Мультипортал. Всё о Чеченской Республике.

Головные уборы чеченских женщин


Просмотров: 15 550Комментариев: 0
ДАЙДЖЕСТ:
Головные уборы чеченских женщин
Как известно, важной составной частью костюма является головной убор, как в прошлом, так и в современ­ный период. Головные уборы женщин Кавказа, в том числе и чеченцев, отличались ори­гинальностью и исключитель­ным разнообразием, отражая этническую принадлежность, возрастные и социальные осо­бенности. Хотелось бы услы­шать от вас, как от исследо­вателя традиционной одежды чеченцев, – какие головные уборы были присущи нашим женщинам в прошлом?

Этот и последующие свои вопросы я задавала кандидату исторических наук, доценту кафедры истории народов Чечни Чеченского государ­ственного университета Бир­лант Абдулвахабовой.

Пожалуй, ни один элемент традиционной одежды не при­влекал столь пристального вни­мания, как головные уборы жен­щин. Формы головных уборов, бытовавших в XVI- начале XIX в., были самые разнообразные. Их можно подразделить на ниж­ние и верхние головные уборы. Основным нижним головным убором был накосник, имевший самые разнообразные типы и локальные варианты. Накосник (прототип современной чух­ты) прикрывал голову, плотно охватывая верхнюю часть лба и свисал с затылка вниз по спине (в виде повязки прямоугольной формы, повязка треугольной формы, надобная повязка, на­косник чепцом и мешочком и т.д.), платок, который заменил накосник, чепцы в виде круглых шапок. Подобные головные уборы были распространены и у многих народов Северного Кавказа.

Верхние головные уборы представляли собой круглые шапочки, квадратный платок, прямоугольно е покрывало- полотнище, треугольные плат­ки, шелковые или шифоновые шарфы, шали и т.д.

Скажите, какие источни­ки дают возможность характе­ризовать более ранние формы головных уборов женщин? Насколько известно, нет пись­менных свидетельств, расска­зывающих о них. 

–Да, действительно, пись­менных свидетельств, относя­щихся к указанному периоду, по головным уборам практически нет. Во всяком случае, нам пока они неизвестны. Но археологиче­ские источники, в совокупности с другими свидетельствами, дают нам представление о голов­ных уборах женщин XVI- начала XIX в. В горной зоне Чечни до сих пор сохранились уникальные средневековые погребальные памятники-склепы («маьлхан кешнаш»), в которых довольно хорошо сохранились материалы по одежде, в том числе и по го­ловным уборам.

В Чечне существуют два крупнейших на Северном Кав­казе некрополя: Майста (Васер­кел) и Мелхиста (Цой-Педа). Кроме того, небольшие группы склепов, а также одиночные погребальные сооружения со­хранились по всей горной зоне. Склепы делятся на подземные, полуподземные и надземные. Еще будучи студенткой исто­рического факультета Чечено- Ингушского госуниверситета, я начала собирать материал по тра­диционной одежде чеченцев в со­ставе Предгорно-плосокостной археолого-этнографической экс­педиции, исследуя эти памятни­ки. В том числе и по головным уборам. К сожалению, эта работа была прервана известными во­енными действиями на террито­рии нашей республики. Но нам удалось собрать уникальный материал, на основе которого сегодня у нас есть возможность реконструировать средневековые головные уборы.

– И какие же головные уборы вы обнаружили в этих интересных памятниках, и из какого материала они были изготовлены? 


– Я здесь хотела бы еще раз вернуться к склепам, а потом ответить на ваш вопрос. Неко­торые исследователи связывают появление склеповых захороне­ний малоземельем в горах. Но истинная причина, скорее всего, заключается в канонах языче­ского культа. Само чеченское название склепа – «маьлхан каш» – «солнечная могила», что позво­ляет связать эту погребальную культуру с солнечным культом. Солнечный культ существовал не только у предков чеченцев, но и у многих народов мира. Все «солнечное» - это желтый, яркий цвет в тканях, круглая форма в предметах материальной куль­туры, в украшениях, орнаменте и т.д. приветствовалось нашими предками.<

И возвращаясь к вашему вопросу – мы обнаружили в на­земном башнеобразном склепе Цой-Педы круглую шапочку, сшитую из ткани на шелковой основе и украшенную опять же круглыми серебряными бляхами, вышитую бисером в форме со­лярных розеток. Несомненно, эта символика связана с солнечным культом. И по всей вероятности, анализ сопутствующих мате­риалов об этом свидетельствует, данный головной убор – это при­надлежность костюма молодых девушек.

Конечно, повседневные го­ловные уборы изготавливались из местных тканей. Предки чеченцев с глубокой древности производили различные ткани, благо, сырье для этого было до­статочно и, видимо, искусных ткачих - тоже. Это различные со­рта сукон, крашенина, холст, лен и некоторые другие виды тканей. А с XVI века чеченцы производи­ли собственный шелк. Многочис­ленные археологические находки свидетельствуют о довольно об­ширных и разнообразных связях Чечни с Закавказьем, странами Ближнего Востока, Восточной Европы. Эта связь находила вы­ражение в тех же украшениях для головных уборов, прикладном и орнаментальном творчестве на­ших предков. Например, бисер для вышивки головных уборов, коралл, янтарь, лазурит, бирю­за и т.д. поступали к предкам чеченцев из указанных регио­нов, путем торговых связей. Но многие украшения произво­дились и местными мастерами- ювелирами.

Также мне хочется упомянуть из наземного склепа аула Коротх (это ущелье Чанты-Аргуна) девичий квадратный платок, вышитый типичным нахским орнаментом. Основу чеченского орнамента, в данном случае, представлял образ жизнетворной энергии солнца – роговидные композиции. Здесь также про­слеживается связь с древними тотемистическими представле­ниями скотоводческого народа. К примеру, в зооморфном рого­видном орнаменте четко обозна­чены очертания рогов наиболее почитаемых животных – оленя, барана, горного козла, буйвола.<

– А характерно ли для че­ченцев украшение головных уборов золотыми и серебряны­ми нитями? 

– Несомненно, более того, это искусство имеет свои глубокие корни. Золотыми и серебряны­ми нитями вышивали не только головные уборы - платки, шали, шапочки, но и одежду - ворот, рукава, подол платья, пояса, предметы домашнего обихода. Характерным орнаментом и здесь является мотив оленьих рогов, круги с орнаментом, сим­волические изображения солнца, мотивы растительного мира и т.д. Кроме того, в чеченской вышивке встречаются также элементы астрального орнамента (звезды, крест, солнце, луна).

– Бирлант, а цветовая гам­ма имела какое-то значение в вышивке? 

– Надо сказать, что мастера прикладного искусства широко использовали безграничные возможности цвета. Типичная в орнаментике цветовая гамма состоит из шести основных цветов - желтого, зеленого, красного, синего, белого и чер­ного. Но наиболее распростра­ненной была цветовая гамма из четырех цветов: зеленого, красного, желтого и черного. Все цвета имели символиче­ское значение. Красный - цвет радости, веселья, счастья. С желтым, золотистым цветом связано представление о солн­це – источнике всего живого на земле. Голубой цвет - цвет неба, зеленый - цвет весны. Белый и черный считались полярно противоположными и симво­лизировали день и ночь… На характер орнамента чеченцев, прежде всего, влияла окружаю­щая природа, тесно связанная с жизнью и бытом земледельца и скотовода.

– Наши женщины в про­шлом носили чалму или чадру, характерные, скажем, для не­которых наших соседних на­родов (аварцев, дагестанских азербайджанцев и т.д.)? 

– Вы правы. Для некоторых дагестанских народностей на­званные головные уборы дей­ствительно были характерны. Но чеченская женщина никогда не носила чалму и не одевала чадру. Лицо чеченской женщины всегда было открытым.

– Какой вид традиционного головного убора преобладал у чеченских женщин? 

–Основным видом традици­онного головного убора у чечен­ских женщин был квадратный платок. Шили платки из разных дорогих и дешевых тканей, в том числе из белой, темной бязи, набойки, шерсти покупного и домотканого шелка, с бахромой и без бахромы. В комплексе костюма женщин из знатных и богатых семей были платки из дорогих тканей, например, парчи и атласа.

– Откуда они поступали к нам? 

– Из разных восточных стран - Персии, Индии, Османской империи и т.д.

– А какие способы ношения платка существовали у чечен­ских женщин? <

–Для чеченок характерны были различные способы но­шения платка, которые обнару­живают и возрастные различия. Девочки и подростки носили платок следующим образом: скрещивали оба угла с противо­положных плеч под подбород­ком и завязывали их узелком. Девушки носили шали, платки, закинув противоположные кон­цы на плечи за спину. Пожилые замужние женщины но сили платки поверх чухты, а противо­положные концы затыкали под подбородком. В холодную по­году поверх квадратного платка накидывали шаль, концы кото­рого свободно свисали спереди или закидывали на плечи. Во время работы дома или в поле, чтобы концы платка не мешали, их завязывали на затылке или вокруг шеи.<

– Что вы можете сказать о традициях, связанных у наше­го народа с головным убором? 

– Надо сказать, как и у многих народов, у чеченцев существовал культ головного убора. В том числе и женского. Выходить женщине с непо­крытой головой было не при­нято и неприлично. Насколько большое значение придавалось головному убору чеченцами, свидетельствует тот факт, что платок, брошенный женщиной между враждующими сторо­нами, тут же прекращал са­мую жестокую схватку между мужчинами. И таким образом женщины предотвращали не­мало зла. Причина, по которой мужчины прекращали стол­кновение при виде снявшей платок женщины, заключается в следующем: то, что женщина прилюдно обнажала голову, было необычным, большим событием. Женщина могла пойти на такой шаг только в исключительных случаях. Считалось, что небеса, увидев женщину с непокрытой голо­вой, могут перевернуться. И, конечно, перед столь великой бедой любая ссора не имела значения, и ссора моментально прекращалась.

– А можно говорить сегодня о преемственности традици­онных форм головных уборов чеченских женщин? 

– Если говорить о традициях форм, то можно назвать ква­дратные и треугольные платки. В современный период проис­ходит унификация головных уборов. Здесь мы наблюдаем влияние европейской и вос­точной культур. Через сети раз­личных магазинов в республике распространяются итальянские, китайские, арабские, турецкие, сирийские и других стран виды этнических национальных го­ловных уборов. И вместе с тем и способ ношения этих голов­ных уборов внедряется в быт чеченок. Конечно, это хорошо, что мы сегодня имеем возмож­ность знакомиться с иноэтнич­ными культурами. Но, я считаю, что мы должны делать упор в первую очередь на сохранение собственных традиционных норм и форм даже в головных уборах женщин, возрождать и приумножать богатые и про­грессивные традиции нацио­нальной чеченской культуры.

Беседу вела Лида БУГАЕВА

Источник: www.vesti-respubliki.ru


checheninfo.ru



Добавить комментарий

НОВОСТИ. BEST:


ЧТО ЧИТАЮТ:

Время в Грозном

   

Горячие новости


Это интересно

Календарь новостей

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Здесь могла быть Ваша реклама


checheninfo.ru      checheninfo.ru

Смотреть все новости


Добрро пожаловать в ЧР

МЫ В СЕТЯХ:

 checheninfo.ru  checheninfo.ru checheninfo.ru checheninfo.ru Ютуб Гордалой  checheninfo.ru Ютуб Гордалой Ютуб Гордалой checheninfo.ru

 checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru  checheninfo.ru

Наши партнеры

gordaloy  Абрек

Онлайн вещание "Грозный" - "Вайнах"