Как известно, важной составной частью костюма является головной убор, как в прошлом, так и в современный период. Головные уборы женщин Кавказа, в том числе и чеченцев, отличались оригинальностью и исключительным разнообразием, отражая этническую принадлежность, возрастные и социальные особенности. Хотелось бы услышать от вас, как от исследователя традиционной одежды чеченцев, – какие головные уборы были присущи нашим женщинам в прошлом?
Этот и последующие свои вопросы я задавала кандидату исторических наук, доценту кафедры истории народов Чечни Чеченского государственного университета Бирлант Абдулвахабовой.
Пожалуй, ни один элемент традиционной одежды не привлекал столь пристального внимания, как головные уборы женщин. Формы головных уборов, бытовавших в XVI- начале XIX в., были самые разнообразные. Их можно подразделить на нижние и верхние головные уборы. Основным нижним головным убором был накосник, имевший самые разнообразные типы и локальные варианты. Накосник (прототип современной чухты) прикрывал голову, плотно охватывая верхнюю часть лба и свисал с затылка вниз по спине (в виде повязки прямоугольной формы, повязка треугольной формы, надобная повязка, накосник чепцом и мешочком и т.д.), платок, который заменил накосник, чепцы в виде круглых шапок. Подобные головные уборы были распространены и у многих народов Северного Кавказа.
Верхние головные уборы представляли собой круглые шапочки, квадратный платок, прямоугольно е покрывало- полотнище, треугольные платки, шелковые или шифоновые шарфы, шали и т.д.
Скажите, какие источники дают возможность характеризовать более ранние формы головных уборов женщин? Насколько известно, нет письменных свидетельств, рассказывающих о них. –Да, действительно, письменных свидетельств, относящихся к указанному периоду, по головным уборам практически нет. Во всяком случае, нам пока они неизвестны. Но археологические источники, в совокупности с другими свидетельствами, дают нам представление о головных уборах женщин XVI- начала XIX в. В горной зоне Чечни до сих пор сохранились уникальные средневековые погребальные памятники-склепы («маьлхан кешнаш»), в которых довольно хорошо сохранились материалы по одежде, в том числе и по головным уборам.
В Чечне существуют два крупнейших на Северном Кавказе некрополя: Майста (Васеркел) и Мелхиста (Цой-Педа). Кроме того, небольшие группы склепов, а также одиночные погребальные сооружения сохранились по всей горной зоне. Склепы делятся на подземные, полуподземные и надземные. Еще будучи студенткой исторического факультета Чечено- Ингушского госуниверситета, я начала собирать материал по традиционной одежде чеченцев в составе Предгорно-плосокостной археолого-этнографической экспедиции, исследуя эти памятники. В том числе и по головным уборам. К сожалению, эта работа была прервана известными военными действиями на территории нашей республики. Но нам удалось собрать уникальный материал, на основе которого сегодня у нас есть возможность реконструировать средневековые головные уборы.
– И какие же головные уборы вы обнаружили в этих интересных памятниках, и из какого материала они были изготовлены? – Я здесь хотела бы еще раз вернуться к склепам, а потом ответить на ваш вопрос. Некоторые исследователи связывают появление склеповых захоронений малоземельем в горах. Но истинная причина, скорее всего, заключается в канонах языческого культа. Само чеченское название склепа – «маьлхан каш» – «солнечная могила», что позволяет связать эту погребальную культуру с солнечным культом. Солнечный культ существовал не только у предков чеченцев, но и у многих народов мира. Все «солнечное» - это желтый, яркий цвет в тканях, круглая форма в предметах материальной культуры, в украшениях, орнаменте и т.д. приветствовалось нашими предками.<
И возвращаясь к вашему вопросу – мы обнаружили в наземном башнеобразном склепе Цой-Педы круглую шапочку, сшитую из ткани на шелковой основе и украшенную опять же круглыми серебряными бляхами, вышитую бисером в форме солярных розеток. Несомненно, эта символика связана с солнечным культом. И по всей вероятности, анализ сопутствующих материалов об этом свидетельствует, данный головной убор – это принадлежность костюма молодых девушек.
Конечно, повседневные головные уборы изготавливались из местных тканей. Предки чеченцев с глубокой древности производили различные ткани, благо, сырье для этого было достаточно и, видимо, искусных ткачих - тоже. Это различные сорта сукон, крашенина, холст, лен и некоторые другие виды тканей. А с XVI века чеченцы производили собственный шелк. Многочисленные археологические находки свидетельствуют о довольно обширных и разнообразных связях Чечни с Закавказьем, странами Ближнего Востока, Восточной Европы. Эта связь находила выражение в тех же украшениях для головных уборов, прикладном и орнаментальном творчестве наших предков. Например, бисер для вышивки головных уборов, коралл, янтарь, лазурит, бирюза и т.д. поступали к предкам чеченцев из указанных регионов, путем торговых связей. Но многие украшения производились и местными мастерами- ювелирами.
Также мне хочется упомянуть из наземного склепа аула Коротх (это ущелье Чанты-Аргуна) девичий квадратный платок, вышитый типичным нахским орнаментом. Основу чеченского орнамента, в данном случае, представлял образ жизнетворной энергии солнца – роговидные композиции. Здесь также прослеживается связь с древними тотемистическими представлениями скотоводческого народа. К примеру, в зооморфном роговидном орнаменте четко обозначены очертания рогов наиболее почитаемых животных – оленя, барана, горного козла, буйвола.<
– А характерно ли для чеченцев украшение головных уборов золотыми и серебряными нитями? – Несомненно, более того, это искусство имеет свои глубокие корни. Золотыми и серебряными нитями вышивали не только головные уборы - платки, шали, шапочки, но и одежду - ворот, рукава, подол платья, пояса, предметы домашнего обихода. Характерным орнаментом и здесь является мотив оленьих рогов, круги с орнаментом, символические изображения солнца, мотивы растительного мира и т.д. Кроме того, в чеченской вышивке встречаются также элементы астрального орнамента (звезды, крест, солнце, луна).
– Бирлант, а цветовая гамма имела какое-то значение в вышивке? – Надо сказать, что мастера прикладного искусства широко использовали безграничные возможности цвета. Типичная в орнаментике цветовая гамма состоит из шести основных цветов - желтого, зеленого, красного, синего, белого и черного. Но наиболее распространенной была цветовая гамма из четырех цветов: зеленого, красного, желтого и черного. Все цвета имели символическое значение. Красный - цвет радости, веселья, счастья. С желтым, золотистым цветом связано представление о солнце – источнике всего живого на земле. Голубой цвет - цвет неба, зеленый - цвет весны. Белый и черный считались полярно противоположными и символизировали день и ночь… На характер орнамента чеченцев, прежде всего, влияла окружающая природа, тесно связанная с жизнью и бытом земледельца и скотовода.
– Наши женщины в прошлом носили чалму или чадру, характерные, скажем, для некоторых наших соседних народов (аварцев, дагестанских азербайджанцев и т.д.)? – Вы правы. Для некоторых дагестанских народностей названные головные уборы действительно были характерны. Но чеченская женщина никогда не носила чалму и не одевала чадру. Лицо чеченской женщины всегда было открытым.
– Какой вид традиционного головного убора преобладал у чеченских женщин? –Основным видом традиционного головного убора у чеченских женщин был квадратный платок. Шили платки из разных дорогих и дешевых тканей, в том числе из белой, темной бязи, набойки, шерсти покупного и домотканого шелка, с бахромой и без бахромы. В комплексе костюма женщин из знатных и богатых семей были платки из дорогих тканей, например, парчи и атласа.
– Откуда они поступали к нам? – Из разных восточных стран - Персии, Индии, Османской империи и т.д.
– А какие способы ношения платка существовали у чеченских женщин? <
–Для чеченок характерны были различные способы ношения платка, которые обнаруживают и возрастные различия. Девочки и подростки носили платок следующим образом: скрещивали оба угла с противоположных плеч под подбородком и завязывали их узелком. Девушки носили шали, платки, закинув противоположные концы на плечи за спину. Пожилые замужние женщины но сили платки поверх чухты, а противоположные концы затыкали под подбородком. В холодную погоду поверх квадратного платка накидывали шаль, концы которого свободно свисали спереди или закидывали на плечи. Во время работы дома или в поле, чтобы концы платка не мешали, их завязывали на затылке или вокруг шеи.<
– Что вы можете сказать о традициях, связанных у нашего народа с головным убором? – Надо сказать, как и у многих народов, у чеченцев существовал культ головного убора. В том числе и женского. Выходить женщине с непокрытой головой было не принято и неприлично. Насколько большое значение придавалось головному убору чеченцами, свидетельствует тот факт, что платок, брошенный женщиной между враждующими сторонами, тут же прекращал самую жестокую схватку между мужчинами. И таким образом женщины предотвращали немало зла. Причина, по которой мужчины прекращали столкновение при виде снявшей платок женщины, заключается в следующем: то, что женщина прилюдно обнажала голову, было необычным, большим событием. Женщина могла пойти на такой шаг только в исключительных случаях. Считалось, что небеса, увидев женщину с непокрытой головой, могут перевернуться. И, конечно, перед столь великой бедой любая ссора не имела значения, и ссора моментально прекращалась.
– А можно говорить сегодня о преемственности традиционных форм головных уборов чеченских женщин? – Если говорить о традициях форм, то можно назвать квадратные и треугольные платки. В современный период происходит унификация головных уборов. Здесь мы наблюдаем влияние европейской и восточной культур. Через сети различных магазинов в республике распространяются итальянские, китайские, арабские, турецкие, сирийские и других стран виды этнических национальных головных уборов. И вместе с тем и способ ношения этих головных уборов внедряется в быт чеченок. Конечно, это хорошо, что мы сегодня имеем возможность знакомиться с иноэтничными культурами. Но, я считаю, что мы должны делать упор в первую очередь на сохранение собственных традиционных норм и форм даже в головных уборах женщин, возрождать и приумножать богатые и прогрессивные традиции национальной чеченской культуры.
Беседу вела Лида БУГАЕВАИсточник: www.vesti-respubliki.ru
checheninfo.ru