Иногда простое, очевидное и, казалось бы, элементарно понятное ускользает от глаз, делаясь неуловимым и естественным. Вот таким очевидным, но явно непонятным для нашего народа и необъясненным фактором становится такое явление как ожидание манны небесной, или говоря современным языком – ожидание «халявы».
«Халява»…. Этот термин обозначает легкую добычу, то, что досталось даром, без труда, без усилий, случайно, по стечению обстоятельств. «Халява» - это благо, не отягощенное собственным трудом. Если обычно «халява» понимается как нечто объективно существующее, то для некоторых чеченцев с недавних пор – это некое вселенское благо, источником которого воспринимается Президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров. Чтобы убедиться в этом, необходимо всего лишь дождаться окончания ежедневной пятничной молитвы в самом «Сердце Чечни» - центральной мечети Грозного. Если до последнего времени, мы - чеченцы, привыкли зарабатывать своим трудом и отказывались воспринимать и осмысливать попрошайничество как позорное и постыдное действо, то сейчас это явление (к большому сожалению), становится нормой повседневной жизни. И если в обычном понимании главенствует принцип «Дают - бери, бьют – беги», то в наше сознание незаметно входит в обиход новый и отличный от общепринятого жизненный принцип: «Дают – бери, не дают – беги и проси». Напомним предысторию этого принципа и события, который и стал убедительным и ярким примером позорного для чеченского общества явления.
27 февраля, Президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров провел встречу с жителями республики, которые обратились к нему, после пятничной молитвы в центральной мечети «Сердце Чечни», с просьбой оказать посильную помощь, В основном все проблемы страждущих касались тяжелого материального положения. В ходе встречи президент помог в решении проблем более сорока граждан республики. После такого внимания со стороны Кадырова, уже к следующей пятнице народ коллективно хлынул к мечети. В этот день площадь перед центральной мечетью была забита до отказа новыми «ходоками», Причем эти ходоки выступили таким широким фронтом, что вся проезжая часть пр. Х.Исаева какое-то время была полностью заблокирована. За несколько часов до пятничной молитвы на территории прилежащей к мечети можно было наблюдать интересную картину. Примерно тысяча человек уже с утра заступили на дежурство в ожидании главы республики. Самое отталкивающе в этом необычном зрелище это то, что это постыдное действо для некоторой категории граждан уже стало нормой и воспринимается как нечто само собой разумеющее.. Вот и на этот раз электорат приступил к дежурству, пытаясь рассчитать где и когда может оказаться Президент. В какую сторону он направится после выхода из мечети. Любопытный момент - ни один из страждущих так и не совершил пятничную молитву. Их ждали более великие дела! И вот…. Свершилось! .....
Все это было бы простительно и даже возможно, если бы это вселенское чудо происходило где то там - в другом обществе. В другом измерении. Не здесь, и не у нас! Но, увы! В этих людях уже погибла душа. Погибла не физически, духовно. Погибла память предков. Память тех, кто не прогнулся в пылающем Дады - Юрте. Память тех, кто не сломился в годы депортации в далеком и голодном 44-ом. Погибло все, что позволяло им, нашим предкам, гордо заявлять о себе – «Я чеченец!» Что же сталось с нами? С нами, чьи предки ставили превыше всего культ чести и человеческого достоинства?! И если мы до последнего времени не замечали насколько актуальна эта проблема, то эта проблема напомнила нам о себе, заставила нас обратить на нее внимание и ужаснуться. То, что сегодня глава республики лично встречается с жителями республики на местах и оказывает им необходимую помощь и поддержку ни что иное, как проявление этики милосердия.
Президент понимает, что в постконфликтной ситуации, чеченскому обществу, который с трудом выкарабкался из двух военных кампаний, как воздух необходимы поддержка, внимание и забота со стороны властей. Именно поэтому активными темпами ведется строительство жилья, возрождаются из руин города, восстанавливаются коммуникации, создаются рабочие места и, главное, - оказывается и индивидуальное внимание к тем, кто опален войной и не может самостоятельно встать на ноги. Но как понять, когда вполне здоровые и работоспособные люди, отталкивая калек и сгорбленных старушек, лезут в ряды просителей с назойливыми требованиями и просьбами выделить им земельный участок или дом? Как понять человека, который протягивает руку с просьбой об оказании помощи в приобретении отары овец или на строительство дома для сына, который «женат и хочет жить отдельно»? Такого рода челобитие ни что иное, как попытка паразитировать на том, чье отношение к родному народу, чье мужество и патриотизм возрождают республику из праха.
Любопытная деталь: Когда главы администраций районов, мэрия столицы начинают подробно изучать просителей и их проблемы, то вдруг выясняется, что люди, мягко говоря, не совсем честны. У одного такого просителя оказывается добротный дом и шестеро сыновей. Да и сам мужчина здоров, дай Бог каждому. У другой квартира сдана в наем, а себе решила добыть другую. Кто-то может возразить, «Безработица. Нет работы»? Но речь идет вовсе не о заработке миллионного состояния, а о том, что можно и нужно чем-то заниматься, а не метаться в поисках подаяния. Вот почему все те, кто обращается к Президенту с просьбой о помощи, не говорят о том, что они не могут работать, а лишь говорят о том, что им необходимо для хорошей жизни.
В тот день, когда женщины осаждали городскую администрацию, произошла одна сцена, по своей сути ставшая оценкой происходящему. Одна из женщин, на вопрос что ее «сюда привело? Какие проблемы», ответила просто: «Я видела, как Рамзан Кадыров раздавал в мэрии по 50.000 рублей и с тех пор я не могу спокойно заснуть. У меня болит сердце от мысли, что меня в тот день не оказалось здесь». Как говорится, комментарии излишни. Именно из-за таких развращенных сердец и «емелькиных настроений» о чеченцах складываются анекдоты: «Сидят и беседуют еврей и чеченец. Еврей - Я в детстве мечтал найти чемодан с деньгами. Чеченец - Все чеченцы по сей день, об этом мечтают».
Авторы этого анекдота видимо пытались найти общее между двумя народами, в результате - мечта найти деньги. А мечты они такие - слово "работать" в них в принципе не фигурирует. Надежда на манну небесную это отголоски из палаточных лагерей, в которых наш народ в свое время был вынужден проживать. Беда в том, что некоторые до сих пор не могут избавиться от статуса «беженца» и «вынужденного переселенца». Это некий "синдром беженца». Под термином «синдромом беженца, в данном случае, подразумевается период с 99-2003 гг. Именно этот отрезок времени десятки тысяч наших сограждан находились за пределами родины и жили благодаря гуманитарной помощи. На одном из семинаров международной организации из уст руководителя одной из иностранных гуманитарных организаций прозвучало, что «чеченцы любят гуманитарку, потому что это дармовщина. А дармовщина, (по его мнению) была и есть реальность чеченской жизни». В ответ на возмущенное возражение прозвучали примеры повторных обращений граждан из ЧР, которым помощь была оказана по несколько раз. Возразить, как говорится, было просто нечего. Необходимо признать есть среди нас и такие, кто считает, что в их бедах виноваты все, и потому им полагается долгая и безмятежная жизнь.
Понятны и горе, и тяжесть прошедших лет. Понятно и то, что там, в чужом регионе, не было иного выбора, кроме как зарегистрироваться и ждать очередной партии гуманитарки. Но, увы, именно это чувство постоянного ожидания продовольственной помощи, теперь перерастает в нечто другое - в постоянную надежду очередного подаяния. Причем, независимо от того, кто ее и как окажет. Речь вовсе не идет о той категории людей, которая лишена всякой возможности на самостоятельное существование, речь идет не о тех, кто в этой помощи, действительно, нуждается: инвалидах, круглых сиротах и немощных. Помощь помощи - рознь. С испокон веков чеченцы славились тем, что сами, независимо от лихолетья сами находили свой кусок хлеба, строились, и делали все возможное, чтобы на них не указывали пальцем, вот, мол, он не может прокормить семью. Чеченцы не просили подаяния. Каждый принадлежал к определенному роду, а родичи в свою очередь никогда не позволяли ближнему дойти до сумы. У человека мог пасть скот, сгореть дом, но родственники не давали ему пасть духом. Самый состоятельный отдавал пострадавшему на год-два весь свой скот. Приплод и настриг делились пополам. Когда чеченец не мог своими силами построить дом, то он прибегал к такому красивому и благородному обычаю как «белхи». Люди приходили сами, добровольно, с радостью и огромным желанием помочь нуждающемуся. Неужели мы уже не те чеченцы, неужели чеченским обществом правит уже не честь и достоинство, а власть «золотого тельца»? Если наше общество не придет к золотому правилу «не поработал - не заработал», то мы будем обречены заживо гнить, со своими дурманящими грезами о сладкой и безмятежной жизни «на халяву».
В завершении приведем слова, из дневника русского солдата Сергея Беляева, находившегося в период Кавказской войны 19 века десять месяцев в плену у чеченцев. ''Чеченцы очень бедны, но за милостыней никогда не ходят, и не любят просить, и в этом состоит их моральное превосходство над остальными горцами…''