| ДАЙДЖЕСТ: |
Отсюда раннее разочарование в самой природе человеческой, мрачность, нигилизм. Его «Герой нашего времени» не мог быть иным.
«Печорин – это родственник Демона, Арбенина, Радина, Измаила и конечное завершение последних. Полнейшая разочарованность во всем… страстная натура, произвольно осудившая себя на безделье, самовольно отбросившая основные вопросы жизни, отдавшаяся всем встречным течениям», – пишет А. П. Георгиевский в исследовании 1914 года «Лермонтов о цели и смысле жизни».
Проблему столкновения живой рефлексирующей личности с косностью и агрессивным снобизмом «цвета общества» литературоведы не обошли еще на примере Пушкина, однако «то, что у Пушкина было только в зародыше, развивается и достигает высшей степени напряжения у Лермонтова, – продолжает в своем «Лермонтове»Георгиевский. Это – момент душевного разлада, лихорадочной погони за новыми идеалами, неудовлетворённость и отчаяние перед трудной задачей примирения с жизнью».
Столичная действительность сводила на нет все попытки Лермонтова «соответствовать» политесу столицы, принять законы высшего света. В феврале 1840 года светские враги поэта передали сыну французского посланника Эрнесту де Баранту эпиграмму, якобы сочинённую на него Лермонтовым. На самом деле была использована старая рифмованная строфа, адресованная совсем другому лицу. В результате – дуэль, которая состоялась 18 февраля за Чёрной речкой на Парголовской дороге. Барант стрелял первым и промахнулся. Лермонтов выстрелил в сторону. Противники разъехались… Этим всё и кончилось бы, но враги поэта воспользовались дуэлью. Лермонтов был арестован, началось военно-судное дело, которое закончилось высылкой на Кавказ. А Баранта благополучно выпустили за границу.
«Справедливо ли описанное у меня общество – не знаю; по крайней мере, оно всегда останется для меня собранием людей бесчувственных, самолюбивых в высшей степени и полных зависти к тем, в душе которых сохраняется хотя бы малейшая искра небесного огня», – дает оценку своему окружению сам Лермонтов; цитата взята из переведенного Президентской библиотекой в электронный формат исследования В. В. Сиповского «Лермонтов и Грибоедов // Голос минувшего». Г. 3 1915, № 5. М., 1915.
Ни малейшего присутствия божественной искры не было в душе Николая Мартынова, убившего поэта на дуэли у подножия горы Машук в Пятигорске. Иначе он не мог бы выстрелить в офицера, который представлял в Пятигорске однокашника Мартынова своим другом и стрелять-то в него не собирался – сейчас это известно и по документам, и по воспоминаниям. Большинство дуэлей того времени заканчивалось примирением противников.
Однако майор Мартынов, стрелявший куда как хуже служившего на Кавказе корнета, на этот раз не промахнулся.
Все вышеперечисленные издания входят в Лермонтовскую коллекцию Президентской библиотеки, основанную на оригинальных источниках и состоящую более чем из 115 электронных копий раритетных изданий. Последний весомый вклад в лермонтовское собрание сделал Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена: он предоставил библиотеке на оцифровку десять изданий, среди них, в частности, и процитированный выше труд И. Л. Андроникова «Жизнь Лермонтова».
Все любители русской словесности могут почерпнуть сведения из недоступных прежде источников в фонде Президентской библиотеки, насчитывающем сегодня около 400 тысяч единиц хранения.
![]() |
ЧЕЧНЯ. Хасмагомед Магомаев: голос чеченской прессы в эпоху перемен.
Казахстанские спасатели выручили 28 замерзающих пассажиров автобуса
Дорожные службы Дагестана ликвидировали последствия схода лавины
Черноморское побережье Ялты испытывает на прочность сильный шторм
Нобелевский институт заявил, что его премия мира не может быть передана
Американское издание представило недопустимые действия властей Армении против Самвела Карапетяна