Военные кампании, прошедшие на территории Чеченской Республики - субъекта Российской Федерации, стали следствием тысяч пропавших без вести мирных граждан, нераскрытых уголовных дел, преступлений, совершенных против мирных жителей….
…Десятого января 2000 года военнослужащие федеральных войск при «зачистке» обнаружили в подвале дома прятавшихся от обстрела двух сестер и их мать, сестер убили и сожгли перед матерью. Мать на этой почве потеряла рассудок….только спустя три года после этого было возбуждено уголовное дело, приостановленное прокуратурой в январе 2005 года «в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого»…
… 20 декабря 2000 года в результате минометного обстрела военнослужащими российской армии погибли пять студентов Чеченского государственного пединститута. По данному факту 20 декабря 2000 года прокуратурой г. Грозного было возбуждено уголовное дело, а 22 января 2001 года, по подследственности передано военной прокуратуре ОГВ (с) на Северном Кавказе, которая в апреле 2001 года вынесла постановление о приостановлении следствия «в связи с неустановлением лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых». В память о своих студентах руководство вуза установило на территории института памятник.
….В марте 2001 года были убиты работники ТЭЦ-4. По факту убийства военной прокуратурой ОГВ (с) было возбуждено уголовное дело, и, хотя все участники инцидента следствию были известны, дело было закрыто со ссылкой на неустановление лиц, причастных к преступлению…...
…..седьмого апреля 2001 года военнослужащие российской армии на блокпосту задержали сына И.Б. 1936 г.р., гражданина И.Р.Х. 1969 г.р., и он бесследно исчез. По этому поводу прокуратурой было возбуждено уголовное дело, однако положительных результатов следствие не достигло. В 2003 году четвертого октября в дом Исаевых ворвались солдаты и увезли с собой еще двух сыновей И.Б. 1966 г.р. и 1973 г.р. Прокуратурой было возбуждено уголовное дело, но братья не были найдены……
По предварительным данным, пропавших без вести жителей Чечни около 5 тысяч человек.
Как сообщили агентству, в чеченском представительстве МРОО «Комитет против пыток» имеется десяток дел, связанных с преступлениями военнослужащих. Одно из них - бомбардировка села Элистанжи Веденского района. Общее количество жертв этого бесчеловечного акта: из числа гражданского населения составляет не менее 95 человек — 35 убитых и 60 раненых и искалеченных. Среди погибших 10 детей, как грудных младенцев, так и подростков до 14 лет, 7 человек были пожилыми людьми от 61 года и старше (3 мужчин и 4 женщины).
Процессуальная история этого уголовного дела представляет собой цепь приостановлений и возобновлений расследования, сопряженных с тщетной попыткой передать расследование в руки органов военной юстиции. К настоящему моменту расследование уголовного дела не закончено. Следствием признаны потерпевшими ряд граждан, от жертв и свидетелей получены показания об обстоятельствах бомбардировки, проведены медицинские экспертизы. Тем не менее, лица, подозреваемые в совершении преступления, не установлены, обвинение в причинении смерти и ранений гражданским лицам из числа жителей села Элистанжи никому не предъявлено, к уголовной ответственности никто не привлечен.
В ночь с 13 на 14 января 2003 года из домов, расположенных по адресу: с. Ачхой-Мартан, ул. Орехова, 15а и 22, без всяких объяснений и предъявления документов неизвестными военнослужащими в камуфляжной форме одежды, в масках и с полным вооружением, были увезены в неизвестном направлении: Исмаилов Яраги Салманович, 1956г.р., Исмаилов Хизир Салманович, 1962 г.р., Исмаилов Асламбек Ахмедович, 1979 г.р., Исмаилов Аслан Ахмедович, 1981 г.р. и Дайдаев Юси Хасмагомедович, 1953 г.р. С тех пор об их судьбе ничего не известно. Оперативная обстановка в Чеченской Республике с 2000 года находилась под контролем силовых структур РФ. Провести подобный захват граждан с применением бронетехники в количестве 7 единиц и автомашины, с установкой «Шилка» на борту, могли только официальные вооруженные специальные подразделения РФ. Об этом убедительно сообщают и очевидцы происшествия.
Алаудин Садыков, в прошлом - школьный учитель. На момент задержания Алаудин работал в похоронной бригаде МЧС, а также помогал с доставкой воды и продуктов жителям Октябрьского района города Грозный. Около 10 часов утра 5 марта 2000 года, когда Алаудин выдавал воду жителям на закрепленном за ним участке, к нему подъехали два УАЗа с российскими военными. Они попросили сесть к ним в машину и показать дорогу. Когда сотрудники Ханты-Мансийского ОМОНа прибыли на улицу, которую искали, Алаудин попросил выпустить его, но в ответ его сильно ударили и надели мешок на голову. Затем он был доставлен во временный отдел внутренних дел Октябрьского района города Грозный. Во время задержания, которое длилось почти три месяца, Алаудина заставляли жевать и глотать состриженные с его головы волосы, прожгли ладонь правой руки, сломали нос, ребра, выбили зубы и затем отрезали ухо. Суд охарактеризовал эти действия как «ужасающий акт насилия» и нашел шокирующим тот факт, что совершили его представители милиции, которым надлежит защищать граждан.
Преступление в селе Хал-Келой в 2000 году. В село вошла колонна федеральных сил, состоящая из нескольких десятков единиц бронетехники, сотен военных. Начался прицельный обстрел села. В результате обстрела погибло 6 мирных граждан, из них двое грудных детей. В процессе предварительной проверки не представилось возможным установить военных, проведших данную войсковую операцию, а правоохранительные органы, наделенные правом проведения предварительного следствия, даже не зарегистрировали это происшествие, т.е. укрыли особо тяжкое преступление….
….Это всего лишь несколько случаев преступлений, совершенных на территории Чеченской Республики, за которые фактически никто не понес никакого наказания, как говорилось в официальных формулировках «в связи с неустановлением лица, подлежащего к привлечению в качестве обвиняемого»… а в случае, когда причастных к убийству мирных граждан военных привлекли к ответственности, они каким –то «чудом» смогли избежать наказания. К примеру, напомним, что капитан спецназа ГРУ Эдуард Ульман и его подчиненные лейтенант Александр Калаганский, прапорщик Владимир Воеводин расстреляли шестерых мирных граждан Чечни с целью сокрытия преступления сложили трупы в автомобиль и подожгли. Были оправданы вердиктом суда присяжных, который был отменен военной коллегией Верховного суда. Эдуард Ульман, Владимир Воеводин и Александр Калаганский сбежали за два месяца до окончания суда, были осуждены заочно и приговорены судом соответственно к 14, 11 и 12 годам лишения свободы…..
В связи с тем, что уголовные дела закрывались «в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого», потерпевшие стали подавать жалобы в Европейский суд по правам человека.
В свою очередь, правоохранительные органы республики, Аппарат Уполномоченного по правам человека в Чеченской Республике делают все возможное для того, чтобы восторжествовала справедливость, и виновные в совершении преступлений против граждан Российской Федерации, жителей Чеченской Республики, понесли наказание в соответствие с Российским законодательством. Чтобы восторжествовал Закон необходимо проведение тщательного расследования.
Для этого с 2009 года в следственном управлении Следственного комитета России по ЧР начал работу отдел по расследованию особо важных дел, в котором расследуются уголовные дела, ставшие предметом рассмотрения в Европейском суде по правам человека. Об этом агентству сообщили в Следственном комитете России по ЧР, который возглавляет генерал-лейтенант юстиции Виктор Александрович Леденев, первый заместитель полковник юстиции Сергей Васильевич Соколов.
В официальном сообщении, сделанном Следственным комитетом России по ЧР, агентству сообщается, что «это уголовные дела, по которым жители ЧР обратились в Европейский суд с жалобами на неэффективность расследования уголовных дел следственными органами РФ и возможной причастностью к исчезновениям и убийствам их родственников военных структур».
Так, «основная категория расследуемых данным отделом уголовных дел связаны с похищениями и убийствами гражданских лиц в период проведения с 2000 года КТО на территории Чечни, к которым по имеющимся материалам уголовных дел причастны отдельные военнослужащие федеральных сил».
В соответствии с нормами УПК РФ в рамках расследования указанных уголовных дел следователями направляются запросы в центральные архивы силовых структур РФ о предоставлении сведений о воинских подразделениях, их местах дислокации, военнослужащих возможно причастных к совершенным преступлениям или возможно являющимися свидетелями противоправных действий.
После установления факта причастности к совершенному преступлению военных, уголовное дело направляется в Военное следственное управление для дальнейшего расследования. Только в текущем году в Военное следственное управление по подследственности направлено 17 уголовных дел, по которым установлена причастность военных к совершению преступлений.
Расследование данных уголовных дел находится под жестким процессуальным контролем Главного следственного управления по СКФО и непосредственно Следственного комитета России.
Необходимо также отметить, что за расследованием уголовных дел ставших предметом рассмотрения в Европейском суде по правам человека и вынесенных по ним судебным постановлениям осуществляется контроль Комитетом Министров Совета Европы.
Исполнение постановлений Европейского суда по правам человека является для нашей страны обязательным. В ближайшие дни ожидается визит делегации Комитета Министров Совета Европы в ЧР.
checheninfo.ru
Источник информации : ИА "Грозный-Информ"