ДАЙДЖЕСТ: |
Вплоть до конца XVIII века («География Грузии» царевича Вахушти Багратиони) в грузинской письменной традиции вайнахов называли дурдзуками (или дзурдзуками). Это же название в различных огласовках присутствует и во многих средневековых арабских и армянских сочинениях, в которых упоминаются предки современных чеченцев и ингушей.
В грузинских источниках этноним дурдзуки, относящийся к вайнахам, впервые обнаруживается в так называемых «Сообщениях Григория Просветителя», составленных в IV веке новой эры. Оригинал этого произведения не сохранился и оно известно лишь в арабском переводе IX века, в котором интересующий нас этноним передается в форме «Д-р-з-к-й-т».В собственно арабских сочинениях (сообщение Факих-Хамадани о том, что в стране Дзурдзукии находится множество крепостей, «каждая из которых – укрепленный замок»), название дзурдзуков (дурдзуков) появляется с X века.
В древнеармянских источниках это название в форме дурцк (дурцук) отмечено впервые в «Армянской Географии» VII века. Крупнейший грузинский ученый-востоковед Г.А.Меликишвили еще в 1959 году обратил внимание на сходство этнонима дурдзук (дзурдзук) с названием Маннейского города Дурдукки (Зурзукки). Впоследствии к этому сходству обращались многие исследователи (Виноградов и Чокаев – 1966; Харадзе и Робакидзе – 1968; Джамирзаев – 1980; Нунуев – 1987 и др.). Однако, отметив сходство этих названий, ни Меликишвили, ни другие ученые не сделали попыток объяснить это сходство исторически и лингвистически. Кроме того, до сих пор не разгадано значение этнонима дурдзук; непонятно, что он означает; почему вайнахов называли именно этим этнонимом. В данной статье, возможно, нам удастся решить некоторые аспекты этой интересной проблемы.
2.
Прежде всего необходимо уточнить, что название дурдзуки в грузинской традиции покрывало не всех нахов, а только их часть, наиболее сильную и социально организованную. В своде древних грузинских летописей «Картлис Цховреба» («Жизнь Грузии») отмечается, что первый грузинский царь Фарнаваз (III век до н.э.) женился на «деве из рода Кавкаса (племени) дурдзуков...». Далее излагаются сведения о рождении у Фарнаваза сына Саурмага, о вступлении последнего на трон Грузии, о восстании против юного царя грузинских князей, пытавшихся утвердить в стране иранскую династию, о бегстве Саурмага к дурдзукам (вайнахам) и о том, что родственники матери Саурмага собрали для него сильное войско, с которым царь вернулся в Грузию и подавил восстание князей-изменников. В «Картлис Цховреба» говорится: «Тогда же Саурмаг привел с собой всех дурдзуков – половину рода Кавкасианов...».
Итак, дурдзуки (вайнахи) являлись в те времена (около 22 столетий назад) «половиной рода Кавкасианов», то есть сообщества нахских племен и народов, живших, как указывает «Картлис Цховреба», по обе стороны Кавказского хребта. Судя по всему, вайнахи доминировали в этом сообществе, так как «Картлис Цховреба» отмечает, что «над сыновьями Кавкаса был владыкой Дурдзук, сын Тирета» и что «Дурдзук был самым знаменитым среди сынов Кавкаса».Отсюда становится ясно, что дурдзуки (вайнахи) были лишь частью более обширного массива нахоязычных племен и народов (кавкасианов).
Кавкас, общий родоначальник нахов, возводится древними грузинскими летописями к пророку Ною. Отмечается следующая родословная: Ной – его сын Яфет, сын Яфета Таршис, сын Таршиса Таргамос, сын Таргамоса Кавкас. Вайнахи (дурдзуки) являются самыми знаменитыми потомками Кавкаса. Продолжив поиск других «потомков Кавкаса» мы придем к весьма любопытным историческим фактам, которые заставят переоценить многие устоявшиеся штампы научного кавказоведения. Но мы вернемся к этой теме в других статьях, а пока продолжим историко-лингвистический анализ названия дурдзуки.
3.
В 719 году до н.э. ассирийская армия под предводительством царя Саргона II совершила военный поход против Маннейского царства, итоги которого имеют непосредственное отношение к расследуемой нами проблеме. Вот как объясняет мотивы этого похода сам Саргон II:
«В третьем году моего правления укрепленные города Шуандахуль и Дурдукка задумали мятеж против Иранзу маннейского, влачившего мое ярмо, и положились на Митатти зикиртского. Митатти зикиртский оказал им помощь, дав им своих воинов и всадников. Многочисленные войска бога Ашшура я ополчил и выступил в поход на завоевание этих городов; сильными осадными орудиями я пробил их укрепленные стены и сравнял их с землей; людей с их имуществом я полонил; эти города я разрушил, снес и сжег в огне. Людей Суку, Бала и Абитикна, которые посоветовали дурной совет, ведущий к исторжению их корня, и вступили в соглашение с Русой урартским, из-за совершенного ими греха я переселил их с их места в западную страну Хатти».
Мятеж перечисленных в анналах Саргона II маннейских городов вспыхнул, как это видно из текста, под влиянием проурартских сил. Жители городов Суку, Балы и Абитикны, подстрекавшие к восстанию, были переселены в «западную страну Хатти» или, если цитировать буквально, «в страну Хатти страны Амуру». Термин «Амуру» может означать как в узком смысле Сирию, так и вообще географический запад. Под «страной Хатти» ассирийские тексты той эпохи понимают обычно Сирию, Финикию и Палестину, а также всю Малую Азию (Анатолию). В узком смысле «страна Хатти» – это царство Каркемиш. Жители Суку, Балы и Абитикны были, очевидно, переселены в Малую Азию, где Ассирия в ту пору проявляла большую военную активность: в двумя годами раньше, в 717 году до н.э. Саргон II разгромил «страну мушков» (Фригию) и царство Каркемиш. В любом случае ясно, что захваченное в маннейских городах население было депортировано ассирийцами куда-то в западном направлении.
О жителях Шуандахуля и Дурдукки указывается, что их «с их имуществом полонили», то есть захватили для последующего переселения. Следовательно, жители этих двух городов-крепостей не были уничтожены или обращены в рабство – ассирийцы никогда не стеснялись в сочных красках описывать зверства, которые они творили над приговоренными к уничтожению жителями захваченных территорий. Не смущались они отмечать и факты обращения в рабство.
Но куда были угнаны взятые в плен жители Дурдукки, которые интересуют нас в первую очередь? Мы имеем все основания предполагать, что они разделили участь жителей других захваченных ассирийцами маннейских городов, то есть были переселены в Малую Азию. У ассирийцев было в обычае переселять захваченное население в противоположные концы империи, а Малая Азия как раз и составляла западную окраину ассирийской державы, тогда как Манна находилась на противоположной, восточной окраине империи, в окрестностях озера Урмии (современный Иран).
Для более детального уточнения этого вопроса попытаемся выяснить судьбу захваченного ассирийцами населения за период с 719 по 712 гг. – именно эти семь лет непрерывных походов отмечены в анналах Саргона II. Итак:
719 г. Захвачены пять маннейских городов – Шуандахуль, Дурдукка, Суку, Бала и Абитикна. Их население угнано на запад, в Малую Азию;
717 г. Поход во Фригию и царство Каркемиш. Захваченное население, как указывается в анналах Саргона II, угнано в Сирию (в Дамаск);
716 г. Второй поход в Манну. Ассирийская армия захватила правителя области Аллабрия, который вместе с семьей был куда-то переселен (куда не уточняется);
715 г. Урартский царь Руса вводит на территорию Манны свою армию и занимает гарнизонами 22 крепости. Ассирийцы, не решаясь выступить против сильного противника, удовольствуются пограничными набегами на Манну, в результате которых в их руки попадает 4200 мирных жителей, которых угоняют в западном направлении. Вялость ассирийцев объясняется тем, что в тот момент их основные силы задействованы в походах на Мидию, Палестину и Киликию;
714 г. Собрав воедино все свои войска, Саргон II вторгается в Манну и Урарту и хвастливо отмечает, что захватил 260 человек «царского рода». Судьба этих людей неизвестна;
713 г. Четвертый поход на Манну, видимо, неудачный, потому что не упоминаются захваченные люди. В том же году ассирийцы нападают на «царство Табал» (то же самое, что «страна мушков», Фригия). Здесь отмечен интересный для нас факт заселения «царства Табал» людьми, захваченными в предыдущих походах, преимущественно в Маннейском царстве;
712 г. Поход Саргона II в Малую Азию, на «страну города Мелид». Тархунази, царь Мелида, бежит из захваченной ассирийцами столицы в город Тил-Гаримме, и Саргон II отмечает: «Я накрыл этот город (Тил-Гаримме), как туча... Тархунази, их царя, вместе с его воинами я бросил в железные цепи, а его жену, его сыновей, его дочерей, вместе с 5000 пленными воинами, я привел в Ашшур. Город Тил-Гаримме заново я заселил и ввел в него людей, завоеванных моими руками».
ГРУЗИЯ. Драка в ЦИК Грузии - подведение итогов выборов стартовало в Тбилиси
ГРУЗИЯ. Илия II поздравил "Грузинскую мечту" с победой на выборах
ГРУЗИЯ. Грузинская оппозиция заблокировала Тбилисский госуниверситет
В Национальном Собрании произошел инцидент между журналистом и сотрудниками СГО Армении
ИНГУШЕТИЯ. За мошенничество при получении выплат осуждена жительница Ингушетии
ИНГУШЕТИЯ. Ингушетия в числе лидеров по реализации мероприятий нацпроекта «Здравоохранение»