Происхождение и территория. Бесленеевцы (бесланеевцы, «бэслъний») — одно из западноадыгских племён, занимавших в первой половине XVIII века земли между левобережьем реки Лабы и истоками её притока Псефири. Их владения простирались:
На западе — до верхнего течения Лабы и её притока Ходзю.
На востоке — по реке Уруп и его притокам Тегиням (современные районы станиц Отрадной и Упорной).
На юге и юго-востоке — граничили с абазинами.
На северо-западе — с махошевцами, на западе — с мамхеговцами.
Культурно и языково бесленеевцы были близки к кабардинцам. Их наречие сегодня считается одним из трёх диалектов кабардинского языка, а родоплеменная структура восходит к общим предкам.
Родственные связи и исторические корни. Согласно преданиям, бесленеевцы происходят от легендарного Инала — родоначальника кабардинских князей. Старинные бесленеевские роды Каноковых и Шалоховых считались его прямыми потомками. Историк Б.Х. Балкаров подчёркивает, что бесленеевцы — часть кабардинцев, оставшаяся в древних землях после миграции основной массы племени в предгорья Кавказа.
В документах 1747 года кабардинский князь Кургокин Бамат прямо указывал на родство: «Родственники — одного отца дети и жили все вместе; по умножению нашего народа в здешних местах стало жить тесно; к тому же между собой имели ссору и по этой же причине разделились: Бесланей пошёл за Кубань...». Этот раскол, типичный для средневековых феодальных родов, не прервал связей: общий герб (тавро) бесленеевцев и кабардинского рода Атажукиных подтверждает их единство.
Бесленеевцы стали примером того, как адыгские племена сохраняли культурную и родственную преемственность, несмотря на территориальные изменения. Их история отражает: этническую близость к кабардинцам через язык и происхождение. Адаптацию к географии — освоение земель между Кубанью и Кавказскими горами, роль в средневековых процессах — разделение племён из-за демографического давления и конфликтов. Бесленеевцы не только сохранили связь с кабардинским наследием, но и стали важным элементом этнической мозаики Кавказа. Их судьба — яркий пример того, как история, язык и родственные узы формировали уникальный облик адыгских народов.