ДАЙДЖЕСТ: |
Фото: ReutersПолитические обозреватели предполагают, что Кэмерон официально объявит о референдуме уже 22 февраля, после саммита Евросоюза 18–19 февраля, на котором лидеры ЕС, предположительно, одобрят пакет компромиссов между Британией и остальным союзом. Референдум же, предполагают аналитики, будет назначен на 23 июня.
Конечно, британские политики и разнообразные организации бурно спорят об условиях членства Британии в Евросоюзе и фактически агитируют каждый за свою точку зрения уже сейчас, до официального старта кампании, но британские законы предусматривают, что у кампании должны быть официальные организаторы с обеих сторон — и за то, чтобы остаться в ЕС, и за то, чтобы уйти.
Кто назначит главных организаторов?
Референдумы в Британии случаются нечасто, но их проведение достаточно четко регламентировано законом. А закон требует, чтобы с обеих сторон был назначен главный организатор кампании (lead campaign), то есть общественное объединение, официально представляющее тот или иной лагерь.
Например, перед референдумом о независимости Шотландии в 2014 году организация «Вместе лучше» была официальным организатором кампании против выхода из состава Соединенного королевства, а организация «Да, Шотландия» была главным агитатором за независимость.
Выбрать главных организаторов должна Избирательная комиссия Великобритании, которая отвечает за то, чтобы вся кампания и референдум были честными, а стороны имели равные возможности.
Это довольно важный и трудный выбор, потому что главные организаторы получат не только официальный статус и с ним повышенное внимание прессы, но и немалые деньги.
Цена вопроса
Оба главных организатора получат по 600 тысяч фунтов стерлингов в виде государственного гранта, а также право потратить на кампанию по 7 млн фунтов пожертвований.
Кроме того, им будет предоставлено право на эфирное время на телевидении и радио, на бесплатные почтовые рассылки и на бесплатные помещения для собраний.
То, что у кампании будут главные организаторы, конечно, не означает, что другим организациям запрещено агитировать за или против. Разрешено. При этом, если организация зарегистрируется при Избирательной комиссии, она получит право потратить на свою кампанию до 700 тысяч фунтов, раскрывая при этом источники пожертвований.
Незарегистрированные при Избирательной комиссии организации могут по закону потратить на кампанию в ходе подготовки к референдуму до 10 тысяч фунтов.
Кто претенденты?
По одну сторону баррикад все более или менее ясно. «С Европой Британия сильнее» (Britain Stronger In Europe) — самое влиятельное объединение, агитирующее против выхода из Евросоюза, и конкурентов у него пока не видно.
Собственные кампании обещают развернуть Шотландская национальная партия и лейбористы, но пока именно эта зонтичная организация во главе с бывшим руководителем компании Marks & Spencer лордом Роузом пользуется наиболее широкой поддержкой среди тех, кто считает, что будущее Британии — в составе ЕС.
Британские власти сформулировали главный вопрос референдума о членстве в ЕС
А вот по другую сторону невидимого фронта все гораздо сложнее. На благосклонность Избирательной комиссии могут реально претендовать сразу три организации из числа тех, что агитируют за выход из ЕС.
Еще полгода назад их было две: «Голосуй за выход» (Vote Leave) и «Выходим.ЕС» (Leave.EU).
Первая исторически связана с правящей Консервативной партией: ее возглавляет бывший канцлер казначейства в правительстве консерваторов лорд Доусон. «Голосуй за выход» выросла из организации евроскептиков «Бизнес за Британию», которая давно выступает за пересмотр отношений Лондона с Брюсселем.
При этом заместителем главы «Голосуй за выход» является спонсор лейбористов Джон Миллз, а кроме того, организацию поддерживает депутат от Партии независимости Соединенного королевства (UKIP или ЮКИП) Дуглас Карсвелл.
«Выходим.ЕС» создана в июле прошлого года бизнесменом Арроном Бэнксом, который спонсировал консерваторов, а перед прошлогодними парламентскими выборами переметнулся на сторону ЮКИП и стал одним из ее главных спонсоров. Соответственно, эту организацию поддерживают прежде всего политики из ЮКИП.
Отношения между этими двумя группами единомышленников далеки от сердечных: они обвиняют друг друга в неправильной стратегии, в неспособности договариваться и в преследовании собственных корыстных целей.
Видя, что эти две организации никак не могут договориться, часть сторонников выхода из ЕС в прошлом месяце создала новый альянс: Grassroots Out. Коротко перевести это название на русский, сохранив разные коннотации, очень трудно, но аббревиатура GO совпадает с глаголом «идти, уходить».
GO создали депутаты от правящей Консервативной и оппозиционной Лейбористской партий, а позже ее поддержали лидер ЮКИП Найджел Фарадж, евродепутаты от его партии, а также депутаты парламента от североирландской Демократической партии юнионистов.
От стенки до стенки
Все эти организации многопартийны по составу, и это совсем не случайность. Претендент на статус главного организатора кампании перед референдумом должен отвечать ряду требований, и одно из них — этот альянс должен представлять самые разные политические силы и слои общества.
Кроме того, Избирательная комиссия будет оценивать соответствие целей претендента его декларациям, финансовую и организационную состоятельность потенциального «главного организатора кампании» и другие аспекты.
Все эти требования описаны в законе о партиях, выборах и референдумах от 2000 года.
От того, кто со стороны евроскептиков выиграет этот конкурс, зависит тональность будущей кампании за выход из ЕС.
Если победят «Выходим.ЕС» или GO, то акцент в агитации, вероятно, будет сделан на вопросах иммиграции и внутренней безопасности страны.
Если же победит «Голосуй за выход», то, по словам депутата Карсвелла, акцент будет сделан на экономических выгодах от разрыва с Евросоюзом.
Новое за сегодня ?
«Скорбим вместе с армянским народом»: посольство РФ о годовщине Спитакского землетрясения
ЧЕЧНЯ. Талхиг Шалинский и тактические приёмы чеченской артиллерии в Кавказской войне
СТАВРОПОЛЬЕ. В МВД Ставрополья рассказали о ДТП в регионе за прошедшие сутки