известным между нами принятым началам. Особенно замечательно лечение огнестрельных застарелых ран, соединенных с раздроблением кости пулею и с присутствием посторонних тел (пули, секвестры).
Заслуживает внимания поведение и отношение лекаря к больным, обстановка и заботливость, которыми пострадавший окружался: «Начинается с того, что больной должен вынести всякое оружие из своей комнаты. Врач переселялся на несколько времени к нему. В отверстие раны вносится, как можно глубже, толстая из тряпки сделанная турунда, смоченная едким веществом, обыкновенно мышьяком, и оставляется там на несколько дней». «Наконец, когда рана от внесения турунды и действия едкого вещества значительно расширилась и показалось уже нагноение, врач вставляет в расширенное отверстие бараний рог и искусно всасывает им скопившийся в глубине гной, частицы омертвевшей кости и другие посторонние тела». Следует отметить особо, что медики обеих воюющих сторон всегда оказывались добросовестными, достойными своего профессионального долга и, невзирая на сложные обстоятельства, проявляли гуманное отношение к страждущему. Н.И.Пирогов по этому поводу пишет: «Ампутаций, как я уже сказал, азиятские врачи не делают. Были примеры, когда во время экспедиции неприязненные чеченцы, привозили в наш арьергард своих раненых, которым они считали нужным сделать ампутацию: наши врачи делали отнятие члена, а наши неприятели опять увозили своего раненого назад к себе» Н.И.Пирогов ампутировал ногу знаменитому нашему земляку, наибу Шамиля Байсангуру Беноевскому.
Ввиду начавшейся газовой гангрены (Антонов огонь), Н.И.Пирогов решил ампутировать у казака Власа Фролова ногу, но отец и его кунаки-чеченцы, несмотря на возражения Н.И.Пирогова забрали Власа домой и чеченский народный лекарь Юсуп из Брагунов все теми же едкими веществами и настоями из трав вылечил его. Это отрицательное отношение горцев и казаков к ампутации конечностей нашло свое отражение и в повести Льва Николаевича Толстого «Казаки».
Кавказская экспедиция и методы лечения горских врачей убедили Н.И.Пирогова в том, что не следует проявлять при огнестрельных ранениях поспешности с ампутацией конечностей, и он изменил отношение к тогдашней концепции, выработанной им самим и такими всемирно известными хирургами как Ларрей, Перси, Хененн, Томсон, Герри, Лангенбек, Грефе.
Известно, что на Кавказе издавна и широко применялись при лечении многих повреждений и заболеваний конечностей шкуры и курдюки только что убитых животных (коз, баранов). В шкуры заворачивали в старину ушибленные, воспаленные и переломанные конечности. Видимо тепло только что снятой шкуры, неподвижность и покой конечности, завернутой в нее, способствовали уменьшению болей, завершению воспалительного процесса. Завершая экскурс о пребывании Н.И.Пирогова на Кавказе и знакомстве с горской народной медициной, приведем еще одну цитату из его указанной книги (с. 69): «Однако же я должен из любви к истине заметить, что, с одной стороны, многие из наших молодых врачей, посылаемых на Кавказ, еще не могли иметь достаточной опытности в искусстве, а, с другой стороны, некоторые из азиятских врачей, воспитанные в этом искусстве их отцами, действительно имеют большую наглядность и опытность в лечении огнестрельных ран».
Лучшими врачами считались лекари из селения Майсты - самого отдаленного горного аула Чечни (у горы Тюлой-Лам).
В очерке о социально-экономическом состоянии нагорной Чечни, опубликованном в сборнике «О тех, кого называли абреками» (Грозный, изд-во Чечнаробраза, 1927, с. 89-90) сказано: «И вот там, где козы падают с кручи, люди косят и сеют хлеб! Впрочем, почти у каждого пожилого майстинца либо сломана нога, либо проломлена голова. Здесь, к моему изумлению, я нашел даже хирургов со своеобразными хирургическими инструментами: крючки - раздвигать кожу на пробитой голове, щипчики - вытаскивать осколки из мозга и скребок - скрести кости...»
По рассказу того же чеченского писателя Х.Д.Ошаева искусством трепанации черепа обладали многие майстинские врачи, в том числе Ио Бачашвили (майстинец, переселившийся в Грузию). Ошаев рассказал мне детали проводимых ими трепанаций, свидетелем которых был он сам. В военно-медицинском журнале «Смесь» N 2 за 1855 год говорится, что горские врачи при лечении ран преследовали следующие основные цели: остановить кровотечение из раны, удалить из нее посторонние тела, предотвратить воспаление в ней и в периферии ее, способствовать хорошей грануляции и «доброкачественному нагноению» в ране и заживлению ее», т.е. оправданные с точки зрения и научной медицины задачи.
Здесь же приводится перечень основных фармакологических средств, неизменно употреблявшихся лекарями в своей практике. Это квасцы, сурьма, белый мышьяк (мышьяковистая кислота) и желтый мышьяк (трехсернистый мышьяк), поваренная соль в смеси с коровьим маслом, обыкновенная душица, дикая рябина, дикая мята, различные мази и порошки, комбинированные из вышеуказанных и других средств.
На заседании императорского Кавказского медицинского общества 1 февраля 1873 года (протокол № 20) Н.П.Ситевский демонстрировал ряд лекарственных веществ, употребляемых «туземными» знахарями на Кавказе, среди которых плоды, семена, коренья, разные глины, травы, применяемые при поносах, рези в желудке, переломах, опухолях воспалительного характера, различных кожных высыпаниях и т.д.
Понятно, что народ и народные лекари использовали и природные богатства своего края для восстановления здоровья. В частности, имеются сведения об использовании издревле целебных источников, которых в Чечне много. Это Горячеводские, Чанты-Аргунские, Серноводские, Брагунские, Ачалукские, Исти-Суйские и другие источники, слава о которых давно перешагнула Чечню и куда приезжают на лечение со всех стран СНГ.
Кроме того, среди горцев, по обычаю, поддерживается и ряд общественно-полезных санитарных правил: запрещается купать лошадей и устраивать водопой для скота, стирать шерсть и белье в реке выше населенного пункта, в роднике, употреблять в пищу мясо неприрезанного животного, касаться собак, кормить их с рук и т.д. Говоря о причинах высокой выносливости горцев, в военно-медицинском журнале «Смесь» № 2 за 1855 г. в статье «Лечение ран у кавказских горцев» автор пишет: «Однообразная жизнь горцев, но жизнь физически деятельная, отсутствие всякой изнеженности и роскоши, постоянная умеренность в пище и питье, наконец, пребывание в горных местах, пользующихся свежим и здоровым воздухом, делают этот народ крепким и телом и духом и сохраняют его от многих болезней».
Об этом же свидетельствует П.В.Смирнов в своей статье «Из народной медицины» (протокол заседания императорского Кавказского медицинского общества, 1896 г., № 5, с. 164). «Спокон веков кавказские знахари, хакимы, славились как искусные хирурги, т.е. как лечители ран, ушибов, вывихов, переломов и т.п. Слава их в этом деле была так велика, что не только простой народ, но и господа обращались за их помощью и нередко знахари предпочитались заправским докторам. Были даже случаи признания за хакимом прав настоящих врачей».
В этом же протоколе перечислены способы остановки кровотечений, лечения переломов и ранений, ревматизма, падучей болезни, при сердцебиениях, заражениях животными ядами, от укусов бешеных животных и другие методы, применяемые горскими лекарями.
Чеченские врачи, кроме наложения шин (зепарштохар), для создания неподвижности поврежденной конечности применяли и специально приготовленное на яичном желтке тесто из муки (белхьам), которое при затвердении превращалось в своего рода кожух.
Для лечения некоторых инфекционных заболеваний (гриппа, катара верхних дыхательных путей) применялись лук, чеснок, черемша. Сами того не подозревая, горские лекари действовали на болезнетворное начало могучим средством - фитонцидами, в изобилии содержащимися в названных растениях и губительно влияющими на микробы.
С давних времен чесоточных больных чеченские народные лекари рекомендовали купать в реке Аргун выше селения Чишки. И что же? Оказывается в этом месте в Аргун впадают чантыаргунские источники, насыщенные серой. Известно, что и современное лечение чесотки связано с применением серосодержащих мазей. До сих пор сохранились в памяти народной относительно оправданные с точки зрения фармакологии «рецепты» лечения ряда заболеваний:
1. При нарыве накладывают примятый лист подорожника «динберг»
2. При перемещающейся лихорадке - отвар плодов калины или мяты
3. При поносах - отвар диких груш, желудей, кашицу из грушевой муки
4. Паршу лечили мазью из мелко истолченной серы и коровьего масла
5. При болях в суставах делали массаж, растирание с оливковым маслом
6. Для отхаркивания мокроты - отвар лакричного корня
7. В качестве мочегонного применялись настои липового цвета или арбуз
8. При обнаружении глистов давали кушать нежареные тыквенные семечки
9. При головных болях нередко ставились на темя и затылочную области пиявки.
До появления эфирного наркоза и других обезболивающих средств усилия всех медиков были направлены на облегчение боли и страданий раненого или больного, особенно при оперативном вмешательстве. Чеченские лекари пользовались и человеческим словом - этим могучим оружием. Лекарь, как бы невзначай, во всеуслышание рассказывал, что такой-то мужчина, не проронив ни слова, не издав ни одного вздоха, выдержал такую-то операцию; столько в нем выдержки, столько выносливости, вот это - настоящий мужчина, а с виду невзрачный такой. И больной, услышав такое, воодушевлялся, все его внутренние силы сосредотачивались на одном - выдержать.
Известны и другие приемы психического воздействия на больных, которыми пользовались горские врачи, чтобы облегчить боль и страдания. Например, резкие боли при панариции успокаивали игрой на балалайке специальной музыкой. Мотив этот под названием «Мотив для облегчения нарыва на руке» записан композитором А.Давиденко и нотная запись его дважды опубликована (1927 и 1929 г.). А в газете «Известия» от 25 июля 1985 г. опубликована статья «Операция под музыку», где приводится сообщение западногерманских врачей (Бремен), что при «...ряде хирургических операций лекарственное обезболивание можно заменить прослушиванием спокойной музыки».
Приведенные примеры свидетельствуют о том, что и чеченские лекари задолго до «научного» обоснования применяли музыку для облегчения страдания больногою
АБХАЗИЯ. Москва рассчитывает на сохранение союзнических отношений с Абхазией
ИНГУШЕТИЯ. Антимонопольщики Ингушетии оштрафовали онкодиспансер за задержку оплаты лекарств
АБХАЗИЯ. Бжания усомнился в искренности симпатий Саломе Зурабишвили к абхазской оппозиции
АБХАЗИЯ. Протесты и море: откажутся ли россияне от отдыха в Абхазии?
КРЫМ. Пьяный 35-летний керчанин забил отца до смерти кочергой