ДАЙДЖЕСТ: |
Двадцать первый век всё жёстче ставит перед так называемыми "малыми" народами проблему выживания в глобализующемся мире, океане народов и цивилизации. Если попытаться взглянуть на эту жизненно важную проблему изнутри, то, пожалуй, можно сказать, что она заключается в способности выживания культуры народа, его духовном иммунитете, могущем противопоставить всеобщему унифицированному стандарту своё защитное средство. Это вовсе не означает, что нужно отгородиться от современных реалий. Напротив, наиболее полезным здесь видится синтез испытанных временем традиций c современностью.
Наиболее развитые народы, независимо от их количественного состава, проявляют способность к динамике, движению, развитию, оставаясь при этом в своей конституциональной парадигме. Если отследить последние десятилетия нашей жизни, то они, без преувеличения, буквально перевернули не только наш уклад, но и наши представления о мире и, в какой-то мере, наше сознание.
Мы стали другими. Мы вошли в цивилизацию с наибольшей активностью и в то же время с наибольшим сопротивлением, как это ни парадоксально звучит. Таков, видимо, наш национальный характер.
То же самое происходило в восемнадцатом, девятнадцатом и в двадцатом веках.
Мы одновременно и отстаём, и опережаем время. Интересный факт. Почему? Сослаться на характер – значит, легко отделаться. В самом деле, почему происходит такое глубоко противоречивое, на первый взгляд, явление? Возможно, мы боимся потерять свободу, как внутреннее качество. И мы же боимся отстать от времени. И в этих метаниях бросаемся в будущее сломя голову, при этом отстаивая свои традиции. В результате происходит несоразмерное явление, когда мы не можем войти в будущее спокойно и осознанно.
Сегодня нам необходимо ещё и ещё раз всесторонне обдумать и осмыслить итоги нашей истории и, наконец, определить вектор нашего современного сознания. Задача не простая и требующая напряжённой работы, усилий.
От того, сумеем ли мы ответить на эти злободневные вопросы, зависит наша будущность, способность к динамичному уравновешенному развитию.
Но, прежде всего, наверное, надо осознать себя как универсум и явление в ходе времени и истории, познать себя. Это позволит нам раз и навсегда покончить с благоприобретёнными рефлексиями, вернуть былую гармонию отношений и осознанно синтезировать традиции и современность.
Жить в мире, прежде всего, с собой, со своим сознанием и всеобщим укладом жизни, без надрыва и потрясений. Для этого у нас есть все возможности: и национальный ресурс, и опыт трагедий, и духовная устремлённость.
В истории достаточно примеров, когда тот или иной народ, концентрируя усилие, совершал ощутимый прорыв в будущее. Думается, и у нас хватит мудрости изменить себя в пользу будущего, во всеобщую национальную пользу.
Разумеется, для того, чтобы состоялось Возрождение, надо познать себя, познать свою культуру и, прежде всего, свой язык, этот незаменимый код к истории и душе народа. Опять-таки, подлинное Возрождение может начаться только с возрождения культуры сознания.
***
Одной из главных составляющих традиционной чеченской культуры было Общение. В кругу жизни Общение выявляло индивидуальность и одновременно вовлекало индивид в общественную мыслительную жизнь. Считалось, что и любовь произрастает из общения, и, как следствие этого понимания, существовало такое объёмное понятие, как – Уьр – Безам (Узы – Любовь).
С раннего детства человек бывал вовлечён в этот непрерывный процесс школы жизни, и по мере мужания на него ложилось личное и общественное бремя ответственности. Именно в общении происходил обмен мыслями, идеями и новостями, вырабатывался общественный идеал. При этом следует отметить, что главной темой общественных бесед являлась тема бытия человека, его предназначения, высшим же идеалом здесь, безусловно, являлось Житие Пророков, их жизненная стезя и высокий пример жизни.
Вообще, на Кавказе и, в частности, в Чечне высоко ценилось ораторское искусство и Слово. Понимание, что Слово несёт в себе не только мысль, но и духовную энергию, создавало очень бережное отношение к слову и накладывало на «Хозяина Слова» («Деш Да») персональную ответственность.
Можно сказать, что такое бережное отношение к Слову и Общению происходило из знания законов мироздания и чуткого отношения к явлениям тонкого свойства. Такой образ жизни создавал в обществе атмосферу доверия и равновесия.
В современном мире главным образом происходит интенсивный обмен товарами, общение перешло на задворки потребительства. Люди попросту отвыкли общаться. Технологии и потребление отняли у человека Человека. И трудно сказать, что нас ждёт впереди.
Век безудержной информации сметает теплоту живого человеческого общения, пространство общения невероятно раздвинулось и одновременно оскудело. Слишком много слов и мало молчаний.
Возможно, человек в очередной раз расстаётся со своей первозданностью.
***
Традиционное восприятие Жизни у чеченцев заключалось в одном слове – Некъ (Путь). В этом ёмком слове Жизнь Человека понималась как Высокая Стезя и Духовная Миссия. Не просто путь, не просто дорога, а именно Путь Духовного Обновления в череде земных испытаний, сквозь толщу времени и материи.
Этот провидческий, философский посыл вёл по жизни, всегда помогая «видеть вершину» («Лакхе го»), совершенствуя человека и постоянно поддерживая в нём необходимый внутренний взгляд, уровень. Этот вектор в конечном итоге был направлен к Богу («Далла т1е боьду Некъ»), как Путь Бесконечного совершенствования.
Направленность и усилия в ней ваяли из человека Личность, несущую ответственность за свой земной путь, тем самым вырастая в своём сознании до космического масштаба, до Вечности. И жизнь осознавалась не как быт, а как Бытие.
В Новое время, в силу объективных причин, традиционное сознание претерпевает ряд изменений. Появляется новое понимание жизненной вехи, выраженное в словосочетании Некъ-болх (Путь-Работа). Эта формула, появившаяся с вхождением в пространство мировой торговли в конце позапрошлого-начале прошлого веков устоялась в советскую эпоху. Жизнь медленно и как-то незаметно превратилась в быт.
В новейшее время времени не остаётся даже на быт. Всё стало – работой (Болх). Бегами. «Времени нет ни на что». Остались работа и деньги, вернее, деньги и... деньги... И место под солнцем измеряется этим «эквивалентом». Работы на всех не хватает. Единственное, что умножается, плодится и производится, – купля-продажа, попросту говоря – базар. Достаточно скучное занятие. И всё бы ничего, если бы Вселенский Базар не объявили смыслом, стержнем и содержанием Жизни. И даже Путём.
***
Формализм в наше время принял масштабы повседневности и даже нормы. Ранее формализм был едва заметным явлением и не влиял на нравственную температуру, можно сказать, в какой-то мере даже помогал в её сохранении. Как-то незаметно и в то же время явно обусловлено катаклизмами последних лет произошёл рывок и – следом – разрыв между человеком и словом, человеком и поступком, человеком и его содержанием.
Мы входим в цивилизацию громко и с обратной стороны. И ничего, ровным счётом ничего своего не берём с собой туда. Даже язык, становясь формальностью, остаётся в среде условностей и обрядов. И кто же мы будем в этой самой цивилизации? И цивилизация ли это для нас, если там – всё чужое? И мы на радостях или с перепугу бросаемся в беспамятстве в её объятия.
Формализмом стал в целом и образ жизни. И если новая Европа строится на Кавказской Традиции, то мы впадаем в непростительное забытье. В лучшем случае, мы можем быть у цивилизации гостями, в худшем – просто исчезнем. Так не лучше ли быть собой, остаться, сохранив великие традиции Отцов? Они никогда не стремились к материальному благу, наоборот, можно сказать, избегали их. Они в полной мере осознавали, что человек сотворён Богом. И уважая в человеке его Божественное начало, ни в коей мере не посягали на его честь и достоинство. Нам надо создавать своё пространство, свою мысль, свою идею, основанную на ненасилии и братстве. Иначе нас могут захлестнуть волны Нео-Потопа и мы попросту сгинем в информационном океане. И подход здесь нужен не формалистский, а сугубо реальный и адекватный ситуации.
***
Мы живём чужой жизнью. В одежде, еде, мыслях, образе жизни. Между тем пытаемся обмануть себя, говоря о том, что всё лучше, чем может и должно быть. Где-то там, на задворках памяти, живёт полузабытое чувство утрат, вечно гложущей ностальгии по самим себе – настоящим, забывшим, забытым, среди пёстрой мишуры, пустых обольщений, замысловатых ненужностей. Подражание суете – худшее из подражаний. В плену у самого себя нет замков и решеток, нет ничего, есть – неведение.
Дни слагаются в годы, годы – в десятилетия, века, и вечное мгновение озаряется вспышкой: «Камо грядеши?» И уже некогда оглянуться, и нет следов, потому как там нет тебя, даже суеты твоей, потому как и суета – чужая. И жизнь кажется чужой, тенью чужой суеты. И, прозревая, прорываясь к себе, ищешь точку возврата, подлинности, несуетности... и натыкаясь на лабиринты, всё же знаешь, что там впереди, нет... в тебе, и только в тебе – освобождение из собственного плена, обретение себя, возвращение.
Ты стоишь среди суеты, уже понимая, что ты здесь – чужой. Словно тонкий луч из поднебесья в ненастный день, приходит к тебе ясное осознание того, что твой путь – иной и он дороже тебе, чем всё золото мира. Он в тебе от Сотворения. Он так же высок, как это Небо. И ты спокоен, видя в нём медленные облака.
«Скорбим вместе с армянским народом»: посольство РФ о годовщине Спитакского землетрясения
ЧЕЧНЯ. Талхиг Шалинский и тактические приёмы чеченской артиллерии в Кавказской войне
СТАВРОПОЛЬЕ. В МВД Ставрополья рассказали о ДТП в регионе за прошедшие сутки