Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

ЧЕЧНЯ. Арабская медицина и его влияние на чеченских врачевателей


Просмотров: 1 353Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
ЧЕЧНЯ. Арабская медицина и его влияние на чеченских врачевателей
ЧЕЧНЯ.  Народная медицина чеченцев далеко отставала от совершенной для своего времени арабской медицины, которая внесла большой вклад в развитие мировой медицинской науки. Между тем, это не значит, что она у чеченцев в этот период была на слишком примитивном уровне. Арабский Восток внес какие-то определенные элементы в народное врачевание в Чечне, но не настолько, чтобы ее заменить частично или полностью. Нельзя говорить о полном заимствовании или подобии, а по существу альтернативной медицине, которая некогда практиковалась практически у всех народов мира . Речь идет о некоторой схожести или об использовании в практике отдельных способов и средств, взятых из восточной медицины.

В народной медицине чеченцев применяются в основном местные способы лечения. Устоявшаяся за тысячи лет народная медицина у чеченцев не могла измениться за такой короткий исторический промежуток времени. По своему генезису народная медицина чеченцев самобытная, но имеет при этом отдельные элементы восточной (арабской) медицины. У чеченцев были свои методы лечения: корта озар (вытяжение головы), гам хьакхар (скобление кости черепа с целью трепанации), хинжабаккхар (эпидермальное иглоукалывание), пондар лакхар (лечение музыкой) и др. В лексиконе чеченцев содержится около 400 медицинских, в том числе анатомических терминов, а все арабское было привнесено в основном из Медицины пророка Мухаммада.

Горская народная медицина всегда исходила из своих, добытых вековой практикой приемов и способов лечения. При скудной терапевтической помощи горских хакимов (врачей) более рациональное направление имела хирургическая помощь, в частности костоправство и лечение разного рода ран с преобладанием консервативного способа. Жизнь в суровых горных условиях, многочисленные войны вели к травматизму, и это обусловило появление "специалистов" по костоправству и лечению ран, получила развитие примитивная хирургия. В период военных походов (жизнь горского мужчины была во многом ориентирована на войну) лекари следовали за воинами и оказывали помощь в полевых условиях. Горцы вынужденно стали искусными врачевателями патологии опорно-двигательного аппарата человека, при этом прибегали к консервативным средствам, не ампутируя поврежденную конечность.
Следует учесть, что чеченский народ с глубокой древности связан многочисленными узами с народами Кавказа и со странами, входившими в VII—XIII веках в сферу влияния Арабского халифата, которые отличались достаточно высоким для того времени динамическим социально-экономическим и культурным развитием. Об устойчивых взаимосвязях чеченцев с другими народами говорит и нахская (нахи-чеченцы, ингуши и др.) мифология, которая имеет много общих черт с мифологией других народов Кавказа, Передней Азии и Греции. Сходен во многом и нартский эпос народов Северного Кавказа.

Народная медицина чеченцев развивалась и обогащалась также в результате взаимовлияния и взаимообмена с народной медициной народов Северного Кавказа, в том числе терских казаков. Многочисленными исследованиями были выявлены важные историко-культурные параллели между чеченцами и их ближайшими соседями. Взаимовлияние культур народов Северного Кавказа огромно, но при этом каждый народ сохранил свою самобытность и этнообразие региона. Каждый социокультурный феномен, в том числе народная медицина, у каждого народа дал возможность выжить в данных конкретно-исторических и конкретно-географических условиях. Арсенал средств народной медицины горцев не представлял собой ничего изолированного, а явился сплавом из опыта, переданного по наследству, собственного стихийного опыта и данных, почерпнутых из опыта и информации соседних народностей. Как известно, медицинские знания многих кавказских народов имеют некоторые, пока еще недостаточно изученные, сходные черты в области применения тех или иных средств лечебного воздействия. Вместе с тем, несмотря на сходные черты медицинских знаний у чеченцев и многих других кавказских народов, порой встречаются приемы и методы лечения, имеющие в специфике употребления как существенные, так и незначительные различия. Однако это уже вопрос отдельного сравнительного изучения.

Интерес к медицине горцев Северного Кавказа в России появился в период затяжной Кавказской войны (1829—1859). Известный русский врач, основатель военно-полевой хирургии Н. И. Пирогов, оценивая искусство сберегательной хирургии горцев, отмечал, что "азиятские врачи" излечивали такие раны и повреждения, которые, по мнению русских врачей, требовали ампутации конечностей. Он писал: "От приехавших с Кавказа в Россию военных людей я часто слыхал об искусстве азият-ских врачей в лечении наружных повреждений". Позже, в 1847 г. эти рассказы он проверил на деле в кавказской экспедиции в Дагестане во время длительной осады горской крепости в Салтах. Спустя 2 года он напишет в своем "Отчете": "Искусство лечения наружных повреждений у кавказских племен есть чисто наследственное, и переходит от отца к сыну. Мне кажется, что оно вместе с другими началами просвещения перешло на Кавказ от арабов (следы пребывания арабов остались еще до сих пор в Дагестане). По крайней мере, способ лечения ран напоминает нам живо арабскую медицину". Как известно, арабская медицина при лечении травм и ранений носила сберегательный характер, а западная медицина, в том числе и российская, предписывала для сохранения жизни раненого в бою срочную ампутацию травмированной конечности. Опыт горских целителей в определенной степени повлиял на рекомендованную Пироговым военным врачам сберегательную тактику лечения боевой травмы в военно-полевых условиях.

Горская медицина и медицинское руководство России. Учитывая интерес общественности и врачей к горской медицине, медицинское руководство России направило запрос о ней окружным врачам. Врач Кабардинского округа А. И. Дроздовский в 1861 г. сообщал, что по его скудным сведениям горские врачи занимаются исключительно лечением наружных болезней, относящихся собственно к хирургии. По заключению Имперского Кавказского медицинского общества в Тифлисе (1889) народную медицину на Кавказе относили к средневековой восточной медицине, которая использовала средства и способы лечения, дошедшие из Византии или занесенные во время крестовых походов, а также из Персии. Восточная медицина была известна у кавказских горцев под общим названием "арабская медицина". Известный историк медицины С. Г. Ковнер отмечает: "Не подлежит сомнению, что арабская медицина сформировалась совершенно своеобразно, применяясь к условиям обитаемых мусульманами стран, образа жизни, расовых особенностей и всего строя арабского быта, сложившегося под влиянием закона Магомета".

Чеченцы и восточная медицина. Э.М. Рубаева , ссылаясь на материалы периодической печати Терской области XIX—XX веков, указывает, что кабардинские народные лекари использовали преимущественно арабскую медицину, чеченцы и кумыки — персидскую, а осетины — турецкую. На большое значение арабского Востока в распространении медицинских знаний на территории Северного Кавказа указывают в своей работе Х. М. Батаев и З. И. Яхъяева. По их данным, благодаря знанию горцами арабского языка ценнейшие сведения древних источников были успешно использованы народной медициной горцев.

Таким образом, народная медицина чеченцев имела следующие направления: фитотерапевтическое (консервативное), хирургическое и магическое (психотерапевтическое). Многовековое ее становление связано с определенными историческими этапами развития человечества. Медицина Чечни формировалась, с одной стороны, из народного опыта, накапливавшего веками крупицы медицинских знаний, а с другой — под известным влиянием культуры ирано-язычных племен на стыке двух эр и восточной (арабской) медицины в середине II тысячелетия.
Процесс формирования медицинских знаний в Чечне имеет и следы длительного взаимодействия с культурами других на -родов, особенно проживающих на Северном Кавказе. В целом в XVIII и начале ХХ века народная медицина чеченцев достигла определенного уровня, который соответствовал социально-экономическому развитию общества. Особенно успешно для того времени народные лекари лечили боевую (военную) патологию. За многие столетия эмпирически было выявлено немало полезных и эффективных средств лечения и профилактики, а накопленный опыт борьбы с различными болезнями передавался из поколения в поколение в основном вербальным путем.

Вместе с тем мы, конечно, далеки от утверждения, что чеченской народной медицине свойственны высокоорганизованная целостность и системность. Кроме того, вопросы народной медицины Чечни требуют проведения более глубоких и расширенных исследований, что до настоящего времени практически не сделано.


checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:


ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости


Это интересно

Календарь новостей

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Здесь могла быть Ваша реклама


checheninfo.ru      checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

 checheninfo.ru  checheninfo.ru checheninfo.ru checheninfo.ru Ютуб Гордалой  checheninfo.ru Ютуб Гордалой Ютуб Гордалой checheninfo.ru

 checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"