ДАЙДЖЕСТ: |
Александр Дюма, писатель, “Кавказ”, 1861 г.:
Древняя легенда гласит, что дьявол постоянно приходил мучить любимого богом отшельника, жившего на самой высокой горе Кавказа в ту эпоху, когда Кавказ еще представлял ряд плодоносных, покрытых зеленью и доступных гор. Отшельник испросил у бога позволения заставить сатану раз и навсегда раскаяться за причиняемые им соблазны. Бог разрешил, не спрашивая даже о средствах, какие будут им приняты для достижения цели.
Отшельник раскалил щипцы и когда, по-своему обыкновению, дьявол просунул голову в дверь, святой человек призвал имя божье и схватил сатану за нос раскаленными щипами. Сатана почувствовал нестерпимую боль, отчего совершенно растерялся и принялся плясать на горе, ударяя своим хвостом по Кавказу от Анапы до Баку. От ударов хвоста сатаны и образовались эти долины, ущелья, овраги, перекрещивающиеся такими многосложным и безалаберным образом, что остается, и это всего благоразумней, согласиться с легендой и приписать это дело упоминаемым в ней лицам.
Евгений Маков, путешественник, “Очерки Кавказа”, 1904 г.:
Вечная борьба, вечная война, вечные опасности окружают его с первых дней его детства. Двухлетним ребенком он выползает на свою родную крышу, висящую над пропастью, ежеминутно подвергаясь гибели, закаляя свой глаз и свое сердце этим постоянным созерцанием ее…
Отца его нет дома, мать его с вязанкой дров на плечах спускается на его глазах из леса через головокружительные пропасти, куда он с 5 лет будет таскаться за ней. В 10 лет он пасет на заоблачных альпах стада своего отца, лазает по ледникам, торчит, как коза на остриях утесов, купающихся в синем небе, на отвесных скатах гор, цепкий, как коза, бесстрашный, как коза и как коза неутомимый.
Великая школа природы кругом него, и он изумленно всматривается в нее, он глубоко запечатляет в своем чутком сердце ее суровые поучения…
Евгений Марков, русский путешественник, “Очерки Кавказа”, 1904 г.
Горец изумительно умерен в своих привычках, вынослив. Плоть не одолевает его до такой степени, чтобы изменить дух его. Он гораздо более служит своему Богу. У каждого в кармане шаровар насыпано несколько горстей просеянной муки, и это весь дорожный запас. Обстановка такая же. Он, правда, ходит в серебре, и жена, и дочь его ходят обвешанные серебром, но это большей частью дедовское наследие, единственный запасный капитал семьи.
Александр Дюма, писатель, “Кавказ”, 1861 г.:
Ничего нет красивее горских жителей; внешности неприглядной, племена монгольского проихождения, вторгнувшись на Кавказ, смешались с местными народами и получили в приданное, вместе с женщинами, их красоту. Особенно замечательные глаза у жещин: видишь одни только глаза, они похожи на две сияющие точки, на две звезды, на два черных алмаза. Может быть, если бы была видна и остальная часть лица, глаза не имели бы такой прелести, но как бы то ни было, они очаровательны.
Дети также очень красивы, и в своих огромных папахах и с большими кинжалами, которые прикрепляют им с боку, лишь только начинают ходить.
(А.Дюма. Кавказ. (Париж,1859) :
Слава для горца есть необходимость жизни, быть известным храбрецом в селении, в долине, в целых горах, т.е. в его мире – это высшая награда его трудов, его желаний.Бедна его Родина, но спроси его, за что любит он Родину, он скажет: - здесь я делаю, что хочу, здесь я никому не кланяюсь: эти снега, эти горы берут мою волю. Природный румянец пробивался насквозь, лица их были правильны и красивы, тела статные, движения ловкие. Горы и свобода развивают человека лучше любого танцмейстера, любо глядеть на это сильное, здоровое поколение. А.Бестужев-Марлинский, декабрист, писатель, XIX век
Чеченцы - великолепные наездники - могут преодолевать всего лишь за одну ночь сто двадцать, сто тридцать или даже сто пятдесят верст. Их кони, не сбавляя шагу - всегда галопом, - штурмуют такие склоны, где, казалось бы, не пройти и пешему. Горец, едущий верхом, никогда не смотрит на дорогу перед собой: если на пути лежит расщелина, которую не решаются преодолеть сходу его конь,чеченец закутывает голову скакуна буркой и, доверив себя Всевышнему, заставляет иноходца перепрыгивать через пропасть глубиной до двадцати футов.
Сергей Гончаров, президент ассоциации ветеранов подразделения антитеррора "Альфа.":
"Чеченцы — воинственная нация, они умеют воевать. К сожалению, в этом поколении нам не удастся с ними покончить. Их дети уже в семилетнем возрасте готовы держать оружие и мстить за отца и брата. Война с Чечней идет не одно столетие, а уничтожить дух противостояния нам не под силу. Но я готов уважать врага, который воюет за идею, а не за деньги."
Ген. Вельяминов, 1833 г. В кн.: Кавк. сб., т. 7 , Тф., 1883':
'Многие полагают, что заставляя сражаться мусульман друг против друга, мы можем возродить между ними ненависть. Мнение сие кажется мне ошибочным. Сколько раз употребляли мы кумык против чеченцев, чеченцев против кабардинцев, сии последние употреблены были против закубанцев, закубанские ногайцы против абадзехов и шапсугов, но это не произвело до сих пор ни малейшей между ними неприязни. Все готовы помогать друг другу к ниспровержению владычества нашего..''
А. Кундухов. В жур.: «Сев. Кавказ», № 28 , (Варшава), 1939:
''История не сохранила ни одного воспоминания о каких бы то ни было междоусобиях среди тогдашних северо- кавказцев - таковые начали появляться лишь с момента появления на Кавказе ядовитого действия внешней, разъединяющей горцев, силы - русской политики, смертоносный яд которой, к величайшему нашему несчастью, проник не только в народ и общество, но и семью горскую. Без этого Россия, конечно, не могла бы удержаться на Кавказе.
Елена Коломийченко: "Окно в Европу из Петербурга".
На этот раз мои коллеги из петербургского бюро посвятили передачу теме Европа, Россия и Чечня. Виктор Резунков: Трагические октябрьские события в Москве, совпавшие по времени со Всемирным чеченским конгрессом в Копенгагене, закончившемся арестом представителя президента Чеченской республики Ахмеда Закаева, вызвали в России, как ни парадоксально это звучит, целый шквал критики в адрес правительств европейских государств. Причем не конкретно, например, правительства Дании, допустившего проведение Всемирного чеченского конгресса на своей территории, а Европы вообще. Известный петербургский политический обозреватель, профессор Валерий Островский предупреждает: "Именно Европа сегодня гнездо международного терроризма, именно там террористы чувствуют себя наиболее вольготно". И добавляет: "Сегодня именно Россия имеет право в большей степени претендовать на то, чтобы считать себя защитницей европейской культуры, нежели политкорректные европейские левые политики". Даже в самой России подобные заявления вызывают, мягко говоря, скептическую реакцию. Вот что говорит по этому поводу, например, известный петербургский писатель Самуил Лурье. Самуил Лурье: Что-то я не замечаю, что даже родную отечественную культуру здесь кто-то защищал кроме господина Сороса, который только что заявил, что устал подпирать все, что падает. Что уж там говорить... Чтобы там европейскую, что-то я, честно говоря, никаких примеров этому не нахожу и не знаю просто, о чем мы говорим. Культура убивать у нас действительно чрезвычайно высока, но это антикультура, это ужасно грустно. И мы навязываем всему миру ее как некоторую норму под маской какой-то борьбы с терроризмом. Это мне напоминает, как в 70-е годы "Литературная газета" писала такой очерк о работе почты. Тогда при каждом почтовом отделении установили как в Европе два ящика - красный и синий. Красный, допустим, для международной почты, синий для внутригородской. А потом корреспондент газеты подежурил немножко у почтового участка и увидел, как остановилась машина, как вышел почтальон с одним мешком и сгрузил в этот мешок в один сначала из красного, потом из синего. На вид все, как у людей, у нас есть и красный, есть и синий и индексы почтовые пишем, а в действительности нужно сгрести в один мешок и снести на почтам, где еще черный кабинет их проиллюстрирует. Не знаю, чему тут учиться и в какой степени это защита культуры. Чеченцы, кто они - европейцы? Они как раз наиболее чистые арийцы, что особенно смешно, что никогда не говорится, они мусульмане- то совсем недавно. Я думаю, что, конечно, так приятно поучать Европу или, во всяком случае, делать вид, что ее поучаешь. Там много взрослых людей, они разберутся.
И наконец о ГОРЯНКАХ......
Александр Дюма, писатель, “Кавказ”, 1861 г. Все кавказские женщины, - говорит Ян Стрейс, - имеют в себе что-то приятное и нечто такое, что заставляет их любить. Они красивы и белотелы, и эта белизна смешана с таким прекрасным колоритом, что необходимо соединить лилию и розу для того, чтобы представить красоту совершеннее; чело высокое и гладкое; без помощи искусства брови их так тонки, что они походят на загнутую шелковую нить. Глаза большие, кроткие, но полные страсти, нос правильный, уста алые, рот маленький и смеющийся, подбородок такой, какой свойственен только абсолютной красоте, шея и горло отличаются белизной и дородностью, которых требуют знатоки совершенства, а на плечи, полные и белые, как снег, падают длинные и черные, как смоль, волосы, то распущенные, то заплетенные, но всегда красиво обрисовывающие овал лица
СТАВРОПОЛЬЕ. Больше трети жителей Ставрополья встретят Новый год дома с семьей
КБР. КБР собирается резко нарастить мощности плодоовощехранилищ к 2030 году
СТАВРОПОЛЬЕ. Глава Ставрополья заявил об успешном выполнении дорожного нацпроекта
ИНГУШЕТИЯ. Прокуратура Ингушетии через суд восстановила права ребенка-инвалида на социальную пенсию
ИНГУШЕТИЯ. Одиннадцатилетняя девочка скончалась в больнице после ДТП в Ингушетии
ГРУЗИЯ. Саакашвили призвал оппозицию перестать играть в балеринок в Грузии