Недавно межгосударственный авиационный комитет (МАК) высказал предложение не разрешать обслуживание международных полетов аэропортами, у которых отсутствует сертификация по категориям Международной организации гражданской авиации (ИКАО).
На сегодняшний день в нашей стране около 300 аэропортов, из них 71 – международные. И лишь 65% из них имеют сертификацию по категориям ИКАО. Как правило, это аэропорты региональных центров – Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Самары, Сочи, Новосибирска и других городов.
Лишиться возможности международных рейсов может, среди прочих, Грозный. Аэропорт в этом городе получил международный статус лишь 2 года назад. Для этого были вложены крупные суммы в модернизацию взлетно-посадочной полосы, системы захода на посадку, светосигнальное оборудование и метеорологической системы.
Лишение Грозного данного статуса сильно затруднит паломнические поездки в Саудовскую Аравию для исполнения хаджа. В течение двух недель только из этого аэропорта вылетели 26 рейсов, направляющихся в Мекку. Как отмечают сами жители Чечни, совершение хаджа очень важно для них, и международный аэропорт в столице республики для этого имеет очень большое значение. Помимо Грозного лишиться своего статуса могут аэропорты Воронежа, Омска, Перми, Мурманска, Архангельска. У них также отсутствует сертификация ИКАО. Помимо этого ряд некрупных международных аэропортов на территории нашей страны пока не имеет установленных минимумов допустимой видимости. Тогда как в странах Запада практически все международные аэропорты уже сертифицированы.
Мнения специалистов по этому поводу сильно расходятся. Например, главный редактор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев отмечает, что предложение МАКа вполне разумно, так как требования сертификации ИКАО очень важны для безопасности полетов. Однако директор ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации Виктор Горбачев считает, что категория ИКАО нужна только для обслуживания крупных самолетов и повышения регулярности полетов.
Судя по всему, если предложение МАКа будет принято, то Россия действительно потеряет часть международных аэропортов. Ведь для получения любой категории ИКАО аэродром необходимо обеспечить соответствующим оборудованием (радиолокационные и светосигнальные системы). Стоимость подобной модернизации только для одного аэропорта – несколько миллионов долларов.